Обсуждение темы жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
материал на тему

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Скачать:

Вложение Размер
doclad_gestokoe_obrachenie.docx 24.04 КБ

·осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Жестокое обращение в семье».

Сегодня мы с вами начнем разговор о самой, на наш взгляд, злободневной проблемы, которая существует в школьной, детской и подростковой, среде – проблеме агрессивного поведения детей: с 1 класса мы наблюдаем драки; использование в речи грубых, оскорбляющих слов, в том числе нецензурной лексики; ежедневные попытки унизить, оскорбить друг друга, сделать как можно больнее. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям и даже родителям. Понятно, что причин здесь может быть несколько. Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения.

Думаю, что вам знакомо выражение «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Наверное, редко кто из родителей признается даже самому себе, что уже прибегали к какому-либо виду насилия, жестокого обращения к своему ребенку.

Многим представляется, что жестокое обращение с детьми — это единичные случаи и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей можно объяснить специфическими характеристиками самих семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей, преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи. Такое понимание насилия против детей напрямую связано с достаточно ограниченным представлением о том, что же на самом деле следует считать жестоким обращением с детьми.

Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

— физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;

— сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли;

— психическое (эмоциональное) насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);

— пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств.

Результаты исследования физического насилия в семье показывают, что

Изоляция в темной комнате

Изоляция «в угол»

Избиение тяжелыми предметами

Лишение еды (вкусностей)

Всего в 2011 году в России около 2496 несовершеннолетних погибли вследствие применения к ним физического насилия.

При этом от 30 до 50 % погибших детей убиты родителями или лицами, их заменяющих.

2786 несовершеннолетних стали потерпевшими, здоровью которых был причинен тяжкий вред.

Остановимся подробнее на физическом насилии — понимается, не только нанесение ребенку родителями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни, но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников, пощечин и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль поступков своего ребенка. Которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки.

Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям. Агрессивное поведение родителей становится для ребенка предметом подражания. Исследования доказывают, что в таких семьях часто вырастают жестокие дети. Также у ребенка возникают трудности с социализацией: нарушается общение со сверстниками, часто он не способен себя защитить и занять достойную позицию в их среде, растет боязливым, неуверенным.

Часто приходится слышать, что физически наказывают за серьезные проступки. Но на самом деле почти все серьезные проступки имеют за собой психологическую причину. И не физическое наказание в этом случае, а поиск и устранение причины могут помочь . В этой ситуации как никогда важны доверительные отношения , а унизительное наказание их подорвет .

Так же часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего-то, чего от него ожидают. Например, не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психологическим проблемам. Уроки, сделанные под страхом наказания, не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности, увы. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.

Физические наказания помимо причинения боли унижают достоинство ребенка, запугивают его (особенно наказание совершенное родителем не в аффекте, а хорошо обдуманное и если ребенок был предупрежден заранее), показывают ему, что с помощью насилия можно управлять, подавляют его волю и желания , хотя многие родители считают шлепки и подзатыльники чем-то безобидным.

Многие родители спрашивают, как, если не наказанием, воспитывать ребенка и вырастить из него хорошего человека? Как привить ему нормы общества, в котором он живет? Как добиться от него помощи? В одной беседе этого не указать. В классах вам будут предложены памятки «Советы родителям по предотвращению жестокого обращения в семье». Также мы рекомендуем обратиться к современным книгам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» и И. Млодик «Книга для неидеальных родителей». В книге Млодик есть очень славная мысль на эту тему. Что воспитывать – бессмысленно . Потому что, если вы говорите ребенку об уважении старших, а при этом в школе грубо разговариваете с учителем, оскорбляете жену, то ребенок никогда не будет старших уважать, и ваши слова будут просто сотрясать воздух. А если вы сами уважительно относитесь к старшим, то и воспитывать не надо. Ребенок скопирует вас рано или поздно .

Эти книги не дают исчерпывающих ответов, их и не может быть, но они заставляют задуматься о ребенке, его внутреннем мире и переживаниях, которые нельзя не брать в расчет.

Бывает, что ребенок действительно «достал». А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться . Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму . Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние.

Сексуальное насилие или совращение следует рассматривать как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Читайте так же:  Список документов для получения сертификата материнского капитала

С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное (психологическое) насилие , под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

О том, что дети подвергались физическому насилию, могут свидетельствовать особенности поведения детей:

— в младшем школьном возрасте: стремление скрыть травму, нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из семьи, низкая школьная успеваемость;

— в подростковом возрасте: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.

Считаю необходимым сегодня напомнить вам виды ответственности родителей, лиц, их заменяющих за физическое насилие над детьми:

1) Административная ответственность

— Статья 5.35. Кодекса РФ об административных правонарушениях Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

2) Гражданско — правовая ответственность

— ст.ст. 69 Семейного Кодекса РФ подразумевает исключительную и одновременно высшую меру ответственности за виновное невыполнение родительского долга — лишение родителей родительских прав.

— ст. 73 Семейного кодекса РФ предусматривает ограничение родительских прав.

— согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

3) Уголовная ответственность

Статья 156 – Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности……, если это деяние сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним

Статья 115 – Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности

[3]

Статья 116 – Побои, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль

Статья 117 п. «г»: Истязание, причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного

Статья 119: Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы

Статья 125: Оставление в опасности

Статья 131 п. «д»: Изнасилование, половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, заведомо несовершеннолетней

Статья 132 п. «д»: Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего

Статья 134: Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Статья 135: Развратные действия без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста

Привлечение к уголовной ответственности родителей, иных лиц, допустивших причинение телесных повреждений несовершеннолетним членам семьи по городу в 2012 году: 5 человек (мужчины) осуждены по ч. 1 ст.116 УК РФ осуждены к условной и уголовной мере наказания

Подводя итог, хочу напомнить, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

Все мы выросли в семьях, не всегда в полных. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом.

Отечеству и обществу нужны крепкие семьи, в которых бы подрастали на радость всем здоровые дети. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в благочестии.

Родительское собрание «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»
материал

Родительское собрание

«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Цель: дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Задачи:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова Саратовской области»

___________________________(МАДОУ дс «Ивушка»)_______________________

ул.Карла Маркса, д. 32 А, г.Балашов, Саратовская область, 412309

Телефон 8(84545)4-02-72; e-mail: [email protected]ru; http://ivushka-bal.my1.ru/

ОКПО 36210173; ОГРН 1026401589917; ИНН/ КПП 6440008107/644001001

Доклад социального педагога

на общесадиковом родительском собрании

«Профилактика жестокого обращение с детьми».

Балашов 2017-2018 учебный год

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.

3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому ежегодно в образовательных учреждениях проходят инструктажи по «Профилактике жестокого обращения с детьми» для педагогических работников и проводятся родительские собрания по данной теме.

Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра и обсуждения фильма «Я больше сюда никогда не вернусь» Ролана Быкова (показ фильма).

Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

Читайте так же:  Юридическая консультация по защите прав ребенка

Жестокое обращение с детьми : умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Факты, приведенные по статистическим данным:

— насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн.детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.

— 67% детей младше одного года, 80% — младше трех лет, в 50% случаях насилие повторяется.

-77% обидчиков — родители ребенка, 11% — родственники жертвы, 2% — люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей — это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий – мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Формы проявления жестокости по отношению к детям:

  • Физическое насилие (ущибы, синяки, ссадины, кровоподтеки)- Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, нарушение познавательной деятельности.
  • Сексуальное насилие;
  • Психо-эмоциональное давление (отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение)- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания.
  • Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребёнка)- Голоден, просит, крадет или запасает еду. Часто выглядит вялым, уставшим, не выспавшимся, ослабленным. Заботится о младших братьях и сестрах, выполняя родительские функции. Выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет. Не проходил медицинского осмотра, имеет не леченные раны или хронические заболевания.

Ребёнок подвергается насилию даже тогда, когда является не жертвой, а свидетелем жестокого обращения с другими людьми или животными.

По результатам многочисленных исследований установлено, что уровень негативного давления на детей со стороны взрослых повышается, хотя уровень образованности растёт.

Защита детей от жестокого обращения начинается с Конвенции о правах ребёнка , которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность . Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

− лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

− ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации);

− отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В обществе существуют мифы , которые связаны с этим явлением:

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях

Насилие в социально благополучных семьях тоже бывает нередко, чаще даже в более изощрённых формах

Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу

Ответственность за физические наказания лежит на взрослом, который не может правильно построить контакт с ребёнком

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение

Взрослые могут выбрать адекватные способы реагирования, не используя физическое насилие.

Случаи сексуального насилия над детьми – редкость

В настоящее время фиксируется очень много случаев сексуального насилия над детьми.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные)

Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Практикум «Оценка ситуации»: Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения. Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры (нет)

4. Девочка накануне экзамена пошла в гости к подруге без разрешения родителей, за что была наказана тем, что без завтрака и обеда должна была сидеть в своей комнате и неотрывно готовится к экзамену (да)

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным), имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

6. Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь слушаться – не заберу тебя из садика, оставлю здесь!» (да)

Уважаемые родители! Мое выступление – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из вас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

Родительское собрание на тему : « Дети против жестокого обращения и насилия!»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

МУ «Яшалтинский районный отдел образования»Яшалтинского районного муниципального образования

МБОУ «Манычская средняя общеобразовательная школа»

ТЕМА: « Дети против жестокого обращения и насилия!»

Номинация «средний блок (5-8 классы)»

Выполнила: Казначеева Наталья Алексеевна

МБОУ «Манычская средняя

учитель русского языка и литературы

Адрес: 359013, Республика Калмыкия,

Яшалтинский район, п. Манычский, ул. Советская, 13/1

п. Манычский, 2018

Цели и задачи : изучить , обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками.

Форма проведения : круглый стол.

Вопросы для обсуждения : различные виды насилия; нормативно-правовая база о защите детей от насилия.

Подготовительная работа : анкетирование родителей, ситуации для родителей; подготовка буклетов для родителей.

Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости и мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от жизненных принципов, которые вы ему прививаете.

Читайте так же:  Свидетельство об установлении отцовства госпошлина

Ход собрания

  1. Вступительное слово (классный руководитель или зам. директора по ВР)

Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзной темы – жестокое обращение с детьми и как уберечь наших детей от него. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать, чтобы этих трудных ситуаций не возникало. Об этом и поговорим сегодня.

  1. Выступление социального педагога

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость. Каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми средствами и методами, которые считает правильными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по своему, исходя из своего собственного опыта, представлений о воспитании и ценностях. В каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия и жестокого обращения с детьми.

Вопрос: Что такое жестокое обращение с детьми?

Жестокое обращение с детьми — общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия: физическому, сексуальному и эмоциональному насилию, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер и сверстников и реже физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

Физическое насилие

Проблема физического насилия над детьми в семьях сегодня более чем актуальна, несмотря на усовершенствования системы защиты прав ребенка. Статистика буквально ужасает фактами. К примеру, в 2012 году в нашей стране зафиксировано 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составили правонарушения, совершённые родителями в отношении детей! Что толкает родителей на подобные преступления – неуправляемость чад или собственная жестокость?Когда сталкиваешься с фактами физического насилия над детьми, начинаешь сомневаться – а действительно ли на дворе 21 век? На самом ли деле мы движемся вперед, к правовому обществу? И уж совсем странным кажется то, что детей бьют, как говорится, нормальные родители – отнюдь не наркоманы или алкоголики.

Физическое насилие — нанесение ребёнку какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие или лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощёчин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия. Физическое насилие включает в себя также привлечение ребёнка к употреблению наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребёнка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнём. Необходимо понимать, что все эти действия — действительно физическое насилие, кроме того, они почти всегда сопровождаются словесными оскорблениями и психической травмой.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Отсутствие заботы о ребенке или пренебрежение его нуждами – это в первую очередь, «неспособность родителей обеспечить развитие ребенка – там, где он обязан это сделать, – в следующих аспектах: здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания».

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка

1.Пренебрежение физическими потребностями – ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. Сюда относится также проживание ребенка в антисанитарных условиях, беспечное отношение к безопасности детей (например, вождение машины, в которой находится ребенок в состоянии алкогольного опьянения). 2.Пренебрежение медицинской помощью – отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию.

3.Недостаточный контроль — оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке.

4.Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.

5.Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании, носящее особенно травмирующий характер в младенческом возрасте. 6.Пренебрежение потребностями в образовании и обучении. 7.Употребление матерью по время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.

Психическое (эмоциональное) насилие

Сексуальное насилие — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или излучения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми ор ­ лами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в про ­ ституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, под ­ кидывание за ним, когда он злого не подозревает: во время раздевания, отправле ­ ния естественных нужд и т.п.

Последствия жестокого обращения с детьми:

  • Уход в религиозные секты
  • Объединение в неформальные группы с криминальной и фашистской направленностью
  • Сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
  • Агрессивное, преступное поведение детей
  1. Анализ анкетирования родителей.

Анализируя ответы предварительного анкетирования родителей, стало известно, что лишь не большая часть родителей говорят своему ребёнку, что он может подвергнуться насилию. Многие родители не учат своего ребёнка предупреждать насилие по отношению к нему, а также бороться с ним. Вторая часть родителей всё- таки проводят беседы и дают советы по этому вопросу. На вопрос «Знает ли ваш ребёнок телефоны экстренной помощи?» с небольшим разрывом лидировал ответ «да». Следует отметить то, что родители стараются комментировать своим детям передачи, фильмы связанные с насилием. Ссылаясь на последние вопросы в анкете, хотелось бы сказать, чтобы родители не теряли бдительность и были в курсе, с кем ребёнок проводит свободное время и можно ли им доверять.

  1. Практикум. Анализ ситуаций (работа в группах).

Задание группам: «Является ли эта ситуация жестоким обращением с ребенком?»

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой не вовремя, не в 22.00, а в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц.

2. Мама, ругая сына-третьеклассника за то, что он вместо того, чтобы готовится к контрольной работе весь вечер играл в компьютерные игры, поставила его в угол на 20 минут.

3.Девочка-подросток любит спортивный стиль одежды и брюки. Мама очень старательно следит за тем, чтобы дочь в школу носила только платья и юбки и всегда сама выбирает ей вещи.

[1]

4.Ребенок 6 лет. Не хочет идти в детский сад и каждое утро после собственной истерики слышит от родителей фразы: «Такой непослушный ребенок мне не нужен! Как же ты меня бесишь! Не будешь сейчас слушаться – отдам тебя в детский дом (выгоню из дома)!».

Читайте так же:  Порядок развода без детей и имущества

5. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно.

6.Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку его бьют.

V .Выступление групп, обсуждение ситуаций.

VI . Нормативно-правовое обоснование вопроса о защите детей от насилия .

Права детей от насилия закреплены в следующих правовых источниках международного и федерального уровней:

  1. Декларация о правах ребенка.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Конституция РФ.
  4. Семейный кодекс РФ.
  5. Кодекс РФ об Административных правонарушениях.
  6. Уголовный кодекс.
  7. Закон «Об образовании» РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

VII .Подведение итогов собрания. Советы родителям.

Благодарю за внимание! И в конце мне бы хотелось дать несколько советов вам родителем и вручить буклеты о нашем сегодняшнем разговоре .

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово . Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение . Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка.

3. Взгляд . Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Надеюсь, что этот разговор каждый осмыслит и сделает для себя соответствующие выводы. Спасибо за внимание!

Литература и источники информации

  1. Федеральный закон «Об образовании» №273-ФЗ от 27.12.2012 г.Ростов-на-Дону, Легион, 2013.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации. – М: Элит, 2004.
  3. Конституция Российской Федерации. Санкт-Петербург, Виктория, 2005
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М: Юркнига, 2004
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2004.

Родительское собрание «Жестокое обращение в семье»
материал по теме

Сегодня мы с вами начнем разговор о самой, на наш взгляд, злободневной проблемы, которая существует в школьной, детской и подростковой, среде – проблеме агрессивного поведения детей: с 1 класса мы наблюдаем драки; использование в речи грубых, оскорбляющих слов, в том числе нецензурной лексики; ежедневные попытки унизить, оскорбить друг друга, сделать как можно больнее. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям и даже родителям. Понятно, что причин здесь может быть несколько. Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация 2.62 МБ текст 45 КБ

Предварительный просмотр:

·содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

Ход родительского собрания

В классе мы наблюдаем драки; использование в речи грубых, оскорбляющих слов, в том числе нецензурной лексики; ежедневные попытки унизить, оскорбить друг друга, сделать как можно больнее. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям. Понятно, что причин здесь может быть несколько.

Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей.

Скачать:

Вложение Размер
Родительское собрание 30.47 КБ Презентация «Физическое насилие по отношению к ребенку в современной семье» 741.1 КБ Буклет «Виды жестокого обращения» 658.71 КБ

·познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;

Подписи к слайдам:

МБОУ Гимназия № 5 г . Кызыла ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ СДЕТЬМИ – ПОРОЧНЫЙ КРУГ НАСИЛИЯ. Соц. педагог Тайдонова Н.М.

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы.

Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями. Приблизительно в одной трети всех случаев физического насилия ребенок получает увечья.

Далеко неполные статистические денные свидетельствуют о том, что только в 1992 году органами внутренних дел в России зарегистрировано более 155 тыс. детей, которые убежали из семей, спасаясь от издевательств. Ежегодно около 9 тыс. родителей лишаются родительских прав, поскольку дальнейшее нахождение ребенка в родной семье представляет угрозу его жизни и здоровья. По данным органов прокуратуры, в 1991 году было совершено 3148 половых преступлений против несовершеннолетних.

Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

[2]

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления.

Психическая (эмоциональное) насилие — постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителя, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку . К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослым), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды. К сексуальному развращению относится также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес .

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.

Одним из проявлений жестокого обращения является отсутствие любви у женщины к ребенку , когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности. Его , еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желаемой беременности, они часто имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми?

Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов.

Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить.

Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение. Детские мокрые, грязные пеленки, плач, потребности невыносимы для таких родителей .

Читайте так же:  Подать на развод лиски

Порочный круг насилия

В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми.

Еще одна треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям. Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их.

Предотвращение жестокости по отношению к детям

В настоящее время создано множество общественных организаций для того, чтобы выявить тех детей, которые подвергаются избиениям, или тех, о ком не заботятся родители. http://www.uimcvolsk.net/kem.html

Узаконенное «попечение» над детьми.

Родители могут охотно согласиться поместить его в детский дом.

В некоторых случаях ребенку разрешают оставаться дома с родителями, но в строгом соответствии с эффективными программами обучают родителей умению заботиться о детях и справляться со стрессовыми ситуациями.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ — Выйти из комнаты и позвонить приятелю. — Включить какую-нибудь успокаивающую музыку. — Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов. — Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения. — Принять душ. — Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте. — Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

Несмотря на освещение данной проблемы в газетах и на телевидении, многие родители считают своим «правом» шлепать или бить собственных детей. Исследования среди родителей обнаружили, что телесные наказания широко применяются на практике.

Применение силы приемлемо до тех пор, пока оно не травмирует ребенка; если ребенок травмирован, значит, это уже жестокое обращение .

Столкнувшись лицом к лицу с данной проблемой, мы должны сознавать, что грань между допустимым наказанием и жестоким обращением легко стирается. К счастью, общественное мнение относительно того, можно ли применять телесные наказания детей, начало меняться . Однако преследование детей будет продолжаться до тех пор, пока мы как общество допускаем это.

Используемые материалы — www.psychol-ok.ru обязательна. — по материалам книги Кун Д. «Основы психологии: все тайны поведения человека». СПб.: Прайм-Еврознак , 2002 г.

Предварительный просмотр:

«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Цель: дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.

  • познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
  • осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
  • содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

Ход родительского собрания

В классе мы наблюдаем драки; использование в речи грубых, оскорбляющих слов, в том числе нецензурной лексики; ежедневные попытки унизить, оскорбить друг друга, сделать как можно больнее. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям. Понятно, что причин здесь может быть несколько.

Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей.

По данным российской статистики:
• насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье,
• около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями,
• более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье,
• 25 тысяч из них находятся в розыске,
• около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью

Физическое насилие — нанесение физических повреждений, телесных наказаний. Это также изоляция в темной комнате, изоляция в угол, лишение еды (вкусностей). Когда взрослый наказывает маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. И это не решает проблем. Это только заставляет чувствовать ребенка плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Это нередко сказывается здесь в школе, когда ребенок приходит и находит свою жертву, на которой он также может возместить выплеснуть весь свой негатив. Именно в большинстве случаев по этой причине происходят школьные выяснения отношений. Физические повреждения видны при медицинских осмотрах…(звонок в полицию и органы опеки). Дети знают, что есть телефон доверия и нередко сами обращаются за помощью.

Моральная жестокость — это неспособность родителей удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого!

Как говорят “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”. Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.

Здесь недопустимы физические наказания. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

— замечание , но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

— выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

— лишение ребенка чего-то приятного , без чего можно обойтись: просмотр телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан;

— недопустимо наказание ребенка трудом, поскольку труд должен быть радостью;

— осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия;

— недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Уважение.
2. Физическая забота.

Источники

Литература


  1. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

  2. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.

  3. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.
  4. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
Обсуждение темы жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here