Опыт регионов в области внедрения ювенальной юстиции

«Положительный», по мнению сторонников ювенальной юстиции, опыт «пилотных» регионов

Активная деятельность по введению в России механизмов ювенальной юстиции ознаменовалась в начале 2000-х гг. стартом ряда пилотных проектов по созданию ювенальных судов. Ключевыми экспериментальными регионами для внедрения ювенальной юстиции стали: Ростовская область, г.

Спустя 10 лет можно с большой долей уверенности ответить на вопрос об эффективности созданных структур и институциональных механизмов. Для этого нужно сравнить динамику показателей преступности несовершеннолетних в указанных экспериментальных регионах (усредненное по ним значение) и в среднем по всей России (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Динамика показателей преступности несовершеннолетних в пилотных регионах и в среднем по России

Феноменологические данные наглядно показывают, что по показателю детской преступности эффективность пилотных проектов не подтверждается. Положительного эффекта нет никакого.

Хуже того, в 2008-2010 гг. именно в пилотных регионах наметился относительный рост детской преступности по сравнению с в целом падающим общероссийским трендом. Прогноз о контрпродуктивности инокультурной ювенальной юстиции в России начинает сбываться.

Из этого фактического результата вывод следует практически однозначный: ювенальная юстиция пилотного образца наносит вред российскому обществу.

Отметим, что спад показателя преступности в 2002 г. связан с психологическим эффектом судейства в условиях ожидания нового (принят в 2003 г.) уголовного Кодекса, который, как это было известно по его проекту, стал существенно более мягким.

Сторонники ювенальной юстиции, надо отдать должное, практически никогда и не утверждают, что ее внедрение способно снизить первичную преступность несовершеннолетних. Чаще всего, говоря о якобы успешном опыте пилотных регионов, они приводят показатели рецидивной преступности.

При анализе зарубежного опыта функционирования ювенальной юстиции отмечалось, что во многих странах рецидивная преступность действительно снижается. Однако при этом при введении комплексной системы ювенальной юстиции с неизбежностью начинается рост первичной преступности, причем более стремительный, чем снижение рецидивной.

Рассуждая о позитивном опыте пилотных регионов, сторонники ювенальной юстиции чаще всего приводят в пример Ростовскую область, которая в ходе реализации в 2001-2003 гг. проекта Программы Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) «Поддержка правосудия по делам несовершеннолетних» стала одной из первых экспериментальных площадок ювенального проекта.

Но в официальной «Справке по результатам обобщения информации судов субъектов РФ об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции» Ростовский областной суд так высказался о необходимости учреждения в судебной системе России ювенальных судов: «Опыт работы судов общей юрисдикции Ростовской области по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом, внедрение в эту сферу ювенальных технологий показали, что реформирование судебной системы в направлении специализации правосудия с участием несовершеннолетних. возможно без создания самостоятельно существующих вне или параллельно судам общей юрисдикции “ювенальных судов”. Представляется, что в районных (городских) судах общей юрисдикции целесообразно формировать специализированные судебные составы по делам несовершеннолетних этих судов» [128] .

Это практически все ключевые аргументы сторонников ювенальной юстиции. Но, во-первых, как видно, положительного эффекта по первичной детской преступности попросту нет. А во- вторых, сама акцентированная тематика, как это тоже хорошо видно, имеет мало общего с реальными проблемами детей в России. Не с ними связан ювенально-юстиционный внедренческий ажиотаж. Проиллюстрируем реальные проблемы.

http://scicenter.online/pravo-rossii-yuvenalnoe-scicenter/polojitelnyiy-mneniyu-storonnikov-yuvenalnoy-158175.html

Внедрение ювенальной юстиции на уровне регионов

Судя по всему, ювенальную заразу, коль не удалось поразить ею Россию в самое сердце — через Государственную Думу одним ударом, — начали впрыскивать малыми дозами по регионам. Благо, пилотные проекты в отдельных регионах давно объявлены и действуют. Спросите: А на каком основании? Пока искала основания, попался любопытный документ, кое-что проясняющий.
Постановление Президиума Совета судей РФ от 06.08.2009 г. № 185
Там же, в конце, список членов «рабочей группы».
О пилотных проектах, правда, ни слова. Наверное потому, что термин «Пилотный проект» юридическим термином не является, т.е. его правовое содержание не определено, а судьи не дураки, чтобы в такого рода документах оперировать юридически неопределенными терминами.

Вот единственный в сети словарь, содержащий определение этого термина. Словарь технический.
Пилотный проект — небольшой пробный, экспериментальный проект который выполняется с целью выявления потенциальных сложностей и значимых факторов, которые могут повлиять на процесс основного проекта и на его результат. Пилотный проект является эффективным решением для иновационных и высокотехнологичных проектов с большой степенью неопределенности результата. Он позволяет смоделировать основной проект, предсказать и спланировать его реализацию.

Викитека, единый глоссарий:
Пилотный проект – проект, осуществленный с целью отработать на практике какой-либо набор спецификаций и идей. Ежели такого нового набора идей, нуждающегося в отработке, нет, то проект не может быть «пилотным». Как правило, пилотному проекту предшествует модельная реализация для тестируемых в нем спецификаций.

Чтобы понять, насколько значительна для нашего случая статья 76, надо внимательно прочесть ст.ст. 71-72.
Если коротко: защита семьи, материнства, отцовства и детства (см. п.Ж ст.72), согласно Конституции РФ, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Что, в свою очередь, означает: никакого такого закона о социальном патронате местные заксобрания без предварительно принятого соответствующего федерального закона, принимать не вправе. Иными словами: нет федерального закона о соцпатронате — не может быть и местного. А «пилотный проект» для такой сферы как защита семьи, материнства, отцовства и детства — и вовсе вне закона. По причине отсутствия в данном понятии юридического содержания.

И напоследок. Тем, кто собрался протестовать вот по этому поводу, нехудо бы знать, что в Москве уже действует Постановление от 20.09.2011 № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14.04.2010 № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве». Это я не к тому, чтобы опустить руки и ничего не делать — наоборот! Просто информирую: ювенальная зараза уже в Москве. Чтобы ни для кого не стало неожиданностью в разгар протеста.

Читайте так же:  Усыновление ребенка жены от первого брака документы

http://www.baby.ru/community/view/219392/forum/post/155947082/

Система ювенальной юстиции в России есть и действует

Сенатор Елена Мизулина, ставшая голосом родительских организаций, представила альтернативный доклад по практике изъятий детей в стране

Родительская общественность берет дело по защите семей и детства в собственные руки.

Доклад, который не спрятали от общества

В частности, на основании мониторинга проблемы общественниками был подготовлен альтернативный доклад президенту России по практике изъятия детей из семей в России. Соответствующее поручение Владимир Путин давал еще в начале января этого года Минтруду, Общественной палате и уполномоченной по правам ребенка.

Однако судя по риторике последней, предоставленная родительскими организациями информация в официальный доклад не вошла, а само содержание итогового документа не предано огласке и по сей день.

Поэтому общественники, кстати, вышедшие из общественного совета при детском омбудсмене пошли ва-банк, председатель комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса Елена Мизулина решила представить содержание «альтернативного» доклада широкой общественности.

В частности, сенатор сообщила о том, что в России из семей ежедневно изымают 850 детей, в год же — более трех тысяч! Причем 740 детей из 850 изымаются с формулировкой «временно». Но по имеющейся статистике, в семьи возвращаются только 38 процентов ребятишек.

Растет и число случаев помещения отобранных детей в медицинские учреждения «по заявлениям родителей». На самом деле к этому неискушенных в знании собственных прав и законодательства взрослых принуждают представители государственных служб под формулировкой «в больнице им будет лучше, чем в приюте». Причем нередко подобные заявления подаются постфактум — уже после помещения ребенка в стационар.

При подготовке доклада был проведен комплексный анализ 150 действующих законодательных актов, изучены 44 региональных регламента, и эксперты временной рабочей группы по совершенствованию Семейного Кодекса пришли к однозначному выводу, что система ювенальной юстиции в России не только создана, но и успешно внедрена во все сферы, которые касаются семьи и детей, прокомментировала ситуацию Елена Мизулина.

По ее словам, только лишь изъятиями несовершеннолетних она не ограничивается, система предлагает узаконенные способы контроля за семьей с несовершеннолетними детьми и вторжения в семью, характеризуется наличием замещающей среды — институтов, куда ребенка можно поместить временно. В результате сформировалась гигантская сеть учреждений и органов. Сейчас их уже более шести тысяч, и все они находятся на гособеспечении. Причем речь идет о триллионах рублей.

Саморазрушение за собственные деньги

Таким образом, разрушая институт семьи, государственная машина работает себе в убыток. Даже приемная семья, в какие нередко помещают изъятых детей, обходится бюджету, а, следовательно, налогоплательщикам в семь раз дороже, чем среднестатистическая обычная семья с двумя детьми вместе со всеми пособиями и маткапиталом. Ну а содержание ребенка в детдоме дороже господдержки обычной семьи уже в восемь раз.

Тем не менее маховик ювенальных репрессий запущен, его механизм работает вовсю и, по информации Елены Мизулиной, на острие атаки сейчас находятся малоимущие семьи, семьи, проживающие в коммунальных квартирах, семьи, находящиеся в состоянии развода, а также многодетные семьи — 25 процентов изъятий происходит именно оттуда.

«В преддверии летних отпусков хотела бы предостеречь и родителей, оставляющих своих детей на бабушек и дедушек, — сообщила сенатор в ходе общения с журналистами, приуроченного к выходу альтернативного доклада. — Вы тоже в зоне риска!»

По действующему законодательству бабушка и дедушка не являются законными представителями ребенка, поэтому и случаи, когда у них забирают внуков — не редки, предупреждает сенатор.

Какого детства десятилетие?

Странная ситуация. С одной стороны, лидер страны объявил грядущее десятилетие «десятилетием детства», с другой — государственные чиновники и служащие, в том числе и те, кому президент поручил это направление, делают все, что чтобы нормального детства у многих детей России просто не было.

На сегодняшний день научно-экспертный совет при временной рабочей группе по совершенствованию Семейного Кодекса подготовил поправки в существующее законодательство.

По словам Мизулиной, это — три поправки в действующий Семейный Кодекс.

Одна из них касается определения оснований для лишения и ограничения родительских прав, отмены института отобрания ребенка. Вторая говорит об установлении гарантий прав усыновителей. Третья поправка определяет приоритет кровной родственной опеки, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, приоритетно должен отдаваться в семью родственников, а не чужих людей. И, наконец, разработан законопроект, вносящий изменения в Уголовный Кодекс и предусматривающий установление ответственности за незаконное изъятие детей из семей.

Таким образом, битва за наших детей продолжается, и очевидно, что она будет тяжелой, поскольку даже явные союзники, соратники и единомышленники внезапно оказываются очарованными «продвинутыми финскими методами».

Впрочем, в России редко когда бывало легко, и опыт, когда вне домов и семей из детей расстрелянных «помещиков, белогвардейцев, кулаков и буржуев» лепили идейных строителей коммунизма, у нее уже был. Задачи новых адептов идеи системного разрушения семей пока не ясны, но каковы бы они ни были — однозначно они преследуют цель очередного удара по нашим многовековым традиционным ценностям, в число которых входит и семья. Посему для того, чтобы «десятилетие семьи» не превратилось в «десятилетие изъятия детей из семьи», нужно бороться денно и нощно, не отступая ни на шаг.

http://tsargrad.tv/articles/sistema-juvenalnoj-justicii-v-rossii-est-i-dejstvuet_66152

Ювенальная юстиция в России уже внедрена на практике, хотя окончательно не узаконена

Методы власти на рынке детей в РФ: фальсификация, доносы, ложь, беззаконие, насилие

Предлагаем ознакомиться с выдержкой из 300-страничного аналитического доклада РВС (Родительского Всероссийского Сопротивления). К сожалению, антиювенальные заявления высших руководящих лиц РФ доходят не до всех чиновников в регионах и городах.

Поэтому остановить в нашей стране эту ползучую заразу, ювенальную юстицию, возможно лишь силами самих родителей. В том числе, обращаясь в РВС с целью использования накопленного организацией практического опыта борьбы с беззаконием на российском РЫНКЕ ДЕТЕЙ.

Читайте так же:  Какие налоги у матерей одиночек

Если же кому-то проблема покажется надуманной, то таким людям невредно ознакомиться со статистикой и масштабами изъятия детей из немецких семей в Германии. Соотнеся население РФ и ФРГ, т.е. увеличить число изъятых немецких детей в 1,75 раза, пропорционально численности населения двух стран.

Это то ближайшее будущее, которое в случае пассивности родителей ожидает их детей и внуков. Немецкая ужасающая статистика помещена в конце публикации.

1. С 2013 по 2016 г. Общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» удалось помочь в борьбе с незаконными действиями должностных лиц более чем 150 семьям.

2. Наибольшая заинтересованность зафиксирована в незаконном изъятии из семьи детей в возрасте от 0 до 3 лет.

3. Топ-10 регионов по числу обращений в РВС (в порядке убывания): Москва, Московская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Пермский край, Волгоградская область, Татарстан, Челябинская область, Ростовская область, Нижегородская область.

4. В 60% случаев при незаконном изъятии детей не выдается никаких документов.

5. 3/4 изъятий детей у опекунов включают нарушения прав на родственную опеку.

6. 44% обратившихся в РВС по поводу незаконного изъятия или угроз изъятия детей проживают в городах-миллионниках либо в центрах регионов России.

7. Четыре года работы РВС показали, что ювенальные технологии уже внедрены в России, хотя окончательно не узаконены.

8. Ювенальными технологиями охвачены практически все регионы страны.

[2]

Типичные ошибки и нарушения участников межведомственного взаимодействия в работе с российскими семьями

Причины злоупотребления участников межведомственного взаимодействия (предположения, основанные на практике)

Среди причин злоупотреблений правоприменителей, являющихся системными, а не случайными, эксперты РВС называют следующие.

1. Созданный в России «рынок» детей и высокий спрос на детей, который порождает корыстную заинтересованность в «передаче детей в семью» или в постановке семьи на обслуживание;

2. Заинтересованность в наполнении организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (различных НКО: реабилитационных центров, Центров содействия устройству детей и др.), имеющих подушевое финансирование;

3. Непродуманные показатели работы соц. служб:

– заинтересованность (доплата) в объеме выявления неблагополучия приводят к излишнему рвению;

– объединение противоположных функций в единое ведомство приводят к конфликту интересов.

4. Незнание законов:

а) подмена законов сложившимися обычаями;

б) неразличение видов неблагополучия и их правовых режимов:

[3]

– «ненадлежащее выполнение обязанностей»;

– «социально опасное положение»;

[1]

– «непосредственная угроза жизни и здоровью» при игнорировании слова «непосредственная»;

в) игнорирование родительского права (ст. 63, ст. 68 СК РФ) в пользу перестраховки.

5. Профессиональная деформация – неправильные психологические установки в отношении к семьям:

– установка на защиту детей вместо защиты семьи в целом;

– установка, что нужно найти ребенку родителей «получше».

6. Новые технологии социальной работы, созданные на гранты ювенальных фондов, не соответствующие законодательству.

Эти технологии аморальны и приносят страдания людям.

Виды злоупотреблений

1. Процесс выявления семейного неблагополучия

Сотрудники опеки чаще всего (по неграмотности или не считая нужным соблюдать закон) не различают виды неблагополучия и виды его выявления – выявление социально опасного положения (ст. 13 ФЗ-120) и выявление детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 ч. 1 СК РФ). В силу этого органы опеки участвуют в первом виде выявления, который не входит в их полномочия.

2. Процесс захвата детей

А. Органами полиции по ФЗ-120:

1) Сотрудники ПДН забирают с улицы не только безнадзорных (ст. 1 ФЗ-120 «контроль за поведением которого отсутствует», «вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей»).

Иногда очевидно, что сотрудники неправильно понимают, что значит «безнадзорный». Например, распространено объяснение «находился без законного представителя» (в том числе под это определение подпадают гуляющие на улице дети или даже подростки по дороге из театра).

2) Забирают из дома, когда безнадзорность ни при чем, то есть в присутствии членов семьи, при отсутствии доказательств ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, нередко фальсифицируя документы:

Видео (кликните для воспроизведения).

а) по признакам социально опасного положения, хотя это только основание для индивидуально-профилактической работы, а не для отобрания детей;

б) по субъективному ощущению неблагополучия, когда нет даже признаков социально опасного положения: например, если в доме беспорядок, родители выпившие, и т.п., то есть когда нет оснований говорить о непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка;

в) по основаниям, отсутствующим в законодательстве, но взятым из методичек, несущих собственную, не узаконенную идеологию (и это нарушает требование ст. 8 ФЗ-120 о необходимости соблюдения Конвенции о правах ребенка; служащие отделов ПДН словно не знают, что согласно ст. 21 ч. 1 п. 1 неисполнение родителями обязанностей требует от сотрудников проведения с ними профилактической работы, а не изъятия детей);

г) проникают в дом, не глядя на несогласие жильцов, без должных оснований, без судебного постановления, в нарушение ст. 165 ч. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ со взломом дверей (в таких случаях усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 3 ст. 139 Уголовного кодекса РФ – «Нарушение неприкосновенности жилища, совершенные лицом с использованием своего служебного положения»; однако уголовные дела следственными органами не возбуждаются);

д) с применением физической силы к родственникам и опекунам;

ж) без разъяснения законным представителям несовершеннолетних их прав, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ;

з) с применением психологического воздействия на родителей – вторжение в квартиру с автоматчиками, удержание на руках вытащенного из постели ребенка до тех пор, пока родитель не подпишет требуемые документы.

Б. Опекой по ст. 77 Семейного кодекса РФ:

1) забирают не по постановлению главы администрации;

2) не оставляют Акта изъятия;

3) причина отобрания – не «непосредственная угроза», а просто неблагополучие, которое должно влечь или социальную помощь, или рассмотрение в КДНиЗП по ст. 5.35 КоАП РФ;

Читайте так же:  Заявление на взыскание алиментов вне брака

4) неправильно оформляют документы при проведении плановых и внеплановых осмотров мест проживания несовершеннолетних;

5) нередко фальсифицируют документы, отражая в актах обстоятельства, не соответствующие действительности, применяя оценочные определения, не регламентированные законами и подзаконными актами, такие как: «кошмарное состояние жилого помещения», «ужасная грязь в квартире, беспорядок», без расшифровки отмеченного, при этом «антисанитария» не подтверждается заключениями «санэпиднадзора» и чаще всего означает отсутствие ремонта в жилом помещении;

6) расширительно толкуют понятие «угроза жизни и здоровью» несовершеннолетнего», позволяющее изымать детей по надуманным основаниям.

3. Заключение детей в медицинское учреждение

1) Согласно ст. 18 ФЗ-120, больницы должны принимать заблудившихся, подкинутых, оставшихся без попечения. На практике же больницы принимают всех, кого привезет полиция, даже если за ними идет плачущая мать, то есть в ситуации, когда статус «оставшийся без попечения» ребенку еще не мог быть присвоен.

2) Как правило, это инфекционная больница, в которой запрещают посещения, ссылаясь на режим, не разрешают родителям и законным представителям оставаться в медицинском учреждении вместе с несовершеннолетними, нуждающимися в постоянном уходе, вопреки ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3) Администрация медицинских организаций не отдает детей родителям по их требованию даже по окончании «лечения» или в случае отсутствия необходимости в стационарном лечении (ст. 63, 68 СК РФ), отсылая в опеку.

4. Непередача детей под предварительную опеку родственникам

При изъятии детей обычно даже не рассматривается вопрос о целесообразности временного назначения опекуна или попечителя (тем более из числа родственников) вместо помещения ребенка в организацию для детей-сирот (ст. 12 ФЗ-48 «Об опеке и попечительстве»).

5. Невозвращение опекой детей родителям по их требованию (ст. 63, 68 СК РФ)

1) После отобрания ребенка статьи 63 и 68 Семейного кодекса РФ на практике не работают.

Органы опеки родителям выдвигают незаконные требования: собрать документы для возврата детей – «справки о благополучии», то есть об условиях проживания и уровне достатка, прописке, «белой» зарплате и пр. На основании справок сама опека дает или не дает заключение о целесообразности соблюдения закона.

2) В случае подачи опекой заявления в суд на лишение родительских прав отказываются вернуть детей родителям до суда, хотя фактически родители являются законными представителями своих детей, не лишенными по решению суда родительских прав.

6. Отсутствие реабилитационной работы с семьей

Для лишения прав, согласно постановлению Верховного суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», необходимо, чтобы были исчерпаны все меры для реабилитации семьи.

Чаще всего опека никаких мер не предпринимает или формально направляет родителей в какую-нибудь НКО для проведения с ними непонятно какой работы.

7. Поспешное присвоение статуса «оставшийся без попечения»

1) Устройство ребенка в приемную семью происходит без вынесения постановления органа опеки о признании ребенка оставшимся без попечения и до лишения родителей родительских прав.

2) При присвоении статуса оперируют тем, что мать ребенка «не забрала из учреждения», тогда как закон требует, чтобы она «отказалась забрать из учреждения». При этом мать бывает вполне доступна и даже хочет вернуть ребенка себе.

Фактически эта процедура является внесудебным лишением родительских прав, так как ею опека присваивает себе право устраивать ребенка по своему усмотрению.

8. Передача под опеку (в т.ч. в приемную семью) ребенка, чьи родители не лишены прав

1) передаются дети, чьи родители не лишены судом родительских прав и хотят воспитывать ребенка;

2) не отрабатываются родственные связи;

3) не отрабатывается приоритет усыновления перед опекой (ст. 124 ч. 1 СК РФ).

9. Выходы «на адрес» по доносам

Родители обвиняются в уголовном преступлении (жестоком обращении) не в уголовно-процессуальном порядке, а на основе методичек, несущих неузаконенную в РФ идеологию и терминологию («эмоциональное насилие», «психологическое насилие»).

10. Со стороны сотрудников детских учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений и преступлений, таких как детские дома и приюты, отмечены следующие нарушения:

1) запрещение свиданий с родителями, не лишенными родительских прав, другими близкими родственниками;

2) помещение анкеты ребенка, родители которого не лишены родительских прав, в федеральную базу со статусом «возможно усыновление»;

3) оформление документов для иностранного усыновления при наличии кровных родственников, проживающих на территории Российской Федерации;

4) удержание подростков в стенах приютов, несмотря на их желание покинуть приют и вернуться в семью;

5) отсутствие своевременных проверок семей опекунов.

11. Со стороны опекунов (не из числа родственников) установлено злоупотребление своими правами:

1) использование детского труда;

2) вовлечение в преступную деятельность.

График изъятия детей из немецких семей Германии. Взят из того же доклада РВС.

Изъятие детей из семьи: презентация итогового доклада

Зарубки на память: Ювенальщики

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

http://xn—-ctbsbazhbctieai.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%8E%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D1%83%D0%B6%D0%B5-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%8F-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D0%B5-%D1%83%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0/

Прикамский опыт по внедрению ювенальной юстиции перенимают регионы

В столице Прикамья начал работу двухдневный форум «Пермский край. Правосудие – детям».

По оценке организаторов, мероприятие собрало около 160 участников из разных регионов РФ. Представители Совета судей РФ, судов РФ, пермского судейского и научного сообществ, специалисты в области профилактики правонарушений, а также руководство правоохранительных органов региона обсудят аспекты создания системы дружественного детям правосудия, обменяются опытом в области восстановительного правосудия и взаимодействия судебной системы и системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Прикамье выбрано площадкой для крупной конференции как один из регионов-лидеров по внедрению практики правосудия, дружественного к детям. В нашем регионе активно развиваются технологии медиации и внедряется ювенальная юстиция. Об этом в своей приветственной речи к участникам форума рассказал губернатор края Виктор Басаргин, открывая мероприятие.

Читайте так же:  Какие документы необходимы для взыскания алиментов

— В этом зале собрались лучшие специалисты, задача которых сделать так, чтобы столкнувшийся с правоохранительной системой ребенок не потерял веры в себя, людей и справедливость. Убежден, что медиация, институт примирения, разрешение конфликтов на ранней стадии с помощью компетентных специалистов помогут сделать наше правосудие дружелюбнее к детям. Именно поэтому сегодня в Прикамье самое серьезное внимание уделяется вопросам развития восстановительных технологий и систем служб медиации, — заявил Виктор Басаргин.

В большинстве регионов страны работа по внедрению этих технологий началась после появления в 2012 году Указа Президента «О национальной стратегии действий в интересах детей», в котором впервые появился сам термин «дружественное к детям правосудие». В Пермском крае эта деятельность велась и ранее – с начала 2000-х годов. И к сегодняшнему дню регион накопил серьезный опыт.

— Отличие пермской модели в том, что судебная система встроена в общую систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, в этом отличие нашей модели – во взаимодействии всех служб, которые работают в этом направлении. Мы работаем в этом направлении более 15 лет, — рассказал председатель Пермского краевого суда Владимир Вельянинов.

Так, сегодня действует порядок, в соответствие с которым суды Пермского края активно используют систему медиации и восстановительные программы при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. Службы примирения действуют в тесном контакте с ведомствами по делам несовершеннолетних и правоохранительными органами. Работа становится все более слаженной и результативной благодаря заключенному Соглашению о сотрудничестве между Правительством Пермского края и Пермским краевым судом.

Одним из ключевых звеньев системы медиации являются муниципальные службы примирения. Сегодня они действуют в 52 муниципальных образованиях и городских округах Пермского края. Параллельно более 500 школьных служб примирения работают в образовательных учреждениях региона. Только за этот год в рамках внедрения и развития восстановительного подхода при разрешении конфликтов между несовершеннолетними в образовательных учреждениях проведено почти 1000 мероприятий с охватом более 26 тыс. детей. Ежегодно проводится лагерь для актива школьных служб «Страна Мира», где навыки медиатора, специалиста восстановительных практик, получают 80 активистов из всех территорий Пермского края.

С 2012 года действует координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. при губернаторе Пермского края Викторе Басаргине. В его составе – представители общественных организаций и специалисты, работающие с детьми. В рамках этой работы большое значение уделяется внедрению восстановительных технологий.

http://delint.ru/obshchestvo/6160-.html

Ювенальная юстиция в России

1 декабря 2009 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: «Ювенальная юстиция в России – угроза семье и обществу?» В конце ноября в Москве прошли общественные слушания на тему «Ювенальная юстиция – угроза семье, обществу и государству». В мероприятии приняли участие представители общественности из 27 регионов России, в том числе 4 человека от Свердловской области. Поводом для проведения слушаний стали настойчивые попытки определенных заинтересованных кругов (в том числе – зарубежных) ускоренно ввести в России под предлогом «защиты детей» так называемую «ювенальную систему», скопированную у Запада. Известно, что представители церкви, целый ряд общественных и родительских движений высказываются по этому поводу весьма критически.

Участники:

Владимир Хомяков, Сопредседатель Общественного движения «Народный собор» (г. Москва)
Вячеслав Боровских, Директор наркологического реабилитационного центра «Подвижник», врач-психотерапевт
Валерий Неталиев, Председатель Екатеринбургского городского родительского комитета

Владимир Хомяков:

Я возглавлял комитет по организации общественных слушаний в Москве, которые прошли 24 ноября. Реализация ювенальной системы может коснуться уже завтра каждой семьи в России так же, как она коснулась семей в Европе. Что же вызывает тревогу? Сама мотивация необходимости введения ювенальной юстиции. Есть некие международные стандарты, которым Россия должна, якобы, соответствовать, потому что она, дескать, подписала и ратифицировала Социальную хартию. Беспокоит то, что, не адаптировав международный опыт к своим собственным проблемам и задачам, мы можем получить нечто противоположное тому, что сегодня так расписывают «ювенальщики». За этим, как правило, стоят иностранные круги, например, фонд ЮНИСЕФ, круги ООН и различные международные организации, которые финансируют практически все пилотные ювенальные проекты в России, многие некоммерческие организации, которые отмечены в финансировании антироссийской деятельности.

Что такое ювенальная юстиция? Это введение специальных судов для несовершеннолетних. Это особое – «мягкое» – правосудие для лиц, не достигших 18 лет, как правило, не связанное с лишением свободы. Этот суд сводится к профилактическим беседам, работе психологов, записи в спортивные секции и т.д. Вторая часть этой ювенальной программы – это система защиты прав детей. Очень важно понимать, что здесь понимается под правами ребенка, потому что часто это кардинально расходится с тем, к чему мы привыкли.

Все это делается в соответствии с Социальной хартией, в которой вопрос вызывает всего один момент: ст. 17, п. 1б, где предписывается защищать детей и молодежь от безнадзорности, насилия и эксплуатации. Только этим единственным документом мотивируется необходимость введения в России ювенальной юстиции. Хотя в данной хартии про ювенальную юстицию не сказано ни слова. Как именно защищать детей от насилия и эксплуатации и что под этим понимать – это должно быть исключительно национальной прерогативой.

Один из ярких примеров функционирования ювенальной юстиции – это Франция. Там ювенальная юстиция существует с 50-х гг. Общий итог ее: порядка двух миллионов отобранных детей, из них по каждому второму случаю родители судятся, потому что детей отбирали на недостаточных основаниях.

В Германии, по данным журнала «Spiegel», отобрано семьдесят тысяч детей за один год. Из них более 30 тыс отобраны из-за недостаточно хорошего материального положения семьи. Прикинув все это на Россию, можно понять, какое количество детей можно будет отобрать у нас за недостаточно хорошее материальное положение семьи. Последствия этой ювенальной системы следующие: разрушается семья, ребенок начинает воспринимать родителей как своих потенциальных оппонентов по судебному процессу, он получает право доносить на них в суд и жаловаться на них по телефону. Таким образом, нарушается система образования, неприкосновенность жилища, потому что омбудсмен вправе влезать в любую «подозрительную» семью и выяснять то, что с ним происходит.

Читайте так же:  Как поделить ипотеку при разводе с детьми

Уничтожается презумпция невиновности родителей – родители изначально считаются виноватыми. Главное то, что создается страшная система внутри государства – система теневого управления. Ведь угроза отнять детей в любой семье означает появление мощнейшей базы для коррупции, для шантажа и теневого управления.
Появляются фостерные семьи, то есть семьи, в которые отдают отнятого у родителей под «благовидным» предлогом ребенка, ведь детских домов очень мало. Семье платят деньги, и ребенок временно там проживает, пока его не устраивают в детский дом. На Западе это очень прибыльный бизнес: в семью берут 20-40 детей. Этим широко пользуются секты, гомосексуалисты и педофилы. Выходит, если мы ЭТОГО не принимаем, то мы нарушаем хартию.

Вячеслав Боровских:

Валерий Неталиев:

Кто должен следить за тем, чтобы права ребенка соблюдались?

Валерий Неталиев:

Главным органом, который в этой системе следит за нарушением прав детей, является прокуратура. Но какие-то ее действия тоже можно пересмотреть. Потому что закон о профилактике правонарушений, которым многие пользуются, существует еще с советских времен. В рамках этого закона необходимо посмотреть, что усилить, что поставить на первый план.

Владимир Хомяков:

Необходимо также сформулировать права так, как они должны соответствовать нашей культуре, нашей духовности, нашему миропониманию. Бороться нужно с причинами, а не со следствиями. Насилие над ребенком – это уже следствие некоторых вещей. Необходимо дополнить официальную систему защиты родительским компонентом. Мы забыли, что родительский комитет – это не только группа родителей, в чьи обязанности входит сбор средств на подарки учителям. Это орган местного самоуправления в школах. Я являюсь сторонником того, чтобы такой важный аспект, как ювенальные технологии, вводился только после широкого общественного обсуждения. Такие вещи не могут проходить тихо, без участия общественности. Основная опасность может состоять в том, что криминал может использовать этих несовершеннолетних для самых тяжких преступлений, ведь их нельзя будет ни посадить в тюрьму, ни задержать на длительный период. Не надо думать, что последствия ювенальной юстиции могут придти не только в бедные семьи, они могут придти в любую семью. Среди жертв ювенальной юстиции на Западе огромное число вполне состоятельных семей. Ведь это прекрасная возможность для вымогательства.

В каких государствах действует ювенальная система, а в каких она отвергнута?

Владимир Хомяков:
Она действует практически во всем Евросоюзе, поскольку почти весь Евросоюз подписал эту хартию. Права ребенка они понимают именно в трактовке европейской бюрократии. Система вводится в бывших советских республиках, например, в Латвии. Поскольку сегодня людей для внедрения ювенальной юстиции уже массово готовят при кафедрах ряда институтов по иностранным программам, соответственно, тот, кто их обучает, на того они и будут работать, в их ключе и по их стандартам. Естественно, что это будут не наши стандарты. Во Франции говорили о выделении ежегодного бюджета на ювенальную систему, равного порядка 2,5 млрд евро. Эти деньги должны отрабатываться.
Самый позитивный пример страны, где отвергнута ювенальная юстиция, – Украина. Там родители подняли тревогу и остановили закон о ювенальной юстиции уже в третьем (!) чтении. Родителей поддержали депутаты Верховной Рады от разных фракций.

Владимир Евгеньевич, Вы упомянули о пилотных проектах в России. Уточните, пожалуйста, какие это проекты?

Если внедрить эту западную ювенальную систему в России, что называется, «под копирку», какой процент семей могут лишиться детей в связи с этим?

Владимир Хомяков:
Я думаю, что примерно 90 проц семей попадают под эту опасность. Семья может не очень хорошо жить. Поводом взять под контроль семью может, например, послужить то, что два ребенка проживают в одной комнате. Мы получаем потенциальную опасность, которая может настигнуть каждого. Поскольку эта система будет создаваться как параллельная власть, имеющая возможность влезть в любую семью. В России самым оптимальным вариантом влияния на взрослых являются их дети: можно придти и сказать, что у вас существует проблема с детьми, на вас поступают сигналы, вы у нас под пристальным вниманием, и если вы не хотите лишиться детей, выполните следующие требования.
Эта система должна создаваться под мощным общественным контролем. Никто не должен влезать в чужую семью и предписывать, как воспитывать детей, когда повышать голос, какие слова при этом использовать. Наш духовный суверенитет – на уровне семьи. Не случайно говорят, что семья – это малая церковь, потому что на ней все стоит. Если падает семья, то автоматически падает и государство.

Ваши планы на Урале? В каких регионах вы планируете еще побывать?

Владимир Хомяков:
Первый визит на Урал был потому, что именно Екатеринбург выдвигал наиболее эффективную инициативу снизу. В наших силах ввести широкую общественную дискуссию. И первый наш визит должен быть туда, где люди на местах пытаются противопоставить что-то этой системе. Планирую съездить в южные регионы. Очень хорошо на всю эту ситуацию отреагировал владыка на Кубани, который призвал нас стать стеной против этой чумы – ювенальной юстиции.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/12/09/yuvenalnaya_yusticiya_v_rossii/

Литература


  1. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  3. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  4. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
Опыт регионов в области внедрения ювенальной юстиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here