Подросток домашнее насилие

Домашнее насилие как основа формирования агрессивных склонностей у подростков

В данной статье рассматривается один из многочисленных факторов, приводящий к усилению подростковой агрессивности – домашнее насилие.

Скачать:

Вложение Размер
domashnee_nasilie_kak_osnova_formirovaniya_agressivnyh_sklonnostey_u_podrostkovmicrosoft_word.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Насилие среди детей и подростков.

Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество различных действий: драки, кражи, участие в молодежных бандах, самоубийство. Жертвами насильственных действий подростков чаще всего являются их сверстники.

Насильственные действия — это намеренное использование силы, для нанесения вреда другому человеку. Начиная с 1980 г. проблема подростковой преступности неуклонно растет. Это может происходить из-за ряда причин: увеличения насилия в СМИ, поразительной доступности огнестрельного оружия и нехватки надлежащего руководства дома. Многое нужно сделать, чтобы остановить эту проблему, но начинать надо с семьи».

Одним из факторов развития агрессии может быть травля, запугивание. Иногда один или группа начинают преследовать более слабого сверстника. Это может быть систематическое избиение, распускание слухов, другие издевательства. Дети, которые попали в такую ситуацию, находятся в состоянии перманентного испуга, избегают ходить в школу, нередко становятся изгоями. В критических ситуациях загнанные в угол подростки, не находя помощи у взрослых, принимают решительные меры. Это может быть ярость, направленная на других, или — самоубийство. Очень часто полученная в детстве травма откладывает отпечаток на всю жизнь. Самый опасный фактор риска, на мой взгляд,- негативное поведение друзей и одноклассников. Родители всегда должны знать, где и с кем их дети проводят время, и всячески поощрять здоровое поведение

Огромное значение имеют социально-экономические причины: жестокие преступления подростков – новое явление в преступном мире. Чем они моложе, тем более порочны, бесчеловечны, абсолютно не боятся наказания, закона. Обычно эти ребята из неполных или так называемых неблагополучных семей. Эти эмоционально травмированные молодые люди зачастую сами являются жертвами физического или сексуального насилия. Жизнь их бесцельна, прошлое не имеет никакого смысла, а будущее — надежды. Потрясают не только необъяснимо зверские преступления, но и отсутствие какого-либо раскаяния. Главная причина, на мой взгляд, не только в самом факте распада семьи, а в том, что за этим следует — в потере отца как опоры семьи и бедности».

Осознают ли подростки последствия своих преступлений? Ответ зависит от того, какое у них было прошлое, в какой среде они воспитывались? Думается, что подростки совершают преступления вследствие гнева, зависти или, чтобы «стать своим». Подростки, которые живут в агрессивном, враждебном и жестоком доме или районе, часто берут пример со старших, тех, кто уже прошел этот разрушительный путь. Дети должны украсть или убить, и тогда они будут приняты в это сообщество, станут своими.

Часто несовершеннолетние дети совершают преступление из зависти. Если мальчик или девочка видят у другого ребёнка что-то, о чем они мечтают, но не могут иметь, то от злости и зависти они могут совершить кражу или убийство. Однако попадая в тюрьму или колонию, подростки превращаются в законченных преступников. Эти дети нуждаются в помощи, в ком-то, кто мог бы поговорить с ними, дать добрый совет.

Еще один серьезный фактор современной жизни — различные молодежные группировки, которые отличаются большой степенью агрессивности, зачастую связаны с криминалом, ведут постоянную борьбу за контроль над территорией. Некоторые такие объединения отличаются ненавистью ко всему чужому, не похожему на них.

Молодежные банды становятся растущей проблемой в нашем обществе. Молодые люди вступают в группировки по разным причинам. Одни не знают, чем заняться после школы, других приводят старшие братья, для некоторых — это игра, о последствиях которой они не задумываются. А ведь, по сути, они разрушают свое будущее. Подростки, склонные к насилию, как правило, вовлекаются и в другие виды преступной деятельности: употребление и распространение наркотиков, ношение оружия и другие «рискованные предприятия».

Насилие приводит к насилию, это поведение, которому учатся. Дети наблюдают примеры насилия в собственной семье, на улице. А определенные телевизионные программы, сайты, кинофильмы, видеоигры, музыка закрепляют образцы подобного поведения в сознании.

Когда наказание – это единственный способ воспитания, когда дети регулярно подвергаются физическому насилию, или наблюдают такое насилие в семье (например, отца к матери), то не удивительно, что они ведут себя агрессивно по отношению к другим. Если эти факторы устранить, то агрессивное поведение детей можно уменьшить или предотвратить.

Антиобщественное поведение у ребенка формирует не какой-нибудь один фактор или ситуация, а сочетание многих факторов. Некоторые факторы касаются индивидуальных особенностей ребенка, некоторые формируются социальной средой.

Уровень агрессии среди детей и подростков вызывает большое беспокойство, поэтому и родители, и учителя должны очень внимательно отнестись к этой проблеме. Агрессивное поведение часто проявляется у детей еще в дошкольном возрасте. Родители, как правило, надеются, что маленький ребенок «перерастет» свои недостатки. Однако к проявлению агрессии у ребенка в любом возрасте всегда нужно относиться серьезно.

Признаки агрессии включают широкий диапазон поведений: взрывчатый характер, истерики, физическая агрессия, драки, угрозы, попытки причинить другим боль, жестокость по отношению к животным, любовь к поджогам, вандализм.

Факторы, увеличивающие риск агрессивного поведения.

Многочисленные исследования показали, что увеличению риска проявления агрессивного поведения способствуют сложные взаимодействия различных факторов, таких как:

— склонность к агрессии;

— пережитое физическое и сексуальное насилие;

— домашнее насилие и/или насилие в школе, на улице;

— генетический фактор (семейная наследственность);

Читайте так же:  Замена техпаспорта при смене фамилии

— насилие, пропагандируемое со стороны СМИ (соответствующие телевизионные передачи, кинофильмы, веб-сайты и т. д.);

— наркотики и/или алкоголь;

— наличие в доме огнестрельного оружия;

— неблагополучная семья (такие социально-экономические факторы как бедность, развод родителей, безработица, пьянство родителей и т. д.)

— повреждение головного мозга в результате травмы.

На какие тревожные симптомы в поведении детей следует обратить внимание:

— частые смены настроений;

Что же делать, если вы заметили у своего ребенка

опасные признаки агрессивного поведения?

Во-первых, обязательно обратиться за профессиональной

помощью, и чем раньше, тем лучше.

Ребенка необходимо научить справляться со своим гневом.

Помните, что за его поведение и последствия

этого поведения отвечаете вы.

Во-вторых, необходимо выявить и урегулировать

первопричину возникновения агрессивного поведения,

исключить факт насилия по отношению

к самим детям — в семье, обществе, через СМИ.

Потому что насилие всегда порождает насилие.

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Как пережить насилие

Предлагаю отдельно рассмотреть проблему насилия в детстве, его последствий во взрослой жизни и насилия в контексте супружеских отношений.

Насилие в детстве

Воспитание в условиях жестокости деформирует структуру личности ребенка: снижается самооценка, исчезает ощущение самоценности, формируется установка «я плохой». Дети растут с убеждением в собственной несостоятельности. Ребенок оказывается заложником треугольника Карпмана.

Став взрослыми, такие дети:

  • не способны решать жизненные трудности;
  • не умеют просить о помощи и принимать поддержку других людей;
  • страдают от повышенного или пониженного контроля над своими действиями, мыслями, эмоциями;
  • отличаются повышенным или пониженным уровнем тревожности.

Насилие – это травма, требующая проработки. Но не каждый человек может самостоятельно справиться с этим. О непроработанной психотравме свидетельствуют следующие особенности личности и семьи, которую строят люди, подвергшиеся в детстве насилию:

  • хаотичность и дезорганизованность семьи;
  • жестокость и насилие;
  • неспособность заботиться о себе и о других;
  • проблемы в отношениях со своими детьми, непринятие ребенка;
  • трудности и барьеры в общении;
  • саморазрушающее поведение.

Трудность самостоятельной коррекции состояния в том, что посттравматический синдром (ПТСР) может иметь отсроченный характер, а сама травма может не осознаваться человеком. Случается, что о травме люди вспоминают только во время сеанса психотерапии.

Кроме избавления от психотравмы на сеансах предстоит решить характерные для таких случаев проблемы:

  • чувство вины за произошедшее насилие;
  • повышенное возбуждение;
  • постоянное переживание утраты (агрессия родителя и воспоминания об этом заставляют снова и снова терять близкого человека);
  • неосознаваемая противоречивость;
  • страх одиночества, с которым часто сопряжены зависимые отношения;
  • беспокойство о будущем;
  • потребность во внимании;
  • неспособность радоваться, получать удовольствие.

Жертвы насилия, как правило, не воспринимают себя как часть общества, всего человечества. Они считают себя нежизнеспособными.

У людей с ПТСР наблюдается склонность к аутоагрессии, депрессиям. Чувство беспомощности компенсируется агрессией, алкоголизмом, пищевой зависимостью. Отталкивающее поведение – подсознательное стремление отгородить себя от новой боли.

Чтобы пережить насилие, нужно принять опыт и устранить последствия травмы. Самостоятельно это сделать невозможно.

Насилие во взрослой жизни

Как и в случае с детьми, справиться самостоятельно с насилием во взрослой жизни трудно. Нужно обязательно обратиться к психологу, а возможно, и психотерапевту. Для жертв насилия характерны следующие изменения, с которыми предстоит бороться:

  • снижение чувства собственного достоинства, самоценности, самоуважения;
  • чувство вины и стыда;
  • искаженный образ «Я»;
  • патологический страх, ощущение опасности;
  • синдром выученной беспомощности;
  • неспособность выстраивать личные границы, поддерживать их, определять допустимое и недопустимое в отношениях;
  • стойкая депривация базовых потребностей (в любви, внимании, безопасности, принадлежности, принятии);
  • склонность к зависимым и созависимым отношениям;
  • подавление и обесценивание чувств жертвы;
  • недоверие к людям;
  • упрощение системы ценностей (чувство безопасности становится первичным);
  • эмоциональная заторможенность, «онемение»;
  • отвращение к своему телу, изменения во внешности и поведении (при сексуальном насилии).

Особое внимание уделяется проработке амбивалентных чувств: одновременная любовь и ненависть к насильнику. Вместе с этим предстоит избавиться от мышления жертвы, установки «любовь неразрывно связана со страданиями, жертвой и болью».

Одно из худших и опасных последствий насилия как во взрослой жизни, так и в детстве – диссоциативное расстройство личности. Вместе с этим формируется ощущение нереальности происходящего, нередко возникает частичная амнезия. На сеансах психотерапии предстоит пересмотреть проблемную ситуацию, изменить отношение к ней, снять вину с себя и принять случившееся как часть опыта.

Кроме того, реабилитация предполагает следующее:

  1. Восстановление картины мира. У жертв формируется мышление, направленное на обособление от себя, мира, других людей. Вся их активность направлена на самозащиту.
  2. Проживание случившегося, детальное описание. Нужно проговорить все детали случившегося, чтобы они не мучили жертву, не вызывали чувство вины и стыда. Это важно и для избавления от отвращения клиента к самому себе. Проговаривая случившееся, нужно акцентировать внимание на чувствах, а не на действиях, событиях. Именно это подразумевается под выяснением деталей. В противном случае жертва испытает повторное насилие (психологическое) со стороны консультанта.

На сеансах психотерапевт и клиент вместе определяют проблему и цель консультирования, стратегию и план действий. Задача психотерапевта – раскрыть потенциал клиента, задействовать внутренние ресурсы личности.

Если пока нет возможности обратиться к психологу, то найдите группу поддержки, возможно, анонимный форум. Боль нужно проговорить и разделить с другими людьми. Желание мести нужно превратить в энергию, направленную на саморазвитие. Нельзя позволять насильнику отнимать всю жизнь, он уже и так забрал многое.

Читайте так же:  Друг матери одиночки

Нет единой схемы, помогающей пережить насилие. Стратегия зависит от особенностей личности, ситуации и условий среды. Поэтому и важно обратиться лично к психотерапевту: он поможет определить актуальные чувства, принять их, проанализировать случившееся.

Насилие среди детей и подростков
статья

Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество различных действий: драки, кражи, участие в молодежных бандах, самоубийство. Жертвами насильственных действий подростков чаще всего являются их сверстники. Насилие приводит к насилию, это поведение, которому учатся. Дети наблюдают примеры насилия в собственной семье, на улице. А определенные телевизионные программы, сайты, кинофильмы, видеоигры, музыка закрепляют образцы подобного поведения в сознании.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

[3]

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Скачать:

Вложение Размер
nasilie_sredi_detey_i_podrostkov.docx 16.39 КБ

Последствия насилия

Любое насилие пагубно отражается на психике человека, но особый вред причиняет домашнее насилие в отношении ребенка. Паттерны поведения агрессора воспринимаются как специфика, образец человеческих взаимоотношений. Психика ребенка находится в стадии формирования, насилие воздействует на неокрепшую психику. Насилие во взрослой жизни пагубно влияет на самовосприятие и самопринятие жертвы, отношение и доверие к миру.

Предварительный просмотр:

Домашнее насилие как основа формирования агрессивных склонностей у подростков

В данной статье рассматривается один из многочисленных факторов, приводящий к усилению подростковой агрессивности – домашнее насилие.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принято считать, что подростковая агрессивность превосходит агрессивность взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние 10 лет все отчетливее виден рост именно агрессивных преступлений, совершенных подростками.

Существует несколько форм домашнего насилия (причем подросток здесь не только наблюдатель, но и жертва, и — в последствии — активный участник):

физическое – использование силы для нанесения телесных повреждений вплоть до убийства;

вербальное (словесное) – ссора, проклятья, ругань, угрозы, оскорбления;

психическое – унижение, безразличие, наказание детей, поводом для которого является чувство злобы к супругу;

сексуальное – принуждение к исполнению супружеского долга против его долга;

экономическое – лишение экономической независимости [3, с. 64] .

Анализируя данную проблему, большинство исследователей сделало следующие выводы:

1. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа – Алматы,1996. – с. 13-72.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Спб: «Питер», 2009.- с.351.

3. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие под ред. И. Соковни. — М.: Просвещение, 2003.- с.63-67.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб: «Питер»,2009.- с.615.

5. Хлыстова Н.М. Агрессия: теоретический анализ основных направлений в изучении агрессивного поведения. Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2002.- с. 31.

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей

Статья просмотрена: 3314 раз

Библиографическое описание:

Ганджи П., Дуст М. Я., Хакиминия Б. Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 366-369. — URL https://moluch.ru/archive/54/7342/ (дата обращения: 16.03.2020).

Статья посвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, большие семьи, социальная изоляция и др. В качестве теоретической основы в своей работе автор использует экологическую модель Белски. Такжеавторомвыдвинутрядпрактическихпредложенийдляулучшенияситуации.

Ключевые слова:Семейное насилие, внутрисемейные факторы, родители, дети, экологическая модель Белски.

The article is devoted to analysis of key factors influencing to the violence committed against children by their parents. Intra-factors play a major role in the manifestation of domestic violence on children. In this article the author describes the main interfamily factors influencing violence by parents, such as divorce, alcoholism and drug addiction, lack of education of parents, family conflicts, poverty, unemployment, single parent families, large families, social isolation, etc. As a theoretical framework in his work the author uses an ecological model of Belsky. Also, the author puts forward a number of practical suggestions for improvement.

Keywords:Domestic violence, family factors, parents, children, the ecological model of Belsky.

За последние несколько десятилетий во многих странах произошли заметные изменения в институте семьи, что в свою очередь связанно с социальными и экономическими изменениями, произошедшими в обществе и повлекшими за собой изменение во внутрисемейных отношениях, что не всегда проходит безболезненно и зачастую является причиной проявления актов насилия в семье. Семейное насилие является очень древним явлением в жизни различных народов, и нет страны и общества свободного от семейного насилия [14, c. 51]. По данным исследований каждый год более тридцати миллионов детей подвергаются физическому, сексуальному и психологическому насилию. Самым распространенным видом насилия по отношению к детям является психологическое насилие. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2000 году более сорока миллионов детей по всему миру были подвержены различным видам насилия [8, c. 131].

Читайте так же:  Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение

Среди основных причин проявления актов насилия в семье по отношению к детям названы стрессы, бедность, патриархальные ценности, социальная изоляция, отсутствие социальной поддержки, безработица, низкий уровень образования родителей, отсутствие навыков воспитания детей, развод и связанное с ним дифференцированное отцовство или материнство, большие семьи, а также ряд других проблем на индивидуальном, семейном и социальном уровне.

Как правило, дети, подверженные семейному насилию вырастают замкнутыми и неуверенными в себе, им трудно найти свое место в обществе и у них зачастую проявляются склонности к криминалу, наркомании и суициду [9, c. 18].

В современном иранском обществе наблюдается тенденция к росту ??насилия в семье в отношении детей, что может быть связанно с такими факторами как патриархальный уклад семьи, традиционные и этнические субкультуры и ряда других факторов, таких как бедность, безработица, низкий уровень образования родителей, отсутствие опыта воспитания детей у родителей, социальная изоляция и отсутствие социальной поддержи, падения уровня религиозности, наркомания и развод родителей.

К сожалению, отсутствие какой либо статистики по этой проблеме вовсе не означает ее отсутствие самой проблемы в иранском обществе, а наоборот показывает равнодушие и государства и общества к подобным социальным недугам. Опираясь на данные иранских и зарубежных СМИ, а также заявления ВОЗ и ЮНИСЕФ можно утверждать, что эта вопрос в иранском обществе стоит также остро, как и в других странах третьего мира.

В данной статье мы попытаемся выявить основные факторы, способствующие семейному насилию, в особенности проявления насилия со стороны родителей по отношению, а также дать своё видение путей решения данной проблемы на основе отечественного и мирового опыта. Этой проблеме посвящен ряд исследований проведенных в разных странах и в Иране, и мы хотели бы упомянуть некоторые наиболее ценные из этих работ.

В 2005 Бергер провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях [11, c. 29].

Бельский, основываясь на своих исследованиях, утверждает, что именно социальная изоляция родителей является основной причиной проявления агрессии и насилия над детьми. Причем под социальной изоляцией он понимает не отсутствие надлежащих связей с друзьями или соседями, а недоступность социальной поддержки со стороны официальных государственных институтов [12, c. 35].

Иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей [4, c. 145].

Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление зависящее от многих факторов и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них. В нашей статье мы упомянем наиболее известные теории, однако теоретической и методологической основой нашего исследования мы избрали экологическую модель Бельского.

1. Социо-психологическая теории: Эти теории сложились вокруг теории «социального обучения» (social learning) и «наследственной передачи насилия от поколения к поколению» (intergenerational transmission of violence) [18, c. 28].

2. Индивидуальные теории: Индивидуальные теории основываются на индивидуальных особенностях человека. Разделяют биологические и психологические (biological and psychological theories) индивидуальные теории [10, c. 29].

3. Социо-культурные конструктивистские теории: Сложились вокруг «теории стрессов» (the stress theory), «теории роли семьи» (The Family stress perspective), «теории влияния окружающей среды» (The Environmental stress perspective) и «теории ресурсов» (resource theory) [15, c. 422–426].

4. В 1980 году Бельский предложил экологическую модель, для объяснения факторов влияющих на насилие над детьми и предлагает рассматривать эти факторы в четырех уровнях:

1) Индивидуальный уровень — такие как биологические, психологические и другие личные особенности.

2) Уровень семейных факторов или уровень микросистем — в этот уровень входят такие факторы как семейные конфликты, неполные семьи, последствия развода родителей, количество членов семьи и др.

Читайте так же:  Доверенность на вывоз ребенка из страны

3) Уровень социальных факторов — на этом уровне принимаются во внимание влияние макросистемы на семейное насилие посредством таких факторов как социально-экономический статус семьи, доступ к социальным благам, уровень безработицы и др.

4) Культурный уровень — на этом уровне действуют такие факторы, как уровень религиозности родителей, принята в обществе система ценностей и отношений к детям и т д [12, c. 35].

[1]

По причине ограниченности предмета нашего исследования, в этой статье попытаемся рассмотреть влияние семейных факторов на уровне микросистемы, то есть второго уровня в экологической модели Бельски на семейное насилие по отношению к детям.

Причины семейного насилия над детьми со стороны родителей

Причина насилия над детьми зачастую скрыты в самой системе семейных отношений данной семьи. Поэтому очень важно точно и своевременно выявить эти дефекты, для того чтобы предотвратить нежелательные последствия. исследователи выделили следующие микросистемные факторы:

1. Развод родителей: Развод родителей, зачастую возникающий по причине семейных конфликтов, сам по себе травмирует ребенка. Кроме того после развода ему приходится жить с одним из родителей, а при повторном браке у него появляется отчим или мачеха, что тоже не всегда проходит безболезненно и может спровоцировать конфликтные ситуации, последствием которых может быть осуществление актов физического или психологического насилия над детьми, как со стороны его родного родителя, так и со стороны отчима или мачехи [5, c. 78].

2. Пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам: Бельский считает алкоголизм и наркоманию одним из основных факторов на уровне микросистемы приводящих к насилию и небрежному отношению с детьми со стороны родителей. Исследования, проведенные группой исследователей под руководством Мухаммадхани, покзывают, что наркотическое или алкогольное опьянение практически во всех случаях является основной причиной совершения актов сексуального насилия над детьми [3, c. 15].

3. Количество членов семьи: Очень часто дети из многодетных семей подвергаются различного рода насилию, так как в многодетных семьях дети зачастую обделены вниманием родителей, а связанные с многодетностью жилищные проблемы часто создают в семье стрессовые ситуации. Также в многодетных семьях нередки случаи семейного насилия над детьми со стороны старших братьев и сестер. К подобным выводам пришли как зарубежные, так и иранские исследователи [13, c. 130].

4. Неполные семьи. Это семьи, в которых отсутствует один из родителей. Часто это матери одиночки, самостоятельно воспитывающие детей, которые остались одни либо по причине развода, либо потому что родили детей вне брака. В таких неполных семьях не редки случаи насилия над детьми, особенно если мать еще и является опекуном семьи. Также не редки случаи насилия над детьми среди семей, в которых длительное время отсутствует один или оба родителя [17, c. 21].

5. Конфликты между родителями: Семейные конфликты являются одной из основных причин насилия над детьми. В таких семьях наблюдаются конфликты не только на уровне родителей, но так же на уровне отношений родители — дети [2, c. 71].

6. Социальная изоляция семьи, наряду с другими вышеперечисленными факторами влияет на плохое отношение насилие по отношению к детям. Как показали исследования уровень насилия над детьми в социально изолированных семьях на много выше чем в обычных семьях. Этому способствует замкнутость семей и ограниченность доступа детей к системам и институтам защиты прав детей [1, c. 36]. Исследования Йонга показали, что большинство родителей совершающих насилие над детьми не являются активно вовлеченными в социальную жизнь, что ограничивает возможность общества, друзей и знакомых быть осведомленными о состоянии их взаимоотношений с детьми и хоть как-то влиять на это.

7. Экономическое состояние семьи: Другим фактором, который может стать причиной жестокого обращения и насилия может оказаться неблагоприятные экономические условия семьи, социальное положение семьи и безработица родителей [6, c. 67].

8. Уровень образования родителей: Как показали исследования, проведенные группой иранских исследователей под руководством Мухам-мадхани, с повышение уровня образованности родителей понижается уровень жестокого обращения и насилия над детьми [2, c. 71].

Последствия и результаты насилия над детьми со стороны родителей

Последствия такого рода отношений проявляются в двух фазах — долговременной и кратковременной и иногда остаются с ребенком на всю жизнь и приводят к различным физическим, психологическим травмам.

Насилие над детьми сказывается на умственном и физическом развитии детей и приводит к различным проблемам в кратковременной фазе как: стресс, забитость, переживания, низкая самооценка, неуверенность в себе, страх; а на долгосрочной фазе проявляются такие последствия как пристрастие к алкоголю и наркотикам, преступность и самоубийство.

И если на первый взгляд семейное насилие явлением ограниченным только семьей, то на самом деле негативные последствие этого явления распространяются на все общество и являются причиной многих социальных отклонений и отрицательных явлений таких как алкоголизм, наркомания, проституция, криминальное поведение, самоубийства, побеги из дома и многие другие, социальных ущерб, который мы очень серьезно.

Насилие над детьми — что это такое

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых

Причины насилия

Семейное насилие базируется на комбинации негативных факторов. Влияние оказывают и внешние стрессы, и характер отношений внутри семьи, и личностные особенности родителей и ребенка.

В целом можно выделить следующие факторы, помещающие семью в группу риска по насилию:

  • низкий уровень дохода, бедность;
  • потеря работы, безработица или временные подработки;
  • юный и молодой возраст родителей;
  • низкий социальный статус родителей;
  • неполная или многодетная семья;
  • недостаток социальной и государственной поддержки;
  • усыновление детей, появление отчима или мачехи;
  • конфликтные отношения между супругами, непонимание;
  • воспитание родителей в условиях насилия;
  • изоляция семьи.
Читайте так же:  Раздел имущества между супругами и детьми

Насилие и агрессия как паттерн поведения передается из поколения в поколение. Дети, ставшие жертвами насилия, чаще становятся насильниками во взрослой жизни. Однако мальчики чаще, чем девочки, осваивают роль тирана. Девочки, подвергшиеся насилию в семье, чаще становятся жертвами насилия повторно, но уже со стороны супруга или других родственников.

Однако можно выделить личностные качества, которые не зависят от пола и служат предпосылками к использованию насилия как характерного для человек поведения:

  • ригидность;
  • низкая самооценка;
  • раздражительность;
  • низкая способность к саморегуляции;
  • импульсивность;
  • низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • подозрительность;
  • замкнутость;
  • непринятия себя, проблемы с самоидентификацией;
  • неадекватные, завышенные требования к окружающим;
  • низкий уровень социальных навыков, неумение решать конфликты методом переговоров.

Зависимости типа алкоголизма, наличие неврозов, депрессий и других расстройств – дополнительный негативный фактор. Кроме того, причиной домашнего насилия может стать нежеланная беременность, ребенок с патологиями развития или расстройствами поведения.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Как преодолеть и пережить насилие над собой в семье, в детстве или взрослости — помощь психолога

Около 70 % случаев насилия приходится на тиранию внутри семьи. Бытовое, или семейное насилие – проблема, о которой не принято говорить вслух. Жертвы не решаются попросить помощи или просто не могут сделать этого. В результате этого более 16 тыс. детей и женщин ежегодно гибнут от домашнего насилия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как пережить и преодолеть семейное насилие, где искать помощь и поддержку.

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

[2]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Вредит ли курение нашему здоровью?»Цель: профилактика вредных привычекЗадачи:§ познакомить учащихся с вредным влиянием курения на здоровье человека;§ фор.

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике .

Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн.

Профилактика компьютерной игровой зависимости среди детей, подростков и молодежи.

О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Материал для проведения классных часов , бесед, утренних сборов, правового просвещения школьников и умений противостоять жестокому обращению и насилию.Мы встречаемся с насилием ежедневно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают. Если они видят нас терпеливыми, по.

Источники

Литература


  1. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  2. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  3. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
Подросток домашнее насилие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here