Памятник домашнему насилию

Жуткие памятники, глядя на которые становится не по себе

Недавно в Турции открыли мемориал, посвященный жертвам домашнего насилия: 440 пар туфель, прибитых к стене, символизируют беззащитность женщин перед агрессией их спутников. Это не единственное произведение искусства, глядя на которое становится не по себе.

Туфли и домашнее насилие
Автора этой инсталляции, появившейся в самом центре Стамбула, зовут Вахит Туна. Художник признался, что вдохновением для его работы послужила новость об увеличении числа жертв домашнего насилия в Турции. Вахит сожалеет, что подобные новости исчезают так же быстро, как появляются, они не остаются в информационном поле надолго. Он решил изменить ситуацию и создал арт-объект.

Он выбрал туфли на высоком каблуке как символ силы и независимости, которой так недостает женщинам сейчас. Вахит подчеркивает, что выбрал высокий каблук не в качестве призыва отдавать предпочтение подобной обуви, а исключительно из эстетических соображений. Это обыкновенные туфли, они не принадлежат женщинам, пострадавшим от рук своих мужей. В некоторых регионах Турции существует традиция выставлять обувь погибшего родственника за порог в знак скорби.

82 ребенка, убитых нацистами
Одним из самых страшных преступлений нацистов было уничтожение Лидице — шахтерского поселка в Чехии, в 20 км к западу от Праги. Ночью 9 июня 1942 года подразделения немецкой полиции окружили поселок, перекрыли все пути отступления, а затем согнали всех жителей Лидице в одном месте. Мужчин старше 15 лет расстреляли, а женщин отправили в лагерь. Восемьдесят восемь детей Лидице были перевезены в район бывшей текстильной фабрики, всего нескольких детей выбрали для «онемечивания», остальные 82 ребенка умерли в газовой камере.

Именно этим детям посвящена скульптура чешской художницы Марии Учитиловой. Восемьдесят два бронзовых ребенка, 42 девочки и 40 мальчиков, смотрят туда, где когда-то находился их поселок.

Мария родилась в 1942 году, она начала работать над скульптурой в 1969-м, но денег не хватало, пришлось подключить собственные средства. Так, на протяжении двадцати лет Мария делала статую за статуей. К сожалению, в 1989 году, закончив гипсовые варианты скульптур и три первые статуи из бронзы, Мария внезапно умерла, и работу продолжил ее муж.

Новости

В Будапеште установят памятник женщинам, пострадавшим от сексуального насилия во время войны

Власти Будапешта приняли решение установить памятник женщинам, изнасилованным в военное время. Об этом пишет Hungary Today.

Мэр города Гергели Карачонь подчеркнул, что войны, в которых участвовали венгры, затронули не только солдат, но и гражданское население, в том числе женщин. Есть свидетельства о том, что женщины Венгрии массово подвергались сексуальному насилию во время Второй мировой войны и оккупации советскими войсками. Эти события также описаны в книге венгерского психолога и писательницы Ален Полц «Женщина и фронт».

Карачонь отметил, что до 1989 года тема изнасилования венгерских женщин советскими солдатами была под запретом. По его мнению, установка памятника поможет сделать проблему более видимой, обработать национальную травму и напомнит нынешним и будущим поколениям, что такое не должно повториться. Также мэр добавил, что нужно проводить исследования, конференции и образовательные мероприятия, посвященные этому вопросу.

«Во что ты была одета?»: страшная выставка жертв изнасилования

« Что на тебе было?» — вопрос , который часто слышат те , кто пережил сексуальное насилие. Спрашивающим кажется , что есть какая-то особая « одежда для изнасилований»: мини-юбки , открытые топы , высокие каблуки. Если их не надевать , ты в безопасности. Эта выставка — ответ на этот вопрос. Экспонатами стали предметы одежды , которые были на жертвах в момент нападения. Страшнее всего смотреть на детские вещи.

Поезжай с ней в полицию и травмпункт

По словам Мари Давтян , сопровождать женщину в полицию не только можно , но и нужно: никаких законодательных запретов находиться с потерпевшей на этапе подачи заявления нет , а вот дежурные , видя , что женщина пришла не одна , примут его быстрее. Можно идти и в травмпункт: на сами медицинские процедуры третьих лиц не пустят , но всё остальное время быть рядом и поддерживать подругу ты имеешь полное право.

Найди памятку о том , как подаётся заявление ( например , пошаговую инструкцию предлагает проект « Насилию.нет») и действуй по ней — это очень поможет , ведь для только что избитой и напуганной женщины следование даже очень чётким и понятным инструкциям — непосильная задача.

Расскажи ей про домашнее насилие

Объясни ей , что она такая не одна: каждый месяц на телефоны горячих линий для пострадавших поступают десятки тысяч звонков , по данным Росстата , каждая пятая женщина в России сталкивалась с побоями , а в опросе ВЦИОМ 40% респондентов ответили , что не исключают угрозы стать жертвой насилия в семье.

Расскажи , что домашнее насилие будет повторяться , а вред , наносимый им , возрастать и что жертвами его могут стать и дети. Убеди , что нельзя игнорировать угрозы. «Посмотришь на другого — убью!» — это не пылкие слова влюбленного , а декларация намерений абьюзера , которая легко может закончиться исполнением обещанного. Объясни , что побои — это только часть проблемы. Если женщину запирают , если прячут от неё деньги и документы , если грозят при разводе отобрать детей , если обещают убить каждого , кто ей поможет, — всё это тоже насилие.

Турецкий художник создал инсталляцию в память о жертвах насилия

В Стамбуле появился арт-объект, посвященный жертвам бытового насилия, пишет Daily News Hurriyet. Художник Вахит Туна прикрепил к стенам 440 пар туфель — примерно столько турецких женщин погибло от рук близких в прошлом году, по данным местной организации Kadın Cinayetlerini Durduracağız («Мы остановим убийство женщин»).

Инсталляция стала частью проекта Yanköşe — некоммерческой платформы для художников, созданной турецким производителем кофе Kahve Dünyası в 2017 году. Платформа регулярно предоставляет художникам две стены общей площадью 260 квадратных метров для самовыражения. Место выбрано так, чтобы проезжающие мимо машины не могли не обратить внимание на инсталляцию. Таким образом работу Вахита Туна видят тысячи человек ежедневно. Она пробудет там еще полгода.

[2]

Домашнее насилие: как ты можешь помочь тем, кто с ним столкнулся

Колумнистка Екатерина Попова рассказывает , как можно помочь пострадавшим от домашнего насилия. Сохрани у себя этот текст , потому что завтра пострадавшей может оказаться твоя подруга.

Читайте так же:  Величина алиментов на одного ребенка

Работа принадлежит турецкому художнику и графическому дизайнеру Вахит Туне

Вдохновение художник черпал из просмотра сообщений о насилии в социальных сетях. Он знал, что эти истории, как правило, исчезают так же быстро, как они привлекают внимание общественности. В этом он увидел необходимость напоминания, которое не могло остаться незамеченным в течение долгого времени.

Не обижайся , если твоя помощь ничего не изменила

Ты можешь сказать соседке , что слышишь , как её бьют , и готова дать показания в суде, — и получить в ответ: «Да это вообще не твоё дело!» Ты можешь пустить сбежавшую подругу пожить в свою квартиру — и обнаружить там её мужа ещё до того , как с её лица исчезнут следы синяков: «Мы помирились и начинаем всё заново!» Ты можешь потратить весь день в полиции — и в итоге узнать , что знакомая забрала заявление, которое вам с таким трудом удалось всучить правоохранителям.

Кому-то из жертв просто некуда идти , кто-то верит в обещания « раскаявшегося» мужа , кого-то убедят родственники , что надо дать « семье» ещё один шанс. В конце концов , мы живём в стране , где глава комитета по делам семьи не стесняется заявлять , что не нужно никаких охранных ордеров , запрещающих насильнику приближаться к жертве: «У нас же люди быстро мирятся», а депутаты утверждают , что причина семейного насилия — «заниженная» роль мужчин в семье , а не законы , позволяющие за избиение жены отделаться штрафом — как за неправильную парковку.

Правозащитники и активисты бьются за то , чтобы эти законы изменить. Но пока этого не произошло , нам остаётся только поддерживать друг друга словом и делом — и не останавливаться , даже если кто-то эту поддержку отверг.

Искалеченная мужем Маргарита Грачева стала водить автомобиль

Этот мемориал посвящен памяти 440 турецких женщин, убитых мужьями в 2018 году

Туфли на каблуках — символ женской силы и независимости, которые, как утверждает автор инсталляции, должны быть в каждой женщине

Cosmo рекомендует

Антитренд: какие ошибки можно найти в макияже Ольги Бузовой

Какой маникюр укорачивает ногти — исправляем частые ошибки

Мощнейшая по своей эмоциональной составляющей выставка несколько месяцев назад прошла в Университете Канзаса. Цель выставки — развеять миф , что жертвами изнасилования становятся только те , на ком была чересчур открытая или « провокационная» одежда. Выставка рассказывает 18 историй сексуального насилия. Главными экспонатами стали предметы одежды , которые были на жертвах в момент насилия. Тут можно увидеть все что угодно — от купальника и сексуального красного платья до футболок и джинсов.

Арт-проект был задуман в 2013 году главой Центра по предотвращению сексуальных преступлений в Канзасском университете Джен Брокмэн и доктором Мэри А. Вьяндт-Йебер , руководителем программных инициатив Центра по контролю над изнасилованиями при Университете Арканзаса. Похожие инсталляции поле 2013 года проводились и в других учебных заведениях.

Главной целью выставки , как считает Брокмэн , является повышение осведомленности людей о сексуальном насилии и предотвращение обвинения жертв.

« Зрители могут прийти в галерею и увидеть самих себя — не только в одежде , но и в рассказанных участниками историях, — считает она. — Мы постарались создать такой эффект , чтобы зрители сказали: „Вау , у меня точно такие же джинсы лежат в шкафу“. Или: „Это я надевала на прошлой неделе“. Таким образом мы надеемся развенчать миф о том , что если мы будем избегать провокационной одежды , никто не причинит нам вреда. Миф , что избежать насилия можно , просто переодевшись».

Истории были рассказаны студентами колледжа и университета. Всего их набралось около 40 , но в инсталляции участвуют лишь 18. «Не одежда становится причиной изнасилования, — подчеркивает Брокмэн, — а насильник».

Помоги ей подготовиться к бегству

Если твоя знакомая решила уйти , помоги ей сделать это. Узнай , где есть приюты для жертв домашнего насилия , на каких условиях в них можно попасть , есть ли там свободные места. Найди в интернете юридические и общественные организации , которые могут помочь , передай все контакты подруге. Возьми на хранение документы , банковские карты , которые надо прятать от мужа , ценные вещи , одежду и лекарства. Купи и отдай простой дешёвый мобильник , который она спрячет дома, — на случай если муж отберёт её телефон.

SOS-адреса

  • Всероссийский бесплатный телефон доверия для женщин , подвергшихся домашнему насилию ( при поддержке центра « АННА»): 8−800−7000−600.
  • Центр помощи « Насилию.нет».
  • Московский кризисный центр для женщин « АННА».
  • Консорциум женских неправительственных объединений — бесплатная юридическая помощь пострадавшим от домашнего насилия: wcons.net, 8−495−690−63−48.
  • Центр экстренной психологической помощи МЧС России: 8−495−626−37−07.
  • Центр помощи пережившим сексуальной насилие « Сестры»: 8−499−901−02−01.
  • Сеть взаимопомощи жертвам домашнего насилия: tineodna.ru.

Найди и кинь подруге план безопасности для жертв домашнего насилия: иногда женщины просто не понимают , что живут в чрезвычайной ситуации , и такие инструкции позволяют им пересмотреть своё отношение к происходящему. Разберите его вместе , проговаривая , что исполнимо , что — нет. Можно ли договориться с соседями , чтобы те вызвали полицию , услышав крики? Удастся ли убедить учителей и воспитателей , что ни в коем случае нельзя отдавать ребёнка отцу? Куда можно сбежать в случае очередного инцидента — к родителям , друзьям , в гостиницу? Что надо уничтожить , чтобы абьюзер не нашел беглянку: записные книжки , аккаунты в соцсетях?

Читайте так же:  Исковое заявление о разводе в мировой суд

«Знание — сила»

Как говорят некоторые, в слабости есть определенная красота и сила. Но иногда неравенство между людьми приносит только горе. Так обстоит дело с насилием в семье — острой, но часто невысказанной проблемой во всем мире. Один художник в Турции посчитал это настолько душераздирающим и важным, что ему удалось найти способ довести эту проблему до сведения своих соотечественников, а также почтить память всех тех, кто стал жертвой насилия.

Скажи ей , что она ни в чём не виновата

Пусть забудет про поговорку про глазки , которые видели , что покупали: невозможно угадать , какой мужчина и когда превратится в чудовище. Не надо слушать доброхотов , рассуждающих про звоночки: тысячи мужчин « звенят» совершенно одинаково , но отнюдь не каждый из них решает от разговоров перейти к физическим упражнениям , в которых жене предназначена роль спортивного снаряда. Ни одну женщину нельзя осуждать за то , что она не сообразила , не заметила , не догадалась , что придётся « кушать».

Скажи той , кого бьют , что она никого не провоцировала. Мужчины любят рассказывать , что вот в загс-то они нормальными шли , но за несколько лет их «довели», но это всё ложь. Это только их выбор — даже самые холеричные истерики отлично справляются с тем , чтобы не бросаться на высмеивающих их начальников , наглых чиновников или просто пьяных хулиганов , которые не прочь поиздеваться над прохожим. Мужчина бьёт не потому , что женщина с кем-то переписывается или забывает петь дифирамбы его зарплате , а потому что знает: на ней можно сорвать плохое настроение и остаться безнаказанным.

«Что на тебе было?»

« Купальник. Мы сплавлялись на каноэ по реке , было весело. Затем они пришли в мою палатку , когда я пыталась переодеться».

« Моя любимая желтая футболка , не помню , что за штаны на мне были. Помню , я чувствовала себя ужасно неловко , хотела только выйти из комнаты брата и смотреть мультики».

« Штаны цвета хаки и рубашка. Я тогда должна была показывать презентацию на моих уроках по коммуникации. В больнице мою одежду забрали , пока осматривали после изнасилования. Не знаю , что с ней стало».

« Сарафанчик. Спустя несколько месяцев мама стояла перед моим шкафом и жаловалась , что я больше не ношу платья. Мне было шесть».

« Я пропустила несколько дней на работе после того , как это случилось. Когда я рассказала моей начальнице , что со мной произошло , она задала мне именно этот вопрос: „Что на тебе было?“ Я ответила: „Футболка и джинсы , сучка , а ты что надеваешь на баскетбол?“ Я вышла из кабинета и больше никогда туда не возвращалась».

Новости

Высокие каблуки никогда не принадлежали жертвам, они являются культурным жестом

Почему именно каблуки, а не балетки или любая другая обувь? Художник говорит, что он выбрал каблуки в основном по эстетическим причинам. С другой стороны, он противоречит самому себе, говоря, что это можно рассматривать как символ занятости женщин и, следовательно, способности заботиться о себе, не будучи зависимыми от своих супругов.

Чтобы почтить память 440 женщин в стране, которые были убиты их собственными мужьями в прошлом году

Cosmo рекомендует

5 укладок, которые выдают плохой вкус

Какой маникюр укорачивает ногти — исправляем частые ошибки

Видео (кликните для воспроизведения).

В Госдуме снова обсуждается законопроект о профилактике домашнего насилия. Его создатели и сторонники в очередной раз говорят о числе пострадавших , а противники — пугают традиционным чучелом тюрьмы. Например , глава комитета Госдумы по делам семьи Тамара Плетнева заявила , что нельзя мужа сажать — кто же будет деньги зарабатывать? Судьба закона всё ещё под вопросом: неизвестно , примут ли документ , но очевидно , что даже если это произойдёт , понадобится не год и не два , чтобы отойти от парадигмы « Если супруг приносит зарплату , то пусть бьёт». Пока же мы имеем полицию , которая неохотно реагирует на вызовы к домашним боксёрам , и суды , предпочитающие наказывать их штрафами.

И жить в таком мире можно , только опираясь друг на друга. И поэтому сегодня мы хотим рассказать , что ты можешь сделать для подруги , родственницы или знакомой , которая столкнулась с домашним насилием.

Вызови полицию

Сейчас дела о домашнем насилии относятся к сфере частного обвинения: именно жертва должна доказывать , что она была избита , заявления от соседки , подруги или родственницы никто рассматривать не будет.

Однако , говорит адвокатесса и одна из авторок закона о профилактике домашнего насилия Мари Давтян , обращаться к правоохранителям в ряде случаев всё же стоит: «Если вы понимаете , что человеку угрожает опасность , например слышите крики и грохот сверху , очевидно , что там происходит насилие , вызывать полицию нужно: это вопрос спасения жизни и здоровья женщины. Может , она напишет заявление , может , нет , но данный конкретный инцидент остановят».

Это касается и ситуаций , когда вы видите , что кого-то бьют на улице. Мари Давтян рассказывает , что когда она сталкивалась с такими случаями , достаточно было просто обратиться к женщине и спросить , не надо ли вызвать полицию: мужчину отрезвляла мысль , что они здесь не одни и посторонние готовы вмешаться. Однако такие решения тебе придётся принимать на свой страх и риск: не исключено , что « боксёр» уже вошел в раж , мало что соображает и скорее бросится на свидетельницу , чем остановится. Что ты точно можно сделать , так это оглядеться , нет ли рядом сотрудников полиции или способа их вызвать: например , в метро для этого есть специальные кнопки.

Эти 440 пар обуви были повешены на стене здания в Стамбуле, Турция

Мы слышим довольно много историй о домашнем насилии в отношении женщин со всего мира — это также одна из самых распространенных причин насильственной смерти женщин. Цифры говорят о том, что около 40 % женщин в Турции страдают от бытового насилия, причем в некоторых случаях это имеет самый трагический конец. Стремясь привлечь внимание к этим проблемам, один художник предложил идею памятника, который никто не смог пройти мимо.

Читайте так же:  Повестка в суд на развод образец

В некоторых регионах Турции перед тем, как войти в дом, принято ставить обувь на улицу

Художник считает, что знание — это сила, и поэтому важно знать проблему и то, как можно решить её. Требуется много действий, чтобы изменить систему. Другие проекты Туны также связаны с социальными и экономическими проблемами, с которыми сталкивается его родная страна.

Мемориал убитым женщинам и еще 5 жутких памятников

Туфли и насилие

Автора этой инсталляции, появившейся в центре Стамбула, зовут Вахит Туна. Художник говорит, что вдохновением для его работы послужила новость об увеличении числа жертв домашнего насилия в Турции. Вахит сожалеет, что подобные новости исчезают так же быстро, как появляются, они не остаются в информационном поле надолго. Он решил изменить ситуацию и создал арт-объект.

Вахит подчеркивает, что выбрал высокий каблук не в качестве призыва отдавать предпочтение подобной обуви, а исключительно из эстетических соображений. Это обыкновенные туфли, они не принадлежат женщинам, пострадавшим от рук своих мужей. В некоторых регионах Турции существует традиция выставлять обувь погибшего родственника за порог в знак скорби.

82 ребенка, убитых нацистами

Одним из самых страшных преступлений нацистов было уничтожение Лидице — шахтерского поселка в Чехии, в 20 км к западу от Праги. Ночью 9 июня 1942 года подразделения немецкой полиции окружили поселок, перекрыли все пути отступления, а затем согнали всех жителей Лидице в одном месте. Мужчин старше 15 лет расстреляли, а женщин отправили в лагерь. Восемьдесят восемь детей Лидице были перевезены в район бывшей текстильной фабрики, всего нескольких детей выбрали для «онемечивания», остальные 82 ребенка умерли в газовой камере.

Именно этим детям посвящена скульптура чешской художницы Марии Учитиловой. Восемьдесят два бронзовых ребенка, 42 девочки и 40 мальчиков, смотрят туда, где когда-то находился их поселок.

Мария родилась в 1942 году, она начала работать над скульптурой в 1969-м, но денег не хватало, пришлось подключить собственные средства. Так, на протяжении двадцати лет Мария делала статую за статуей. К сожалению, в 1989 году, закончив гипсовые варианты скульптур и три первые статуи из бронзы, Мария умерла, и работу продолжил ее муж.

Туфли на набережной Дуная

На набережной Будапешта выстроились десятки чугунных башмаков: мужских, женских и детских: они стоят там в память о евреях, расстрелянных в этих краях в 1944—1945 гг. венгерской нацистской партией «Скрещенные стрелы». Перед смертью нацисты заставляли жертв разуться, так как туфли можно было продать. Людей расстреливали на берегу, а их тела просто сбрасывали в воду.

Памятник установили в 2005 году. Его идея принадлежит Кену Тогаю, а воплотила ее скульптор Дьюла Пауэр.

5000 тающих человечков

Не все мемориалы были выполнены из долговечных материалов. Пять лет назад бразильский скульптор Неле Азеведо установила 5000 ледяных фигурок на ступенях площади Чемберлена в Бирмингеме — в честь жертв Первой мировой.

«Я хотела изменить привычное восприятие скульптуры, — сказала художница в интервью Birmingham Mail. — Мои скульптуры помнят людей, которых не помнит ни один другой монумент».

Маленьких человечков привезли в десяти специальных холодильниках. Это была не первая ледяная инсталляция Неле, она уже делала нечто похожее в Берлине, чтобы привлечь внимание к глобальному потеплению, а потом в Белфасте — во имя погибших на «Титанике».

Мемориал памяти убитых евреев Европы

Пожалуй, один из самых знаменитых мемориалов Берлина. Со стороны он напоминает множество каменных гробов, но вблизи понятно, что это высокие бетонные колонны с узкими проходами между ними.

[1]

Мемориал построен по проекту деконструктивиста Питера Айзенмана в 2005 году. Айзенман настаивал, что ни количество, ни расположение блоков не несут в себе никакого смысла. Психолог Коллин Эллард писал: «Ощущение потерянности среди серых плит, за которыми не видно окружающего мира, вынужденная разлука с близким человеком и чувство незащищенности, возникающее на пересечении сквозных коридоров, — поднимало в душе волны страха, тревоги, тоски и одиночества. Так архитектору Питеру Айзенману удалось создать сооружение, наполненное множеством коротких, но мощных отголосков чувств, которые пришлось испытать евреям во время Второй мировой войны».

Каменные люди под водой

Под водой мало света, и все выглядит совсем не так, как на суше. Эколог и скульптор Джейсон де Кейра Тейлор создал уникальное пространство, где природное объединяется с чем-то, сделанным руками человека. Проект Атлантического музея — создание большого искусственного рифа, который образован при помощи скульптурных сооружений из бетона с нейтральным pH. Самая крупная скульптура представляет собой круг из 200 человек на океанском дне. И хотя никакого жуткого смысла в скульптурах нет, увидеть такое под водой может быть очень страшно.

Памятник изнасилованным. Венгерские споры об оккупации и освобождении

В Будапеште будет установлен памятник «женщинам, изнасилованным во время войн» – формулировка именно такова. Решение об этом было принято Генеральной ассамблеей Будапешта по инициативе мэра города Гергея Карачоня, представителя оппозиции.

13 февраля отмечалось 75-летие освобождения Будапешта от немецких войск и их венгерских союзников из пронацистской партии «Скрещенные стрелы». Отношение к этой годовщине в Венгрии неоднозначное. С одной стороны, как пишет историк Андреа Петё, «венгерское правительство, канонизируя теорию «двойной оккупации» (согласно этой теории, на смену нацистскому господству в середине 1940-х пришло коммунистическое, практически равнозначное по своим негативным последствиям для страны. – РС), переложило ответственность за события Второй мировой войны на оккупантов – немцев и Советский Союз».

Символом такого подхода стал памятник, установленный несколько лет назад по инициативе правительства Виктора Орбана в центре Будапешта: статуя архангела Гавриила, изображающая пострадавшую Венгрию, на которого нападает агрессивный орел (символ нацистской Германии). Памятник напоминает о событиях 1944 года, когда в результате операции «Маргарете» немецкие войска оккупировали территорию Венгрии, несмотря на то что она была союзником Германии во Второй мировой войне. В стране при активном участии венгерских правых радикалов из «Скрещенных стрел» был развязан террор против еврейского населения и политических противников нацизма. Осенью регент Хорти был смещен, а «Стрелы» на пару месяцев пришли к власти, установив в Венгрии под немецким покровительством откровенно террористическую диктатуру.

Читайте так же:  Выплаты матерям одиночкам до полутора лет

С другой стороны – есть исторические интерпретации венгерских крайне правых, которые 8 февраля, несмотря на частичный запрет властей, в очередной раз отметили в Будапеште «день чести» – годовщину попытки немецких и венгерских частей прорвать советскую блокаду Будайской крепости в феврале 1945 года. Правым радикалам противостояли муниципалитеты трех районов столицы: они организовали уличную выставку, посвященную «памяти жертв взятия Будапешта – вне зависимости от их национальности, происхождения и религиозной принадлежности», как говорится в выпущенном по этому поводу коммюнике. И это еще одна точка зрения венгров на события тех лет.

Памятный знак жертвам сексуального насилия в годы Второй мировой войны в Венгрии уже есть. В городе Чонград год назад по частной инициативе установили мемориальную доску в память о пострадавших тогда местных женщинах. Об установке доски написала только местная пресса, и событие прошло почти незамеченным. А вот 29 января этого года Генеральная ассамблея Будапешта во главе с новым мэром Гергеем Карачонем решила установить памятник «женщинам, изнасилованным во время войн» уже в венгерской столице. Согласно тексту документа, одобренного городскими властями, из-за щекотливости темы строительству будет предшествовать серия консультаций со специалистами, а также организация конференций и прочих образовательных мероприятий, так как «для общественного осмысления темы самой установки памятника недостаточно». На организацию консультаций, проведение конкурса и возведение памятника мэрия выделила в пересчете 100 тысяч евро. Открыть монумент планируют к концу 2022 года.

«Тревожное эхо прошлого». Почему мировая война не закончилась в 1918-м

Историки и политологи надеются, что новый памятник не станет объектом политических манипуляций. «Это решение было принято прогрессивной мэрией, – считает политолог Петер Креко. – Я думаю, что этот памятник не станет частью антирусского нарратива, а, скорее, обратит внимание на важную и реальную тему, которую в связи с оккупацией/освобождением советскими войсками Будапешта часто замалчивают».

Директор Института политической истории Габор Эгри подчеркивает, что множественное число в слове «войны» в названии памятника не случайно: «То, что название памятника говорит не о действиях исключительно советских солдат, а в целом о насилии над женщинами в войнах, подсказывает нам, что инициаторы не хотят попасть в ловушку политики памяти и делать акцент на политическом или национальном аспекте. Конечно, этот памятник неизбежно снова поднимет спор о 1945 годе, о том, была это новая оккупация или освобождение. Однако я надеюсь, что речь пойдет не только об этом, но и о таких вещах, которые обычно остаются в тени. Иными словами, памятник даст толчок более глубокой дискуссии о войне».

Тема сексуального насилия над венгерскими женщинами со стороны советских солдат во время Второй мировой войны до 1990-х годов была в Венгрии под запретом, да и позднее попытки ее обсуждения иногда подвергались жесткой критике. Ситуация изменилась на рубеже веков, считает профессор Департамента гендерных исследований Центрально-европейского университета Андреа Петё: «Начались научные исследования, выходят дневники женщин, которые вели их в то время. Появляются церковные источники, которые раньше были закрыты, а теперь исследуются. Начался диалог между историками, и можно надеяться, что он будет проходить в такой форме и на таком языке, который будет доступен широкой аудитории, и она научится лучше понимать прошлое. Снимаются документальные фильмы, появляются театральные постановки и художественные фильмы на эту тему. Дискуссия об изнасилованиях в годы Второй мировой войны не направлена на то, чтобы по мановению волшебной палочки заставить всех думать одинаково. Скорее, речь идет о площадке, на которой прозвучит много мнений, и только время покажет, каким будет эффект».

Андреа Петё изучает тему 20 лет, итогом ее исследований стала книга «Рассказать нерассказываемое», которая вышла в 2018 году. Вместе с книгой историка Гергея Кунта «Многоточие» (2019), документальным фильмом Фружины Шкрабски «Умалчиваемый позор» (2013) и ярким художественным фильмом Марты Месарош Aurora Borealis (2017) они стали частью активной общественной дискуссии, которая привела к идее строительства памятника жертвам насилия. Хотя точных данных здесь нет и уже не может быть, по приблизительным подсчетам историков, количество таких женщин в Венгрии исчислялось многими десятками, возможно, сотнями тысяч.

Андреа Петё в своей книге говорит о том, что в 1940-е годы насилие совершали и немецкие, и венгерские солдаты, но в памяти венгров остались почти исключительно сексуальные преступления советских военных. Автор приходит к выводу, что советские войска разгромили преступные по своей сути гитлеровский и венгерский пронацистский режимы, но, сами совершив преступления против мирного населения, в итоге проиграли в Венгрии политическую битву за память о военном времени.

Туфли из Стамбула. Патрисия Помпала – о домашнем насилии

В Стамбуле открыли недавно трогательный памятник женщинам – жертвам домашнего насилия. Турецкий художник Вакит Туна прикрепил к двум стенам 440 пар женской обуви – столько женщин в Турции убито их партнерами только за прошлый год. И в России такой памятник был бы очень уместен, поскольку тысячи женщин ежегодно гибнут здесь от рук своих (бывших) партнеров. На фоне беззащитности женщин цинично выглядят заявления президента страны о том, что «российские женщины самые лучшие». Ведь в России – только по официальной статистике! – более 16 миллионов жертв домашнего насилия.

Можно посоветовать художнику, который хотел бы устроить похожую инсталляцию в России, расположить туфли у входа в Государственную думу и внутри здания парламента – на лестницах, в коридорах и кабинетax, чтобы показать депутатам результаты их бездействия. Ведь закон о предотвращении и профилактике домашнего насилия даже не рассматривается в парламенте. Совсем недавно в рамках конференции по человеческому измерению Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ эксперты антидискриминационного центра «Мемориал» приняли участие в обсуждении проблемы гендерной дискриминации. На этой встрече обсуждались решения высоких международных судов, признавших насилие в отношении женщин в РФ дискриминацией, в том числе недавнее решение ЕСПЧ «Володина против России», особо отметившего отсутствие комплексного закона против домашнего насилия, и позицию одного из комитетов ООН, обратившего внимание на то, что жалобы на домашнее насилие всё ещё считаются в РФ вопросами «частного обвинения», то есть как бы личным спором жертвы и насильника.

[3]

Туфли стоит поставить и возле полицейских участков, сотрудники которых не реагировали на крики о помощи жертв домашнего насилия, – кровь и смерть этих женщин в том числе на их совести.

Читайте так же:  Мать одиночка и одинокая мать

Иногда обманчиво кажется, что если к слову “насилие” добавить прилагательное “домашнее”, то это насилие станет каким-то мягким, несерьёзным. В публикации «Левада-центра» рассматриваются результаты исследования вопроса о том, что россияне считают домашним насилием. Мужчины ожидаемо оказались более равнодушными; они чаще, чем женщины, считают домашнее насилие выяснением отношений между супругами (ничего неожиданного: достаточно взглянуть на комментарии под любой статьей о насилии над женщинами). На первый взгляд кажется логичным: мужчины далеки от женского опыта, они не так часто страдают сами, их не трогают страдания другого пола, да и своё поведение как-то надо оправдывать. Но ведь в этой ситуации страдают все!

Домашнее насилие и фемицид – общий результат привычного распределения социальной власти, когда женщины рассматриваются мужчинами как собственность. Бесспорно, жертвами домашнего насилия чаще становятся женщины, но жертвами токсичной мужественности становятся все. Счастлив ли по-настоящему мужчина, который не может по-человечески, без агрессии показать эмоции? Счастлив ли мужчина, который не может справиться со своими эмоциями и спасается алкоголем? Счастлив ли он во время постоянных ссор? Действительно ли он счастлив, когда издевается над своей женой или набрасывается на неё с кулаками, когда швыряет в неё тяжелыми предметами? Если никто не счастлив, то почему общество не меняется? Из-за привычки к установившемуся порядку?

Всем известен случай сестер Хачатурян. Все мои симпатии – на стороне этих девочек, жертв отца-мучителя, вынужденных пойти в самозащите на такую крайность, как убийство насильника. Но ведь и сам их отец стал в конце концов жертвой этой ситуации, он стал палачом не только дочерей, но и самого себя.

В исследовании «Левада-центра» отразилась разница не только между женщинами и мужчинами, но и между поколениями. Старшие часто не считают насилием такие проявления, как словесные угрозы физического насилия (вроде «я тебя убью»); постоянные унижения, критика («плохая жена», «никчемный муж»); ссоры, скандалы, выяснение отношений на повышенных тонах. Мне когда-то моя бабушка рассказывала, как повезло её подруге: в молодости муж пил, плохо с ней обращался, считал для себя возможным в качестве «главы семьи» выступать в роли домашнего тирана, а потом он постарел и стал таким покладистым… Всё больше людей замечают, что постоянные крики и унижения не могут быть частью «здоровых отношений» между партнерами. Всё больше людей понимают, что тело женщины принадлежит ей самой и в браке она не лишается права принимать решения: ещё недавно сексуальное насилие в браке не считалось изнасилованием, да и сейчас это не признают насилием 50 процентов опрошенных. Хорошо бы убедить другую половину, которая, кажется, видит в супруге не партнера, а секс-рабыню.

Опрос социологов отразил изменения представлений о личных границах. Когда-то был один домашний телефон на всю семью, а сейчас у каждого свой собственный телефон, свой собственный аккаунт в соцсетях. 21% опрошенных считают, что требование показывать СМС, переписку в социальных сетях – это насилие. Первая мысль: да, конечно, люди принимают решение жить вместе, но остаются самостоятельными личностями, с правом на свою жизнь. Но, наверное, у многих возникают вопросы: а что если мы подозреваем партнера в измене или обмане? Вправе ли мы требовать показать эсэмэску или это уже насилие?

Интересны ответы на вопрос про денежный шантаж / отказ в деньгах. Финансовая зависимость долгое время считалась главной причиной уязвимости женщин, собственные денежные ресурсы означают независимость от партнера, «подушку безопасности» на тот случай, когда и если партнёр становится угрозой. Много поколений женщин боролись за право на труд и самостоятельный доход. Сейчас эта проблема отчасти решена: женщины активны на рынке труда, денежные ресурсы у большинства есть, хотя, к сожалению, не всегда достаточные. Но и сейчас многие женщины остаются дома – ведут хозяйство, занимаются детьми. И если денежный шантаж в жизненных вопросах («Я не дам тебе денег на квартиру, еду!») я однозначно считаю насилием, то есть и не столь очевидные ситуации. Рынок до сих пор устроен по модели «мужчина – кормилец», чаще мужчины зарабатывают больше, чем женщины. Обязан ли супруг делиться с супругой всеми доходами? Должен ли партнёр, зарабатывающий «на семью», идти навстречу всем пожеланиям и нуждам другого партнера? Имеет ли партнер право решать за другого, что ему нужно, а что не нужно (иными словами говоря, имеет ли право мужчина решать, на что дать деньги женщине, а в чем отказать)? У кого решающий голос в планировании расходов и почему?

Так не стоит ли поставить женские туфли на главных площадях городов, перед храмами, возле наших домов?

Видео (кликните для воспроизведения).

Высказанные в рубрике «Блоги» могут не совпадать с позицией редакции

Источники

Литература


  1. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.

  2. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.

  3. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
  4. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
Памятник домашнему насилию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here