Дети в карусели развода

РЕБЕНОК В КАРУСЕЛИ РАЗВОДА

С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова,
Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова
М.: Дрофа, 2001

Вот видите! Оказывается, для родителей можно писать не только псевдопсихологическую попсу, но и добротные популярные книги!

Это издание — плод совместного труда авторского коллектива, состоящего из психолога, социолога, философа и психотерапевта. Вышло оно с подзаголовком «Мнение психолога». Остальные профессии издатели решили на обложку не выносить, видимо полагая, что для покупателя они не столь привлекательны.

Но и по сути книжка именно психологическая. Какой-либо особой философии или социологии в ней не содержится. Да и так ли уж они нужны «в карусели развода»? Может быть, только потом, когда все уляжется.

А пока читателю предлагается почти двести страниц профессиональных рекомендаций, сопровождаемых примерами из практики, тестами для самопроверки, практическими упражнениями и даже комментарием юриста. Все расположено в хронологической последовательности: «до», «во время» и «после». Вот только не хватает главы «вместо». Невнятная скороговорка советует не спешить с решением и обратиться к психологу, а дальше развод подразумевается как норма жизни.

Не отступая от заявленной на обложке тематики, авторы пытаются донести до читателя взгляд ребенка на проблемы взрослых. Профессиональный психолог вряд ли почерпнет здесь что-нибудь новое, поскольку подобные советы ему, скорее всего, приходится регулярно давать своим клиентам. Но добротность и подробность изложения профессионал наверняка оценит.

А родители смогут узнать, как сообщить ребенку о своем разводе, как помочь ему справиться с этим тягостным для него известием, что могут сделать бабушки и дедушки, как организовать новое жизненное пространство в доме. Не забыты и сами родители: новому образу мамы и взаимоотношениям с папой посвящены две отдельные главы. Родственники, школа и друзья тоже не обойдены вниманием.

Есть и мелкие недостатки — как же без них!

Издатели поместили в книгу всего два детских рисунка, но даже их умудрились перепутать местами.

[3]

Попытка изложить основы системной семейной психотерапии вышла какой-то робкой, как будто авторы подступились к слишком трудной для себя теме и решили поскорее свернуть ее изложение.

И большое сомнение вызывает один из тестов, в котором предлагается выбрать подходящие ответы на гипотетические вопросы родителей. Самые холодно-отчужденные варианты ответов трактуются как свидетельство зрелых отношений, а наиболее доброжелательные и уступчивые — как недостаток уверенности в себе.

Но есть еще одна особенность, которая, пожалуй, не является недостатком, но все же сильно ограничивает практическую ценность книги.

Она написана четырьмя женщинами, предназначена только для женщин и выражает некий «коллективный» женский взгляд на развод. Мужчины в книге присутствуют лишь где-то вдалеке в роли обманувших мужей и ушедших из дома отцов. Жены, изменившие мужьям, и матери, бросившие детей, отсутствуют как класс. А единственный вариант поведения, за который авторы удостаивают бывшего мужа скупой похвалы («по-мужски!»), — это не претендовать на жилплощадь.

Да, ребенку нужен отец, это повторяется как заклинание. Но вот героиням книги мужчина в доме не нужен вовсе. А подчеркивая положительные стороны развода, авторы лишь способствуют психологической готовности к смене «партнера».

Для повышения спроса на книгу — это полезно, поскольку увеличивает число потенциальных покупательниц. А вот для их детей.

Дети в карусели развода

Подумайте, что из перечисленного лучше характеризует вас. Если вы скорее активный человек, подумайте, к чему приведет еще большая активность — снимет ли она сложность ситуации или, напротив, усугубит ее. Если же вы скорее реактивный человек, постарайтесь в вашей сложной ситуации быть как можно более информированной и удерживайте свои позиции на достигнутом уровне.

Кроме того, вас могли уверить, что если новый партнер любит вас, то непременно будет рад и вашему ребенку. Увы, и это не всегда верно: новый партнер может никак не распространять своих теплых чувств на «комплект» близких своей возлюбленной, видя в них помеху для общения вдвоем. Итак, все узкожитейские представления о разводе легко опровергаются примерами психологических недоразумений, которые мы встречали в нашей практике.

Застигнутые разводом

Не всегда в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые изменяются и в отношении к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стесняясь говорит об этом, кто-то настраивает себя на то, чтобы всецело отдаться воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом случае внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на воспитание ребенка. Нередко взрослые просто «отыгрываются» на детях как на самых беззащитных существах.

Нартова-Бочавер С.К. — Дети в карусели развода

С.К. Нартова-Бочавер — Дети в карусели развода

Соавторы: Н. В. Малярова, М. И. Несмеянова, Е. А. Мухортова.

Предлагаемая Вашему вниманию книжка является психологическим путеводителем по различным ситуациям, которые обязательно возникают в семье в связи с разводом. Пристальное внимание авторов этой книжки, а именно: психолога, философа, социолога и психотерапевта — уделяется общению между родителем и ребенком.

При помощи научно-популярных тестов, настоящих случаев из консультативной практики и полезных практических рекомендация перед читателями открывается целая палитра всевозможных способов поведения в после разводном кризисе, помогая выбрать самые лучшие для конкретной семьи решения. Весь изложенный материал был позаимствован из российской реале.

С.К. Нартова-Бочавер Дети в карусели развода

Просмотры: 2608 Рейтинг:

Голосов: (3)

Родители и дети в карусели развода

Доска объявлений

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Log-in.ru© — мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись


Если ты уже один из нас, то вход тут.

Интересно

В 17 веке термометры наполняли не ртутью, а коньяком

Читайте так же:  Муж обижает ребенка от первого брака

Новое в галереях

«Неожиданные вспоминания» Дмитрия и Инги Медоустов — это настоящее «густое» чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний «вне ума», состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка — вполне «семейная». Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном «фамильной книги», предназначенной для внутреннего, семейного круга, но — в силу своей оригинальности — интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини — человек-загадка. Кем он был — гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал — только краткое введение в судьбу «красного барона».

«Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары. «

«Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная. «

«Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась».

«Есть английское слово immaculate, «безупречно». К этому, очевидно, стремился Вадим. «

«Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны — тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты».

«. Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?»

«Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность. «

«В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…»

«Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад».

«В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится».

«Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник — это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии».

«В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно».

«Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость. «

«Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами».

www.Zenon74.ru – портал о культуре, искусстве и образовании. Интервью и истории из жизни выдающихся деятелей науки и культуры России и мира. Неформальное освещение вопросов воспитания и образования.

© Информационно-образовательная группа www.Zenon74.ru (Издательский Дом Игоря Розина), 2011
Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены и охраняются законами РФ
Полное или частичное использование любых материалов сайта в электронных СМИ, а также в печатном виде возможно только с письменного разрешения редакции [email protected]

Читайте так же:  Обязательство по материнскому капиталу образец пенсионный фонд

При использовании любых материалов сайта в электронных СМИ обязательно наличие активной гипертекстовой ссылки.

Телефоны редакции www.Zenon74.ru в России: +7 904 812 18 07 в США: +1 929 370 99 63 Email: [email protected]

Редакция не несет ответственности за достоверность информации и мнения, высказанные в авторских материалах и комментариях пользователей

Редакция может не разделять точку зрения авторов, комментаторов и героев материалов

Ответственность за содержание рекламных объявлений, размещенных на веб-сайте, несет рекламодатель

© Разработка сайта: www.Zenon74.ru (Издательский Дом Игоря Розина), 2011

Дети в карусели развода (Нартова-Бочавер С.К.)

Видео (кликните для воспроизведения).

Соавторы: Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А.

Предлагаемая вашему вниманию книга — психологический путеводитель по ситуациям, возникающим в семье после развода. Основное внимание авторов — психолога, социолога, философа и психотерапевта — уделяется общению родителей с ребенком.

С помощью научно-популярных тестов, реальных случаев из консультативной практики и практических советов перед читателями раскрывается палитра возможных способов поведения в послеразводном кризисе, помогая выбрать наилучшие для данной семьи решения. Весь фактический материал заимствован из российской действительности.

Об авторе: Софья Кимовна Нартова-Бочавер — кандидат психологических наук, доцент Московского педагогического государственного и Московского городского психолого-педагогического университетов. Является директором психологической консультации «Институт детства». Автор более 120 научных, методических… еще…

ПАРТНЕРЫ

Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ
ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Стоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Дорогой читатель, поддержи благотворительный проект Zenon!

Мы стараемся делать Zenon интересным и полезным для наших читателей.
Чтобы мы чувствовали свой труд ценным и важным для вас, поддержите наши усилия!
Пожертвуйте нам любую сумму! Спасибо, что читаете нас!

Вы можете поддержать образовательный Zenon ссылкой, разместив у себя на сайте:

Дети в карусели развода

Соавторы: Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А.

Предлагаемая вашему вниманию книга — психологический путеводитель по ситуациям, возникающим в семье после развода. Основное внимание авторов — психолога, социолога, философа и психотерапевта — уделяется общению родителей с ребенком.

С помощью научно-популярных тестов, реальных случаев из консультативной практики и практических советов перед читателями раскрывается палитра возможных способов поведения в послеразводном кризисе, помогая выбрать наилучшие для данной семьи решения. Весь фактический материал заимствован из российской действительности.

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

Родители и дети в карусели развода

Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод – тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Но жизнь есть жизнь, и развод – одна из форм человеческого общежития. Лучше задуматься о другом: для чего развод затевался? Что изменилось в жизни вашего ребенка к лучшему? В решении особенно важно не ошибиться, если Вы отвечаете не только за себя, но и за своего ребенка.

Принимая решение о разводе, проанализируйте, не поддались ли вы широко распространенным предрассудкам, связанным с убеждением в том, что развод всегда полезен. Одни считают, что развод для ребенка не является чем-то исключительным, поскольку рядом всегда много детей из неполных семей. Другие думают, что после развода наконец-то уладятся их отношения с родственниками – источниками конфликтов и все само «образуется», встанет на свои места. Кроме того, вас могли уверить, что если новый спутник жизни любит вас, то непременно будет рад и вашему ребенку. Все эти положения легко опровергаются на практике.

Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении, в любви. Несмотря на то, что для взрослых развод – это не редко болезненное, малоприятное, порой, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле, при этом гамма чувств разводящихся изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей же расставание родителей – это всегда разрушение среды обитания. Это и землетрясение, и война сразу.

Если же вы все-таки пришли к окончательному решению о разводе, необходимо подумать о том, как вести себя с детьми. При разводе, также как в любой иной жизненной ситуации, родитель должен исходить из любви к ребенку, укреплять независимость и самостоятельность его, сознательно контролировать собственное поведение и помогать развитию самоконтроля и дисциплины у своего ребенка.

Стратегия отношения к ребенку в период развода заключается в сохранении доверия ребенка к миру. В зависимости от возраста, пола и особенностей личности это потребует различных усилий. Во имя благополучия ребенка на всех этапах развода нужно помнить о трех целях:

•добиться того, чтобы ваша семья так и осталось семьей;

•свести к минимуму негативные последствия для детей;

•принять развод как неотъемлемую часть бытия.

Первый вопрос, который обычно задают психологам: что и как надо говорить ребенку о состоявшемся разводе и об изменении в жизни семьи? Хорошо, если и мать, и отец займут единую и четкую позицию, не будут скрывать и умалчивать. Всякие недомолвки, шепот усиливают напряжение детей, повышают их любопытство, вызывают подозрения и могут спровоцировать совершенно фантастические предположения.

Всегда стоит беречь чувства ребенка, но важно дать достаточную информацию для того, чтобы он не фантазировал, ведь иные фантазии будут куда болезненнее, чем правда. Нужно помнить, что дети склонны чувствовать себя ответственными за все трагедии, происходящие в семье. С их точки зрения, причина развода вполне очевидна: родители ссорятся или расходятся из-за их плохого поведения.

[2]

Чтобы снизить для ребенка травматический накал, необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. При этом в разъяснениях, которые надо дать, важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего. Самое правильное – дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснение.

Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам. Наиболее доступна для маленького ребенка формулировка: «Папа переезжает, больше с нами жить не будет, но будет приходить к нам, и ты сможешь с ним видеться столько, сколько захочешь». Понятно, что такие слова должны быть подкреплены сознательной договоренностью родителей. Подростку можно сказать больше, однако не нужно вдаваться в подробное объяснение причин и обстоятельств развода, недопустимо объяснять развод несостоятельностью супруга. К сожалению, приходится слышать высказывания типа: «Папа плохой, мы его выгнали и больше к нам не пустим». Необходимо отделить отношения разошедшихся супругов от их отношения к детям. Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем. Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка любого возраста важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться.

Читайте так же:  Как подать на алименты на иностранного гражданина

Таким образом, сама ситуация развода и возникающие в связи с ней новые проблемы воспитания требуют особенного внимания родителей прежде всего к самим себе, к честной и самокритичной оценке собственных побуждений. Кроме того, родителям следует договориться о совместных действиях по воспитанию ребенка после развода, создать все необходимые условия для полноценного воспитания.

Некоторые мамы ошибаются, когда думают, что отсутствие отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль как таковую. Необходимо всем одиноким матерям честно и самокритично признать, что отсутствие отца не может так или иначе не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоотношения с ребенком.

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений.

•Первый тип определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. И чем раньше мать даст доступные ребенку объяснения, тем лучше. Если же дети знали отца, помнят его, строить воспитание, делая вид, что его просто нет и не было, вряд ли разумно.

•Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья стала неполной. Каким бы ни было истинное положение вещей, подобную воспитательную позицию следует считать при всех условиях неблагоприятной. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления дети в такой семье вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, начинают смотреть на нее критически и, возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала мать по отношению к отцу, дети начинают замечать, фиксировать в самой матери. Так возникают глубокие внутренние конфликты, и нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим неполной семье.

•Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у детей представления об отце как об обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Это самая трудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, может быть, преодолеть горечь от пережитой несправедливости или обиды. Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. Подобная ситуация не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок сможет спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет независимо от сложившихся семейных обстоятельств.

Ребенок очень многому учится в своей семье. В том числе и умению преодолевать критические ситуации. От того, как вы сумеете пережить ситуацию развода, что потеряет и обретет от этого ваша семья, зависит и то, как в своей собственной взрослой жизни дети будут бороться с житейскими сложностями. Поэтому так важно на примере ваших отношений с бывшим супругом научить их не только ссориться, конфликтовать, но и уметь находить общий язык и взаимоприемлемые решения даже в очень сложных вопросах.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Нартова-Бочавер С. К. — Дети в карусели развода

Год публикации оригинала: 1996
  • Автор:Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А.
  • Название: Дети в карусели развода Язык оригинала:русский Данный сайт предоставляет книги исключительно в ознакомительных целях.
    Если вам понравилась та или иная книга, рекомендуем купить ее.
    Все права на книги, которые представлены на PSYCHOJOURNAL.RU, принадлежат их авторам и издательствам.
    • Описание
    • Скачать

    Предлагаемая вашему вниманию книга — психологический путеводитель по ситуациям, возникающим в семье после развода. Основное внимание авторов — психолога, социолога, философа и психотерапевта — уделяется общению родителей с ребенком.

    С помощью научно-популярных тестов, реальных случаев из консультативной практики и практических советов перед читателями раскрывается палитра возможных способов поведения в послеразводном кризисе, помогая выбрать наилучшие для данной семьи решения. Весь фактический материал заимствован из российской действительности.

    Новости

    Просмотров всего: , сегодня:

    Просмотров всего: , сегодня:

    Просмотров всего: , сегодня:

    Просмотров всего: , сегодня:

    Просмотров всего: , сегодня:

    Уважаемые родители будущих первоклассников 30 ноября 2019 года в школах города Екатеринбурга состоится единый День открытых дверей!

    Ребенок в карусели развода. Психология благополучного развода в семье с детьми

    Предлагаемая книга — психологический путеводитель по ситуациям, возникающим в семье после развода. Основное внимание авторов — психолога, социолога, философа и психотерапевта — уделяется общению родителей с ребенком. При помощи научно-популярных тестов, реальных случаев из консультативной практики и практических советов перед читателями раскрывается палитра возможных способов поведения в послеразводном кризисе, помогая выбрать наилучшие для данной семьи решения. Весь фактический материал заимствован из российской действительности. Книга адресована психологам, педагогам, социальным работникам и студентам соответствующих специальностей и может быть использована в качестве учебного пособия для курса “Психология семейных отношений”. Все содержащиеся рекомендации могут быть полезны и широкому кугу читателей, столкнувшихся с проблемой развода в жизни своих друзей и близких.
    Соавторы: Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А.

    Читайте так же:  Как платить ипотеку после развода супругов

    В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

    С книгой «Дети в карусели развода» также читают:

    Предпросмотр книги «Дети в карусели развода»

    Нартова-Бочавер Софья Кимовна, кандидат психологических наук
    Несмеянова Маргарита Ивановна, кандидат философских наук
    Малярова Нина Васильевна, кандидат философских наук
    Мухортова Елена Алексеевна, практический психолог

    Дети в карусели развода. Психология благополучного развода в семье с детьми

    Аннотация
    Предлагаемая книга — психологический путеводитель по ситуациям, возникающим в семье после развода. Основное внимание авторов — психолога, социолога, философа и психотерапевта — уделяется общению родителей с ребенком. При помощи научно-популярных тестов, реальных случаев из консультативной практики и практических советов перед читателями раскрывается палитра возможных способов поведения в послеразводном кризисе, помогая выбрать наилучшие для данной семьи решения. Весь фактический материал заимствован из российской действительности. Книга адресована психологам, педагогам, социальным работникам и студентам соответствующих специальностей и может быть использована в качестве учебного пособия для курса “Психология семейных отношений”. Все содержащиеся рекомендации могут быть полезны и широкому кугу читателей, столкнувшихся с проблемой развода в жизни своих друзей и близких.

    План-проспект рукописи “Дети в карусели развода”

    Умение быть счастливым
    Тест для взрослых
    Прочитайте утверждения, которые приведены ниже, и выберите из них те, что наиболее соответствуют Вашему мироощущению. Имейте в виду, что здесь нет утверждений “плохих” и “хороших”, правильных и неправильных, подсчитывать результаты будете Вы сами, и потому будьте предельно откровенны и не старайтесь выдавать себя за кого-то другого — ведь в совете нуждаетесь именно Вы.

    Психологическое упражнение
    Сядьте удобно в кресле, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что Вы — маленькая девочка и идете по бревну. Оно высокое и узкое. Родители не разрешают Вам по нему ходить, но Вы уже взобрались на него и находитесь на полпути. Соседи видят Ваш испуг. Слева бежит маленькая старушка с первого этажа, она поможет Вам слезть, но при этом расскажет обо всем родителям. Справа подходит сосед- любитель пива, он-то не нажалуется, но от него всегда плохо пахнет, не хочется идти к нему на руки. Ну что же, остается только одно — прыгать! Шлеп — песок впился в коленки. Страшно? Да не очень! Крови нет, можно встать и отряхнуться. И пусть себе проходит мимо любитель пива, пусть бабуля возвращается на свой наблюдательный пост. Ничего не произошло! А как насчет того, чтобы снова залезть на бревно? Да запросто!

    Теперь прислушайтесь к себе. Запомните это чувство и вспоминайте каждый раз, когда Вам плохо.
    0 — 7 баллов — Вы привыкли смотреть на мир сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила Вам участь невезучего человека, а иногда даже кокетничаете этим. Вам кажется, что Вы — самое несчастное существо на земле и так будет всегда. Вы можете думать только о себе. Конечно, трагические переживания очищают, приносят много высоких и романтических переживаний. Но можете ли Вы позволить их себе, имея детей? Не за их ли счет Вы возвышаете собственную душу? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей.
    Если Вам кажется, что Вы в растерянности и рады принять помощь любого рода, давайте подумаем о Вас вместе.

    Психологическое упражнение
    Представьте себе, что Вы никогда не выходили замуж. Вспомните свою незамужнюю подругу. Можете ли Вы сказать, что было бы лучше? Но ведь тогда бы не было Вашего ребенка! Вы дали ему жизнь. Только Вы можете сейчас сделать эту жизнь счастливой. Чем больше Вы грустите, тем хуже для него, а ведь он считает, что Вы поступили правильно. Подумайте о том, как Вы устроите ближайший детский праздник. Вы никогда раньше их не делали? Ну так самое время начать!
    Вы чувствуете, что Вам сейчас очень плохо. Так плохо, как никогда. Хуже просто не бывает. Хуже не будет. Вы проходите через самую трагическую точку своей жизни. Все, что было, было лучше. И все, что будет, — тоже. Мысленно перенеситесь в будущее. Представьте себе свадьбу Вашего сына (дочери). О чем Вы думаете около молодых? Сколько Вам лет? Как Вы выглядите? Какой цвет Вам к лицу? Как Вы танцуете, когда Вас приглашает друг новобрачных? Ваш бывший муж здесь же, и смотрит на Вас. Вы счастливы. Все, что произошло, — к лучшему. И будущее принесет Вам много радости. Запомните это ощущение. А теперь мысленно приблизьте его во времени. Вы перенеслись вперед всего на десять лет. На пять. На год. К будущему лету. К ближайшему празднику. Поверьте, Вам есть что праздновать!

    А теперь, прислушавшись к себе и сделав несколько упражнений, Вы вполне готовы к тому, чтобы критически отнестись к тем распространенным предрассудкам, которыми сопровождается расставание супругов.

    [1]

    Психологическое упражнение
    Птенцы
    В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз. Все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
    Внимательно выслушайте ответы ребенка. Чаще всего дети говорят так: “Птенец тоже летит и садится на какую-нибудь ветку”, “Полетит к маме, потому что он испугался”, “Полетит к папе, потому что он сильней”, “Останется на земле, потому что он не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его”.
    Признаками скрытой тревожности ребенка являются ответы, подобные следующим: “Птенец не умеет летать, поэтому останется на земле”, “Попытается лететь, но не сумеет”, “Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.”, “О нем все забудут, и кто-нибудь наступит”.

    Дети принимают мир таким как он есть, и даже если они осознают (со слов взрослых), что папа и мама недовольны друг другом, то сами этого не переживают, поскольку не знали других образцов поведения. Образец жизни, образец общения, отношения к миру — это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка — в безопасности, в общении, в любви. Благодаря родителям он чувствует себя защищенным, знает, что не умрет с голоду.
    Именно в раннем детстве ребенок усваивает первые уроки доверия и любви, — и это нельзя компенсировать ни чтением книг, ни “дружбой с замечательными людьми”. И если можно говорить о стратегии отношения к ребенку в период развода, то она заключается в том, чтобы постараться сохранить доверие ребенка к миру. В зависимости от возраста, пола и особенностей личности ребенка это потребует различных усилий.

    Читайте так же:  Трудоустройство матери одиночки

    Благополучный развод? Да!
    Но не будем забывать о том, что развод осуществлялся для того, чтобы всем стало лучше. И независимо от того, в какой стране живет семья, полезно во имя благополучия ребенка на всех этапах развода помнить о трех целях.
    1. Добиться того, чтобы Ваша семья так и осталась семьей.
    2. Свести к минимуму негативные последствия для детей.
    3. Принять развод как неотъемлемую часть бытия.
    Помните об этих целях на всех этапах развода, при решении всех житейских сложностей! Именно они сделают Ваши дальнейшие действия осмысленными и верными. А для начала — выработайте для себя программу действий в соответствии со следующими ПРАВИЛАМИ:

    1. Не решать супружеские конфликты за счет ребенка.
    2. Не очернять образа бывшего супруга в глазах ребенка.
    3. Не лгать ребенку и всегда объяснять, что происходит в семье

    И хотя прежний мир ребенка, мир, в котором он родился и жил до сих пор, разрушился, — нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Не всегда это приспособление дается ребенку легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья. Нередко формируется неблагоприятный семейный сценарий, когда расставание супругов считается поступком в порядке вещей, а не исключением. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше других дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков разрешения семейных конфликтов. Хотя и это наблюдение — тоже не правило для всех.

    Семейные сценарии
    Семья обладает внутренней системой оценок, и человек в первую очередь пользуется именно ею. От родных он узнает о себе, любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный. Поэтому и супружеские конфликты должны быть рассмотрены в первую очередь внутри семьи — только так обсуждаются семейные дела, касаются ли они женитьбы или развода. Но важно помнить, что, снимая ответственность за решение, семья одновременно своими правилами порабощает своих членов — и в какой-то момент становится невозможно понять, в какой рай ведут человека на поводке семейные правила.
    Эти представления могут как облегчать принятие решений разводящимися супругами, так и осложнять их. Мы так долго говорим о семейных традициях для того, чтобы Вы в своей непростой ситуации сумели прочувствовать те связи и узы, которые мешают принять Вам свое собственное, единственно верное решение. Чтобы проследить их, попробуйте сделать следующее

    В тех случаях, когда зависимость человека от родительской семьи исключительно велика, говорят о так называемых жизненных сценариях, которые формируют судьбу человека, действуя бессознательно. Выявление сценария — особая психологическая работа. К счастью, не все родительские предписания могут быть отнесены к жизненному сценарию человека. Замечательный психолог Эрик Берн, говоря об этом, указывал, что сценарий отвечает по крайней мере трем признакам: он формируется в раннем детстве человека его родителями, содержит особый “метод” жизни, приносящий успех или неудачу и, наконец, вызывает доверие и убежденность человека.
    Сценарий — это индивидуальный миф человека. И чтобы его выявить, попробуйте сами, быть может, впервые в жизни, сочинить сказку. Она может быть о чем угодно — пишите все, что придет Вам в голову, но только помните, что она должна иметь начало и конец. Вот как это сделала посетительница нашей консультации Ксения М.

    А теперь подумаем вот о чем. Каждый человек ставит перед собой какие-то жизненные задачи. Если он в целом справляется с ними, его можно назвать Победителем, если нет — Неудачником. В зависимости от сюжета сценария он может быть также Преследователем или Жертвой. Герой рассказа нашей посетительницы — Победитель. На кого больше похожи Вы (не сейчас, а в ходе своей предыдущей жизни)? Кто из Ваших родных думает также? Как Вам кажется, решение о разводе — это Ваша победа или поражение? Сейчас это главный вопрос Вашей жизни. Мы еще не раз будем возвращаться к моменту, когда было оно принято.

    Запомните это ощущение и вспоминайте его каждый раз, когда чувствуете, что давление Ваших родных становится нестерпимым.

    Кто в домике живет?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Стоит задуматься о том, как мы определяем эмоциональный климат семьи. Для этого задайте своим детям следующие вопросы, а если они еще малы или их нет рядом, попробуйте представить, как они Вам ответят.
    1. Где ты обычно играешь. когда мамы (папы) нет дома? А когда она (он) возвращается с работы?
    2. Как ты думаешь, лучше было бы, чтобы мама пораньше заканчивала работу и возвращалась домой или попозже? А папа?
    3. Как тебе хотелось бы проводить лет&heip

    Источники

    Литература


    1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

    2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.

    3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
    4. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.
    Дети в карусели развода
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here