Механизм защиты прав ребенка в российской федерации

Законодательное закрепление защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации и реальные примеры из жизни

Как только малыш появляется на свет, он сразу становится полноценным членом общества со своими правами и интересами. Каждый ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов. Российское законодательство, а именно Гражданский (ГК) и Семейный кодексы (СК), являются гарантами этой защиты.

Помимо государства защищать законные права своего ребенка должны, в первую очередь, его родители, так как пока ему не исполнится 18 лет, он относится к категории «дети». В СК прописаны все права, которые принадлежат каждому ребенку. Их необходимо соблюдать вне зависимости от того, в каких условиях живет и как воспитывается малыш.

Права и свободы ребенка в России, которые должны защищаться государством

Права ребенка вступают в законную силу сразу же после его рождения. Таким образом каждый маленький гражданин имеет право:

  1. На воспитание и проживание в семье (статья 54 СК Российской Федерации).
  2. На собственное имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
  3. На любовь и опеку своих родителей, а также на общение с ними, если они живут не рядом (ст. 55 СК РФ).
  4. На общение с людьми, состоящими с ним в кровном родстве.
  5. На получение воспитания в дружелюбной обстановке, где царит взаимопонимание и соблюдаются интересы каждого (статья 56 СК).
  6. На бесплатное получение начального (базового) образования.
  7. На защиту своих прав.
  8. На имущество (статья 60 СК).
  9. На выражение личного мнения (статья 57 СК РФ).
  10. На помощь врачей и ее приоритетное получение в случае экстренной ситуации.
  11. На смену фамилии, имени, отчества.
  12. На специальный режим и особое обучение в случае психической, физической или социальной неполноценности.
  13. На защиту от принудительного труда, который может навредить его здоровью, умственному развитию, жизни.
  14. На достойный жизненный уровень.
  15. На защиту от насилия в любых его формах.
  16. На доступность всех видов информации.
  17. На личное пространство и защиту от вмешательства в него со стороны других людей.

Защита прав и интересов ребенка в Российской Федерации

Детство является важным этапом в жизни каждого гражданина, поэтому государство признает его значимость. Именно в детстве человека нужно готовить к полноценной общественной жизни, развивать у него творческую активность, воспитывать нравственность, гражданственность и чувство патриотизма.

Чтобы детство у каждого ребенка было счастливым и светлым, государство создало специальный механизм, защищающий права и свободы несовершеннолетних. Функционирование данного механизма во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляют свою деятельность субъекты, защищающие права ребенка (см. также: перечень прав ребенка в России).

Их деятельность, которую далее рассмотрим более подробно, должна быть направлена на защиту детей от таких угроз:

  • покушение на честь и достоинство;
  • противоправная эксплуатация, насилие во всех его проявлениях, нечеловеческое отношение и т. д.;
  • совращение и рабство сексуального характера;
  • унижение и жестокость;
  • принудительная работа, из-за которой может пострадать физическое состояние и развитие ребенка;
  • приучение к спиртному, наркотическим и другим галлюциногенным веществам.

Законодательные акты

К правовым актам РФ, которые стоят на защите законных прав и интересов несовершеннолетних, относятся следующие:

  • Конституция Российской Федерации принятая и подписанная в 1993 году;
  • Трудовой, Гражданский и Семейный кодексы;
  • Жилищный кодекс, одобренный и подписанный 29 декабря 2004;
  • ФЗ «О дополнительных гарантиях и соцподдержке детей, лишившихся родительской опеки, и детей-сирот»;
  • Федеральный закон РФ «Об основах профилактической беспризорности и правонарушений детей»;
  • ФЗ Российской Федерации «Об опеке и попечительстве»;
  • Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ»;
  • ФЗ России «Об основных гарантиях прав детей»;
  • Закон «Об образовании»;
  • ФЗ «О личных данных»;
  • законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, наносящей ущерб их развитию и здоровью»;
  • закон о соцзащите инвалидов России.

Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

В России законные права и интересы каждого ребенка защищаются органами опеки и правоохранительными органами. Последние представлены органами внутренних дел и прокуратурой. Какими способами каждый из них осуществляет защиту детских прав?

Прокурор, чтобы защитить детские интересы, использует следующие методы:

  • предъявляет иск о лишении родителей их прав на ребенка, ограничении этих прав, отмене усыновления;
  • подает в органы опеки или суд заявление, в котором излагает требование восстановить ранее нарушенные права несовершеннолетнего;
  • является прямым участником судебных процессов, где рассматриваются дела, касающиеся защиты детских прав;
  • предостерегает о том, что нарушать права ребенка недопустимо, выносит представление с требованием устранить имеющееся нарушение;
  • оспаривает акты административных органов, касающиеся защиты прав несовершеннолетних.

Для защиты детей и их прав сотрудники органов внутренних дел:

  • принимают участие в вынужденном изъятии ребенка у родителей (опекунов), помогают найти тех, кто не желает исполнять постановление суда относительно воспитания своих отпрысков;
  • проводят индивидуальные профилактические беседы с семьями и опекунами, которые не исполняют свой родительский долг, касающийся общего образования несовершеннолетнего, а также его обеспечения едой, водой, одеждой, жильем и т. д.;
  • принимают непосредственное участие в раскрытии фактов посягательств на права ребенка.

Органы опеки и попечительства выполняют следующее:

  • проводят работы по выявлению несовершеннолетних, оставшихся без опеки матери и отца;
  • ведут учет детей, оставшихся без родительского попечения, и способствуют дальнейшему их устройству;
  • контролируют условия, в которых эти дети содержатся, воспитываются и учатся;
  • подают иск с требованием лишить или ограничить родителей в правах на ребенка;
  • принимают на себя роль ответчика во время рассмотрения дел, касающихся восстановления родительских прав или отмены их ограничения;
  • выносят решение в делах по усыновлению или его отменой;
  • являются участниками процесса воплощения в жизнь судебных решений по делам, касающимся воспитания несовершеннолетних.

Общественные организации

Основной организацией, занимающейся защитой прав детей, является Ассоциация уполномоченных по правам несовершеннолетних в РФ (подробнее в статье: все о деятельности уполномоченного по правам ребенка в РФ).

Читайте так же:  Список документов менять при смене фамилии

Ответственность за нарушение прав и интересов детей

Любой человек, нарушивший права ребенка, должен знать, что его действия противозаконны, а значит, наказуемы. Его ожидает административная, дисциплинарная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность. Отцов, матерей и опекунов, которые уделяют мало внимания обучению и воспитанию детей, могут лишить родительских прав. Поводом для этого также может стать:

  • уклонение от выплат денег на содержание малолетнего гражданина;
  • злоупотребление правами родителя;
  • проявление жестокости по отношению к детям;
  • отказ забрать малыша из родильного дома, медицинского или учебного заведения;
  • зависимость от спиртного и наркотиков;
  • преступные действия против ребенка или другого родителя.

[2]

Первое нарушение прав и интересов несовершеннолетнего грозит взрослому предупреждением и административным взысканием, размер которого может варьироваться от 100 до 500 рублей. Если родители (опекуны) не дают ребенку общаться с родственниками, насильно прячут от них, скрывая его местонахождение, то в этом случае им грозит штраф в размере 2000–3000 рублей. Повторное нарушение права ребенка на общение и свободу влечет за собой увеличение взыскания до 5000 рублей. В качестве наказания нарушителя могут арестовать на 5 суток.

В случае жестокого обращения с несовершеннолетним родителям (опекунам) придется заплатить штраф, размер которого может достигать 100 тысяч рублей или суммы, равной годовому заработку нарушителя. Также за подобное нарушение прав ребенка родителям могут быть назначены обязательные работы в объеме 440 часов или два года исправительных работ.

Родителям (попечителям), впутавшим отпрыска в преступную деятельность, грозит уголовное наказание – лишение свободы сроком до 6 лет. Если при этом ребенок подвергался насилию и угрозам, то срок может достигать 7 лет заключения.

Те родители или опекуны, которые заставляют ребенка бродяжничать, попрошайничать, употреблять спиртные напитки или наркотические вещества, также понесут уголовное наказание. За подобное преступление их ждет срок от двух до четырех лет лишения свободы.

Реальные примеры из жизни

Довольно часто взрослые, наказывая детей, даже не задумываются о том, что нарушают таким образом их права. Причиной наказания может стать несущественная провинность (разговоры на уроке, разбитая ваза и т. д.), за которую ребенок выслушивает оскорбления, терпит унижения и физическое насилие.

Большинство взрослых считают, что такой метод воспитания очень эффективен и не имеет отношения к нарушению прав ребенка. В действительности же это яркий пример насилия над несовершеннолетним. Подобное «воспитание» заставляет ребенка сильно переживать по поводу случившегося, угнетая таким образом его психику. Кратко рассмотрим несколько примеров нарушения прав ребенка.

Каждый нормальный ребенок любит бегать, прыгать, скакать, переворачивать все вверх дном, и это нормально. Некоторые взрослые не хотят принимать такое поведение малыша и начинают его «воспитывать», лишая свободы (скажем, учитель запирает в классе за непослушание), еды, воды (родители или опекуны за любую провинность) и т. д. Подобную тактику воспитания они считают нормальной, не видя в ней ни малейшего намека на нарушение прав ребенка.

Рассмотрим следующую ситуацию. Родитель (опекун) привел несовершеннолетнего к врачу, но из-за того, что он не имеет полиса, ему отказали в приеме. В данном случае было нарушено право малыша на медицинскую помощь.

В школе достаточно часто используют такую меру наказания за прогулы, как уборка школьных территорий и классов. Такого не должно быть, ведь это незаконное использование детского труда, то есть эксплуатация ребенка, за которую предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Допустим, ребенок достиг 10-летнего возраста, но так и не начал ходить в школу. Помимо этого он живет в условиях, которые трудно назвать благоприятными. В данной ситуации четко просматривается нарушение права несовершеннолетнего на образование.

Каждый взрослый должен понимать, что любое физическое насилие над ребенком может стать причиной проблем с его здоровьем. Насилие психологического характера может снизить у несовершеннолетнего самооценку и привести к замкнутости и неуверенности в себе.

§2. Механизм защиты прав ребенка в России

Выше отмечалось, что 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Конвенцию о правах ребенка. Дальнейшие шаги, предпринимаемые присоединившимися к Конвенции странами, должны в соответствии со статьей 4, относиться к области совершенствования национального законодательства в целях создания механизма защиты прав детей.

В 1990 году, буквально через год, Конвенция о правах ребенка была ратифицирована нашей страной. Позже, уже в 1998, 24 июля в России был принят Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка, а с 3 августа этого же года он почти в полном объеме вступил в силу.

Однако сегодня состояние дел в области охраны прав ребенка в России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо усилить законодательство в области регулирования механизма защиты прав ребенка. Ведь не секрет, что насколько эффективно защищены права детей в государстве, зависит, несомненно, и будущее самого государства.

Следует признать, что важнейшее конституционное право человека — право на охрану жизни и здоровья, прежде всего детей, в Российской Федерации не обеспечиваются. Достаточно указать на гибель детей от неестественных причин (убийства, несчастные случаи, травмы, насильственных преступлений, пьяных конфликтных ситуаций). Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми и т.д.

Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой статьи возлагает на государства- участники обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация в настоящее время не выполняет указанных требований Конвенции. Частично это связано с пробелами в действующем законодательстве, не позволяющими государству в лице социальных служб активно вмешиваться в угрожаемую семейную или конфликтную ситуацию для защиты прав детей. Закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» также не позволяет осуществлять необходимое профилактическое вмешательство. Нужна законодательная база для своевременного профилактического воздействия на семью.

Механизм защиты прав человека и прав ребенка

Урок обществознания в 9 классе

Подготовила учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 6» Литовченко Н. А.

Читайте так же:  Фамилии приказ о смене фамилии ребенку

Тема: Права и свободы человека

Цель: расширить знания учащихсяо правах и свободах человека, о механизме их защиты, рассмотреть международные документы по правам человека и ребенка; формировать навыки оценки позитивных и негативных событий в сфере прав человека; продолжить выработку умений противостояния нарушениям прав и свобод человека в повседневной жизни; воспитывать уважение к международно-правовым стандартам, ответственное отношение к реализации собственных прав и свобод.

Материалы: тексты Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, компьютерная презентация «Права и свободы человека», учебник, рабочая тетрадь.

Тип уроку: изучение нового материала.

Ожидаемые результаты: После этого урока ученики смогут:

· оперировать понятиями «права и свободы человека», «права ребенка»;

· называть международные документы о правах человека и правах ребенка, коментировать содержание их отдельных статей;


· раскрывать механизм защиты прав и свобод;

· применять разносторонний поход при анализе правовых ситуаций, связаных с реализацией прав и свобод человека;

· определить собственные ценностные ориентиры в сфере прав человека.

Ход урока:

І. Организационный момент

Приветствие; оценка состояния классной комнаты (работы дежурных); проверка подготовки учащимися необходимого для урока материала; фиксация отсутствующих; установка на эффективную учебную деятельность.

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

Дидактическое упражнение «Узнайте по описанию»: Все имеют их от рождения, но иногда не знают, как ими можно пользоваться. Что это? (Права и свободы человека).

Учитель: Сегодня мы попытаемся рассмотреть эти важные для каждого из нас понятия с исторической, правовой и моральной точки зрения, чтобы сформировать целостное представление об основных ориентирах в сфере прав человека.

Подумайте, какие аспекты предложенной темы интересуют именно вас, о чем бы вы хотели узнать на этом уроке? (Учитель записывает предложения учеников на доске – ожидаемые результаты урока.)

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа по вопросам:

1) Что, где, когда вы слышали об основных понятиях урока («права и свободы человека»)?

2) Какое толкование и определение этих понятий вы можете предложить?

3) Что значит, по-вашему, иметь права и свободы? (Знать, реализовывать и уметь защищать.)

І V . Изучение нового материала

Эволюция представлений о правах и свободах человека

Выступление учащихся с сообщениями (опережающее задание) «Происхождение и значение терминов «свободы человека», «права человека»».

Запись определение понятий:

Права человека – это защищенные и гарантированные государством возможности человека.

Свободы человека – это способы (формы) выбора возможного поведения, признанные международным товариществом.

Учитель: Таким образом, права и свободы – это формы выражения установленных законом возможностей при выборе человеком своего поведения.

Демонстрация группой учеников компьютерной презентации (опережающее задание): «История создания Всеобщая декларация прав человека». Учащиеся записывают в тетрадь хронологию основных событий.

Работа с текстом Всеобщей Декларации прав человека по заданию: Назовите три самых важных, на ваш вигляд, права человека. Аргументируйте свое мнение.

Права человека свойствены самой природе человека, как физическому существу. В какой бы стране не жил человек, при рождении он получает необходимые для развития права, поэтому они называются природными или неотъемлемыми.

Утверждение равенства всех людей в природных правах происходило в ходе длительной революционной борьбы ХVII-XVIIІ ст. Существующие сегодня международные стандарты прав человека были приняты после Второй Мировой войны. Они носят название Международная Хартия прав человека (Международный Билль о правах человека) и включают следующие документы (запись в тетради):

1. Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 г.);

2. Международная Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации (1965 г.);

3. Международный Пакт о гражданських и политических правах (1966 г.);

4. Международный Пакт о социальных, экономических и культурних правах (1966 г.).

История человечества свидетельствует, что содержание и объем прав человека зависят от уровня экономического, социального и культурного развития общества. Их реализация возможна только в условиях демократии и правовых гарантий.

Важная информация: 10 декабря отмечается во всем мире как День прав человека, так, как в этот день в 1948 г. Генеральная Асамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Особенности прав ребенка

1) Распространяются ли положення «Международного Билля о правах человека» на детей?

2) Назовите возрастные рамки «детства». («Ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста…»,- гласит ст. 1. Конвенции о правах ребенка.)

3) Как вы думаете, нужны ли ребенку отдельные права? Почему?

4) В чем заключаются основне отличия прав ребенка от прав взрослого человека?

Видео (кликните для воспроизведения).

Права ребенка – это специальные возможности, необходимые человеку в возрасте до 18 лет, для существования и достижения зрелости.

Работа с учебником по з аданию: записать хронологию событий.

1924 (1959) г. – принятие Декларации о правах ребенка;

1989 г. – Конвенции о правах ребенка;

2001 г. – «Закон об охране детства».

Промежуточный вывод: Особенностями прав детей, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) является то, что они представляют из себя перечень обязанностей государста по отношению к детям. Конвенция исходит из того, что дети являются равноправными участниками общественной жизни, а не только будущими взрослыми. Однако, «ребенок вследствии его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и попечении, включая необходимую правовую защиту как до, так и после рождения».

Механизм защиты прав человека и прав ребенка

Учитель: К сожалению, современное общество не идеально. Поэтому очень важно уметь законным путем защищать свои права от возможных посягательств?

Юридический механизм защиты прав человека – это возможность осуществления людьми не запрещенных законом действий по защите собственных прав и свобод, а также система органов, призванных их защищать.

Для защиты своих прав, вы можете обратиться к служебным лицам или в государственные органы, соблюдая установленную законом последовательность:«снизу – доверху». Каждый человек имеет право обратиться в международные правозащитные организации, если исчерпаны все возможности решения вопроса по защите его прав непосредственно в стране.

Работа с учебником по заданию:

1) отразите в тетради механизм защиты прав и свобод человека (систему государственных и международных органов, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека) в виде схемы или плана;

Читайте так же:  Лишение родительских прав матери за аморальное поведение

2) отразите механизм защиты прав ребенка.

Примерный образец ответа отражен в нижеследующей таблице:

Механизм защиты прав и свобод человека («снизу – доверху») Механизм защиты прав ребенка («снизу – доверху»)
v органы местного самоуправления; v правоохранительные органы (прокуратура, милиция, нотариат и др.); v суды; v Кабинет Министров и другие органы исполнительной власти; v Уполномоченный Верховного Совета по правам человека (омбудсмен); v Верховный Совет; v Глава государства; v Институт верховного комиссара ООН по правам человека и делам беженцев; v ЕКОСОР (Економический и Социальный Совет ООН); v Европейский суд по правам человека (Женева). v родители или лица, их заменяющие, родственники, соседи; v классные руководители, социальные педагоги, психологи, администрация школы; v психологические службы по телефону доверия; v органы опеки и попечительства при местных органах исполнительной власти; v Служба по делам детей; v общественные организации, которые занимаются защитой прав ребенка; v Министерство по делам семьи, молодежи и спорта; v Комитет по правам ребенка ООН (10 независимых экспертов).

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 216 ;

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения, которые должны соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.

Защита прав ребенка основывается на нормах международного зако­нодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ,

а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защи­ты прав и законных интересов ребенка.

Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нор­мативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.

Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи; образование; здравоохранение; труд; социальное обеспечение; досуг; профилактику пра­вонарушений и др.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ, которая в юридическом статусе ювенальной юстиции могла бы обеспечивать права и законные интересы ребенка более эффективно.

Согласно проекту Федерального закона «Об основах системы юве­нальной юстиции» от 14 февраля 2005 г. под системой ювенальной юсти­ции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, дол­жностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осу­ществляющих на основе установленных законом процедур действия, наце­ленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

Основным элементом ювенальной юстиции должен являться юве­нальный суд. Проект Федерального конституционного закона «О ювеналь­ных судах в Российской Федерации» также разработан, но до настоящего времени не принят.

В настоящее время в России под ювенальным судом подразумевает­ся уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних, также под ним могут понимать суд общей юрисдикции, рассматривающий уго­ловные, гражданские и административные дела по обеспечению прав, сво­бод и ответственности несовершеннолетних.

Отсутствие в Российской Федерации соответствующей законода­тельной базы не позволяет рассматривать ювенальную юстицию и юве­нальный суд в качестве полноправных субъектов, пока они являются пред­метом для экспериментальной деятельности, обсуждений в научных кру­гах, законодательных органах и средствах массовой информации.

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О проку­ратуре РФ»). Целью деятельности прокуратуры РФ является обеспечение:

• единства и укрепления законности;

• защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, пол­ностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» в органы проку­ратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении за­конодательства (в том числе и законодательства, защищающего права ре­бенка).

В п. 4 ст. 27 «Полномочия прокурора» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здо­ровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и сво­боды значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нару­шение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В данном случае возраст пострадавших признается основанием для участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адво­катская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами физическим и юридичес­ким лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспече­ния доступа к правосудию.

Согласно ч. 3 ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвока­туре в РФ» юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершен­нолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. Вп.2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несо­вершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие за­щитника.

Формирование ювенальной юстиции предполагает повышение зна­чимости квалифицированной юридической помощи в сфере защиты прав ребенка. Создание специализированных ювенальных адвокатур позво­лит поднять деятельность по юридической помощи в охране прав детей на новую качественную ступень, и такие шаги в России уже предприни­маются: в Екатеринбурге создана ювенальная адвокатура, специализиру­ющаяся на делах с участием несовершеннолетних; в Ростове-на-Дону соз­даны адвокатское бюро «Ювенал» и Центр бесплатной правовой помощи молодежи.

[3]

Необходимость организации качественной защиты прав ребенка требует создания в России системы ювенальной юстиции, ювенальных судов, ювенальных прокуратур и ювенальных адвокатур в качестве обяза­тельных компонентов юстиции, позволяющих комплексно решать указан­ную проблему.

Важную роль в обеспечении защиты детей может сыграть институт уполномоченного по правам ребенка.

Читайте так же:  Центр помощи женщинам подвергшимся домашнему насилию

Впервые в мире уполномоченный по правам ребенка появился в на­чале XX в. в Швеции, в дальнейшем такая должность была введена в Ав­стралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.

В России в 1998 г. уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской, Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге, Екате­ринбурге и Новгороде. В настоящее время уполномоченные по правам ребенка есть в Москве, Ленинградской области, Самарской области и вво­дятся еще в целом ряде регионов РФ на основе регионального законода­тельства. Основная функция уполномоченного по правам ребенка- слу­жить гарантом соблюдения прав ребенка.

На федеральном уровне только планируется введение должности уполномоченного по правам ребенка при Президенте России и обсуждают­ся возможные кандидатуры.

Актуальность создания института уполномоченного по правам ре­бенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн детей-инвалидов, 5 млн наркозависимых детей, 2 млн неграмотных детей, каждый пятый ребенок находится в недопустимо пло­хих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных.

Формы защиты прав ребенка в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

Выполнила: Шестакова Алина

Содержание

Права ребенка

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина. Дети вправе:

1. Жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

2.Общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

3.Защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.

4) Сохранять свою индивидуальность и выражать свое мнение. Социум и государство, должны уважать права несовершеннолетних на индивидуальность, их волюи свободу слова. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

5) Иметь имя, отчество, фамилию и гражданство. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери;

6) Изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия;

7) Получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка). Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Читайте так же:  Куда обратиться чтоб подать на развод

8. Получать образование. Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

9. Получать охрану здоровья. Каждый ребенок имеет естественное и неотъемлемое право на охрану здоровья. Здоровье ребенка как состояние полного физического, душевного и социального благополучия представляет собой одну из главных социальных ценностей цивилизованного общества, общественное и личное благо, основу национальной безопасности страны.

Формы защиты прав ребенка в РФ

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК).

К первым относятся:

— Органы внутренних дел.

[1]

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

— предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка;

— предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка;

— непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка;

— внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона;

— опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом.

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

— предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

— осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

— организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

— подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются поразному, в зависимости от конкретной ситуации.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Список литературы

Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 2008

Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. М., 2006.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 889 ;

Источники

Литература


  1. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  2. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  3. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
  4. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
Механизм защиты прав ребенка в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here