Педагогический совет жестокое обращение с ребенком

Выступление на педсовете «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Гармония общения: ученик – учитель – родитель. Профилактика жестокого обращения с детьми. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Принцип 9 Декларации прав ребёнка. (20 ноября 1959 г.)

Всё чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям.

Разнообразные проявления жестокого обращения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического экономического устройства. Беда в том, что долгое время мы старались обходить молчанием эту проблему, порой искренне считая, что у нас «дети являются привилегированным сословием». И уже поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения.

Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого- либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. Ребёнку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчинённым положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющий права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка.

В процессе развития, ребёнок проходит через много стадий. Будучи младенцем, он получает любовь и заботу со стороны членов его семьи. Через несколько лет, когда он отправляется в детские учреждения (детский сад, в школу), он получает наставления от воспитателей, учителей. Любой человек: будь то родственник, сосед, друг, опекун, хочет дарить ребёнку любовь, но намеренно или случайно каждый из них может огорчить ребёнка своими действиями.

Родители, учителя и доброжелатели должны выслушивать проблемы детей и пытаться разрешить их. Любой родитель стремиться удовлетворить основные потребности ребёнка, например, потребность в еде, крове, одежде. И любой родитель хочет отвечать требованиям своего ребёнка. Но далеко не любая потребность ребёнка может быть удовлетворена по таким понятным причинам, как финансовые и моральные ограничения.

Жестокое обращение с детьми: что это такое? Консультация для родителей и педагогов

Определение понятия «жестокое обращение с детьми» представлено в Декларации прав ребенка и подразумевает причинение вреда состоянию здоровья ребенка во всех его проявлениях. Поскольку любые формы насилия над маленьким ребенком происходят, в основном в семье, то необходимо проводить серьезную разъяснительную работу среди родителей.

Что включает понятие «жестокое обращение с детьми»

Как правило, понятие «жестокое обращение с детьми» у большинства людей ассоциируется с побоями. Однако оно имеет более широкий смысл и включает четыре составляющие. Поэтому есть необходимость объяснить родителям, что это такое поподробнее.

  • Физическое насилие — означает преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений. Они могут быть получены в результате избиения, насильственного удержания, агрессивного поведения (пощечины, пинка и т.д.), удушения. Подобные действия могут совершаться рукой или с использованием предметов.

Наличие физического насилия в семье определить довольно легко, ведь от них остаются видимые последствия (синяки, царапины, кровоподтеки, ожоги, растяжения или переломы и т.д.). Иногда подобные следы могут отсутствовать или же повреждения остаются только на внутренних органах.

  • Психологическое насилие — заключается в причинении ребенку морального вреда. Это наиболее распространенный вид насилия, поскольку многие даже не находят подобные действия противоправными и не считают нужным менять свое поведение.

Психологическое насилие заключается в следующем:

  • словесное унижение;
  • оскорбление;
  • разговор «на повышенных тонах»;
  • угрозы;
  • отказ в поддержке;
  • игнорирование;
  • запрет на общение;
  • постоянная критика действий ребенка;
  • обзывания;
  • преднамеренная изоляция;
  • систематическое невыполнение обещаний.

Последствия психологического насилия также довольно заметны. Они проявляются в замкнутости ребенка, его неуверенности в себе, заниженной самооценке. В такой ситуации ребенок может ощущать себя никому не нужным, нелюбимым и даже чувствовать себя в опасности.

  • Сексуальное насилие — вовлечение в сексуальную деятельность, совершение сексуальных действий в отношении ребенка. Данный вид насилия подразумевает не только сексуальный контакт, а также и ряд других поступков:
  • совершение сексуальных действий не с ребенком, а в его присутствии;
  • прикосновения к интимным частям тела ребенка;
  • принуждение ребенка к ношению слишком открытой одежды;
  • просмотр в присутствии ребенка порнографии.

Узнать о совершении подобного насилия очень трудно, так как дети считают эти случаи постыдными и сами пытаются всеми силами скрывать информацию о них.

  • Пренебрежение — проявляется в отсутствии заботы о ребенке. О таком виде насилия свидетельствует не предоставление возможности получать нормальное жилье, питание, условия существования (одежды, учебных принадлежностей, элементарных игрушек, книг и т.д.).

Также к этому виду насилия относится пренебрежение обеспечением мер безопасности, в результате чего с ребенком может произойти несчастный случай.

[3]

Вопросы организации консультации для родителей

Тема жестокого обращения с детьми требует обстоятельного обсуждения, поэтому не стоит ограничивать работу в данном направлении банальной раздачей памяток или оформлением соответствующего уголка в классной комнате. Рекомендуется провести консультацию для родителей.

Оптимальной формой организации такого мероприятия является дискуссия, которая предполагает вовлечение родителей в многосторонний диалог, возможно спор, по данной проблеме. В ходе мероприятия необходимо предоставлять возможность каждому высказывать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. Также рекомендуется запланировать проведение нескольких интерактивных упражнений, благодаря которым никто не отсидится молча.

Лучше всего посвятить данной теме отдельное мероприятие, а не ставить ее одним из вопросов на родительском собрании. Как полноценное занятие, такая консультация должна длиться 35-45 минут.

Читайте так же:  Образец заполнения паспорта при смене фамилии

Поскольку тема жестокого обращения с детьми в нашем обществе очень актуальна, то обсуждение должно носить конкретный, а не абстрактный характер. Чтобы мероприятие прошло результативно, необходимо при его организации много внимания уделить подготовительной работе:

  • собрать статистические данные по этому вопросу;
  • подготовить информацию о наиболее резонансных случаях жестокого обращения с детьми (особенное внимание уделить тем, что произошли в своем регионе);
  • для теоретической части дискуссии подготовить презентацию о видах насилия (рекомендуется использовать материал первой части статьи);
  • подобрать видео, фрагменты мультфильмов или сказок;
  • провести анкетирование с детьми и родителями (образцы анкет http://dv.projectharmony.ru/mater/anket.html);
  • подготовить методический бюллетень, содержащий информацию об основных теоретических понятиях, которые касаются предстоящей беседы;
  • подготовить памятки для родителей (например, http://dou181.ivedu.ru/uploaded/files/documents/konsult.pdf).

Главные задачи, которые нужно решить в ходе консультации для родителей на тему «Жестокое обращение с детьми, что это такое» следующие:

  • раскрыть понятие «жестокое обращение с детьми»;
  • ознакомить с информацией о правонарушениях в отношении детей;
  • сформулировать модели правильного поведения с детьми;
  • способствовать формированию в семьях благоприятного, психологически комфортного микроклимата.

План проведения этого мероприятия может быть следующим

Вступление. Ознакомление с темой мероприятия. Мотивация

В этой части воспитатель должен сообщить родителям тему собрания и обратить внимание на ее актуальность как для современного общества, так и для каждого присутствующего, поскольку информация, полученная в ходе дискуссии, может помочь им правильно построить взаимоотношения в семье.

Для выявления знаний и представлений родителей относительно темы занятия можно провести интерактивное упражнение «Мозговой штурм». Родителям предлагается записать на листе бумаги, что они знают о видах насилия над детьми. Можно для этого упражнения объединить их в несколько групп и предложить составить схему или эмблему «Жестокость к детям».

Хорошим приемом, который повысит мотивацию родителей к участию в мероприятии, является предложение вспомнить свое детство и ситуации, когда в отношении к ним применялось насилие. Не нужно просить взрослых рассказывать об этом, лучше дать им задание выразить в рисунке свои эмоции, которые они тогда ощущали.

Теоретический этап

В этой части занятия можно прослушать доклад воспитателя или просмотреть презентацию на тему. Также нужно привести статистические данные по этому вопросу. Например, результаты исследования по заказу Фонда поддержки детей:

  • 46% опрошенных подвергались насилию;
  • в 90% случаев насилие исходило от самых близких родственников;
  • 90% родителей, которые проявляют насилие к своим детям, являются психически нормальными людьми и действуют жестоко под влиянием плохого настроения или бытовых неурядиц;
  • большинство родителей расценивают насилие над детьми как необходимую меру воспитания.

Практический этап

Рекомендуется использовать такие упражнения.

  • Анализ ситуаций из сказок или мультфильмов, с целью определения вида применяемого насилия. Это упражнение учит видеть проявление жестокости в обыденных ситуациях.
  • Разыгрывание педагогических ситуаций. Позволит родителям ощутить неправомерность своих действий в отношении детей и смоделировать образец правильного поведения.
  • Инсценирование.
  • Обсуждение результатов анонимного анкетирования детей.

Подведение итогов

Можно провести упражнения «Неоконченное предложение» или «Микрофон». На этом этапе формулируются итоги проведенного мероприятия, раздаются тематические памятки для родителей.

В качестве домашнего задания рекомендуется предложить родителям посмотреть на себя со стороны, понаблюдав за детьми во время игры с куклами, в особенности за тем, как они обращаются с ними, ругают или воспитывают. В большинстве случаев дети имитируют поведение своих родителей.

В процессе проведения консультации для родителей нужно следить за тем, чтобы не допустить следующих ошибок:

  • нельзя во время обсуждения переходить на личности;
  • не уходить в абстрактное обсуждение проблемы, а стараться анализировать ее на конкретных примерах;
  • стремиться не к осуждению самой ситуации насилия, а к выделению ее характерных особенностей, определению причин ее возникновения и выработки модели правильного поведения в провоцирующих ситуациях;
  • не зацикливаться только на физическом насилии, больше внимания уделить психологическому насилию и пренебрежению своими родительскими обязанностями.

Главная задача проведения такой консультации состоит в том, чтобы донести родителям мысль о бесперспективности применения насилия в качестве воспитательной меры и научить их смотреть на семейные отношения глазами своих детей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Выступление на педсовете «Правовая защита детей от жестокого обращения»; 1-7 классы

Тема сообщения: «Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах. Правовой аспект»

Докладчик: учитель информатики, юрисконсульт Флеонов Вадим Валерьевич (МБОУ СОШ № 26 г. Пензы)

Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств, является одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики России. От её реализации зависит самое главное – будущее страны, её выживаемость, экономическое и социальное благополучие и процветание.

Семейная криминология в России, исследую вопрос о жестоком обращении с детьми и его последствия, приводит следующие шокирующие цифры:
• спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов;

• в общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения;

• в России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних. Как видим, открытое насилие взрослого мира совершенно очевидно и оно давно стало предметом изучения криминологов, социологов, социальных работников и правозащитных организаций.

Проблема жестокого обращения с детьми в большей степени проблема социальная, которая может быть решена совместными усилиями структур на государственном, в т.ч. законодательном, уровне с привлечением различных высококвалифицированных специалистов.

Читайте так же:  Ребенку 18 лет учится в школе алименты

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», хотя само понятие впервые появилось в Кодексе РСФСР о браке и семье в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание данного понятия не раскрывалось.

Предлагаю следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Как подчеркивалось выше, выделяют 4 основных вида жестокого обращения.

Насилие – это любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Согласно девятому принципу Декларации прав ребенка от 1959 года « Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Основным международным документом, регламентирующим вопросы защиты прав детей, является Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция о правах ребенка , ратифицированная в нашей стране 2 сентября 1990 г., предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы:

а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)

Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)

Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)

Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)

Защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34)

Защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37)

Меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)

Положения Конвенции о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей, в том числе защиты от насилия, включены в основные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны детства.

Вместе с тем, должны быть разработаны меры по профилактике этого явления, основанные на глубоком знании и анализе причин жестокого обращения с детьми. Одной из таких мер может послужить установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью детям и подросткам, в частности усиление уголовного законодательства в отношении обидчиков.

Итак, какие меры ответственности предусмотрены действующим законодательством в отношении лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком?

Лица, допустившие пренебрежение основным потребностям ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, подлежат административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ). Наказание предусматривает вынесение родителям или законным представителям предупреждения или возложение штрафа. Часть 2 статьи 6.10 КоАП РФ, предусматривает возложение на родителей штрафа (от 1500 до 2000 руб.) за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических и одурманивающих средств (при этом, достаточно одного раза для привлечения к такого рода ответственности).

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основным потребностям детей, отсутствия заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

При этом, обвинение может быть предъявлено по нескольким статьям одновременно. Так, приемной матери четырехлетнего Глеба Агеева предъявлено обвинение по статье 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним), части 1 статьи 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство) и статье 117 (истязание) УК РФ. Обвинение, предъявленное по последней статье, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от трех до семи лет.

Другой пример. Районный суд Еврейской автономной области приговорил местную жительницу, которая в наказание заставила трех детей пройти почти голыми по улице села, к 240 часам обязательных работ. Как установил суд, жительница поселка Волочаевка-2 обнаружила на своем приусадебном участке детей, собирающих малину, и решила их за это наказать.

«Поймав их, она заставила раздеться двух девочек и мальчика, затем повела их по поселку, выкрикивая, что поймала воров», дети плакали и сопротивлялись. У одной из девочек она забрала сотовый телефон и очки. На просьбу ребенка вернуть очки, так как она без них ничего не видит, женщина ответила отказом.

Суд признал обвиняемую виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 330 (самоуправство), частью первой статьи 116 (совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль), частью первой статьи 130 (оскорбление) УК РФ.

Родители пострадавших подростков обратились в суд с гражданскими исками о возмещении причиненного морального вреда, размер исков будет решен в порядке гражданского судопроизводства.

Читайте так же:  Что нужно отцу для усыновления ребенка

Жесткое обращение с детьми может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Указанные действия являются основанием для лишения родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Порядок процедуры лишения родительских прав описан в Семейном кодексе РФ, равно как и перечень оснований для лишения.

Для лишения родительских прав существует только 6 оснований, которые должны быть подтверждены неоспоримыми доказательствами:

Уклонение от выполнения родительских обязанностей , в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов (уклонение от выполнения родительских обязанностей предполагает систематическое, то есть неоднократное невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно ни выражалось).

Отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений.

Злоупотребление своими родительскими правами (создание условий, затрудняющих или делающих невозможным полноценное развитие ребенка, получение ребенком образования; приучение его к употреблению алкогольных напитков, наркотиков; использование ребенка при совершении преступления).

[1]

Жестокое обращение с детьми (жестокое обращение родителей с детьми заключается не только в физическом, но и психическом насилии над ними. Физическое насилие ‑ это побои, причинение физических страданий любым способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении всякой воли ребенка).

Хронический алкоголизм или наркомания родителя (хронический алкоголизм или заболевание родителя наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинском заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания через суд ответчика ограниченно дееспособным).

Совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка либо против жизни и здоровья супруга (в этом случае для иска необходим приговор суда, подтверждающий совершенное преступление).

В семейном кодексе, также, закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

То есть, по сути дела, скрывая факты жестокого обращения с детьми, должностные лица совершают должностное преступление. Мы всегда надеемся, что родители просто не осознают, что делают, не понимают всю глубину ответственности за тех, кто слабее и беззащитнее их, кто нуждается в них, кто любит их, несмотря ни на что.

Известно, что жестокость порождает жестокость, если исчерпаны все аргументы, пытаясь воздействовать на ребёнка, никогда как последнюю меру нельзя применять физическое наказание, ни к чему хорошему это не приведёт, ребёнок просто затаит обиду, замкнётся в себе, это может привести к потере с ним всякого контакта, а проблема так и останется нерешённой.

Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться. Необходимо внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми; Став свидетелем жестокого обращения с ребенком нужно оперативно информировать правоохранительные органы о данном факте в форме заявления, примерное содержание которого представлено на экране;

Начальнику ОВД Железнодорожного района

(должность, место работы)

» __» _________ 200____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).

Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

_________________________ ______________ ________________

(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)

Список использованных источников:

Конвенция ООН о правах ребёнка

Видео (кликните для воспроизведения).

Уголовный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Жестокое обращение с детьми

Самым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. Это словосочетание впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не расшифровывалось.

Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Формы жестокого обращения.

Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Читайте так же:  Можно ли обижать детей

Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки жестокого обращения с детьми.

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Ответственность за жестокое обращение с детьми.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.

Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.

Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».

Только подумайте — имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).

5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить — это нормально и приемлемо.

Дети будут думать, что это нормальная практика — добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.

Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.

Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их «ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи». Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать «тайм-ауты». Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

[2]

8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.

Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

9. Физическое насилие в любом виде пугает

Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы — взрослый человек. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае — это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?

Читайте так же:  Получение снилс при смене фамилии

Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

10. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».

К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже — с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.

Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах — анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

Педагогический совет жестокое обращение с ребенком

направленных на профилактику насилия и жестокости в отношении несовершеннолетних детей МКДОУ ДСОВ №31 п. Новый Надеждинского района в 2014-2015 учебном году


Гудименко Е. А., заведующий


Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Гудименко Е. А., заведующий

Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и жестокого обращения с детьми (устав, локальные акты, приказы, планы).

Гудименко Е. А., заведующий

Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми (протоколы совещаний при руководителе дошкольного образовательного учреждения, административных и производственных совещаний, педагогических советов, родительского комитета, информационные справки, отчеты, доклады, выступления, переписка, справки, акты).

Гудименко Е. А., заведующий

Методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, материалы родительских собраний и др.

Гудименко Е. А., заведующий

2. Работа педагогического коллектива ДОО

Производственное совещание. Формирование единого представления о защите прав детей в ДОО.

Гудименко Е. А., заведующий

Педагогический совет. Создание системы работы по защите прав и достоинства ребенка.

Гудименко Е. А., заведующий

Консультации для педагогов ДОО

— Понятие и формы жестокого обращения.

— Характерные особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить насилие над ребенком.

— Поведенческие и психологические индикаторы как признаки насилия над ребенком (возрастные особенности).

— Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

— Охрана здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Матафонова П. А., заместитель заведующего

Изучение детей. Выявление детей с проблемами в социально-эмоциональном развитии.

Безлюдная Т. В., педагог-психолог

Изучение семей. Изучение семейной микросреды дошкольников: выявление и профилактика нарушения прав ребенка в семье.

Безлюдная Т. В., педагог-психолог,

Формирование электронного банка социально-незащищенных семей:

— неполных и малоимущих семей, многодетных малоимущих,

— опекунских и приемных семей,

— находящихся в социально-опасном положении.

Гудименко Е. А., заведующий

Тематический контроль. Изучение принципов взаимоотношений между детьми и взрослыми в ДОО.

Гудименко Е. А., заведующий

— Проблема насилия в семье.

— Понятие и формы жестокого обращения.

— Последствия ненадлежащего обращения с детьми.

— Ответственность родителей, допускающих жестокое обращение с ребенком.

— Правила безопасного поведения детей в социуме и дома.

Советы родителям о ненасильственных способах взаимодействия с детьми.

Родительское собрание. «Профилактика случаев жестокого обращения с детьми в семье»

Совместные праздники, развлечения. Вовлечение родителей и детей в различные виды семейной досуговой деятельности, направленной на восстановление внутрисемейных отношений

воспитатели, специалисты ДОО

Организация работы службы «Телефон доверия». Оказание экстренной психологической помощи для детей и родителей.

Гудименко Е. А., заведующий

Диагностика семьи. Наблюдение, посещение семьи, анкетирование, беседы;

Безлюдная Т. В., педагог-психолог,

Индивидуальная работа. Беседы, консультации, посещение семьи.

Источники

Литература


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  2. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.

  3. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
  4. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
Педагогический совет жестокое обращение с ребенком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here