Признаки физического насилия над детьми

Формы насилия над детьми

В настоящее время дети являются самой незащищенной социальной группой, они часто оказываются в зонах стихийных и природных катостроф, военных действий, становятся жертвами сексуального, физического и эмоционального насилия. По данным ООН, ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет становятся жертвами произвола родителей. Каждый десятый ребенок из них умирает, а 2 000 заканчивают жизнь самоубийством.

В России проблеме психотравмирующего влияния насилия на ребенка не уделяется должного внимания. Данная проблема имеет не только психологические, но так же социальные и юридические аспекты. Однако очень часто мы встречаем нежелание и даже отказ специалистов, в частности психологов, сталкиваться с проблемой насилия.

Нежалание работать с детьми, пострадавшими от насилия, может быть вызвано целым рядом причин. Очень часто они связаны с отсутствием представлений о том, что насилие оказывает на ребенка существенное негативное воздействие – распространенно мнение, что ничего существенного с ребенком не происходит. Довольно часто встречается представление, что работа с таким ребенком может привести к вторичной травматизации, которая может оказаться для ребенка еще более тяжелой, чем сама травма. Многие психологи не считают нужным работать отдельно со специфицескими последствиями насилия. Очень часто применение методов идентификации тормозится нежеланием или неумением специалиста оказывать помощь ребенку: психологи признаются, что осознанно не обсуждают с ребенком факты и чувства, которые могут быть вызваны последствиями насилия, так как не знают, как им быть дальше, если их худшие подозрения окажутся правдой.

В силу сформировавшихся клише специалисты не всегда проводят надлежащее исследование ситуации и иногда игнорируют оцевидные симптомы насилия. И наконец, многие специалисты хотели бы помогать детям, пострадавшим от насилия, но просто не представляют с чего начать.

Таким образом актуальность данного исследования обусловленна увеличением количества детей, пострадавших от насилия; и неумением специалистов встретиться и работать с данной проблемой.

Очень часто насилием оказывается не только грубое и травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные формы наказаний и воздействий на детей.

Очень часто распространению насилия и жестокого обращения с детьми способствует два обстоятельства. Во – первых, родители, которые прибегают к методам так называемой «репрессивной педагогики», не всегда знают о негативном и пагубном влиянии таких методов на здоровье ребенка. Во – вторых, своевременному установлению факта насилия препятствует стремление взрослых «не выносить сор из избы», а так же законодательно закрепленные права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Под жестоким обращением с ребенком подразумевается любое действие или бездействие по отношению к детям, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

В основном насилие классифицируется по нескольким параметрам:

— явное или скрытое (косвенное);

— происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

— единичное или множественное;

— по месту происшествия и окружения.

Различают следующие формы насилия:

— пренебрежение нуждами ребенка.

Рассмотрим каждую форму более подробно.

Под физическим насилием понимается любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Оно выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиение ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Так же физическое насилие включает в себя вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, попытки утопления. Очень часто физическое насилие сочетается с другими формами жестокого обращения с детьми. Поэтому возникает необходимость среди детей, пострадавших от физического насилия, выявить другие формы жестокого обращения.

Под сексуальным насилием подразумевается использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает коитус, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. Также к сексуальному насилию относятся вовлечение ребенка в проституцию, в порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка.

Под данным понятием подразумевается отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или опекунов в силу объективных причин и без таковых. Распространенным примером пренеюрежительного отношения к ребенку является оставление его без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям.

В данном случае подразумевается постоянное или переодическое оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К данному виду насилия также можно отнести постоянную ложь, обман, предъявляемые требования, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2006. – 256 с.
  2. Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям – жертвам насилия. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
  3. Земляных М.В., Храмченкова А.-М. Л., Забадыгина Е.В. Психологические аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации. – СПб., 2011 – 188 с.
  4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
  5. Новикова М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. – М.: Генезис, 2006. – 128 с.
  6. Пчельникова О.А. Психологическая помощь детям – жертвам насилия. – Ижевск: Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2012. – 48 с.
  7. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. – М.: Генезис, 2006. – 207 с.

http://www.b17.ru/article/nasilie_nad_detmi/

Последствия физического насилия над детьми

Последствия физического насилия над детьми могут проявляться в различных симптомах.

Травматические стрессовые реакции. Состояния страха и тревоги достаточно типичные реакции ребенка на угрозу физического насилия. Кроме того они могут проявляться в нарушении сна, бессоннице, плохом аппетите, психосоматические жалобах. Часто страх имеет генерализованный характер, т.е. распространяется не только на насильника, но проявляется в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых.

Сверхагрессивность и импульсивное поведение. Поведение этих детей часто сопровождается агрессивным деструктивным поведением дома и в школе. Они отличаются задиристостью, драчливостью, агрессивностью по отношению к сверстникам, братьям и сестрам. Это свидетельствует о нарушениях поведения. С одной стороны, их проблема связана с недостаточным контролем над импульсами. С другой, базируется на идентификации с их родителями, склонными к насилию, (“идентификация с агрессором”), как основной защите против чувства тревоги и беспомощности. Часто вовлекаются в преступные и антисоциальные действия.

Подозрительность и недоверие. Детям, которые испытали

родительское предательство, подверглись насилию, физическим наказаниям, словесным оскорблениям, а также побывали в роли “козла отпущения” очень трудно установить доверительные отношения со взрослыми. Они могут не ожидают от своих родителей ни поддержки, ни заботы, ни помощи. Они могут также считать, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы.

Читайте так же:  Порядок выезда за границу несовершеннолетних граждан

Депрессия и суицидальное поведение. У этих детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью и неспособностью испытывать приятные ощущения. Дети, подвергшиеся физическим оскорблениям, демонстрируют саморазрушительное поведение в таких формах как причинение увечий самим себе, суицидальные реакции, суицидальные попытки и желания.

Низкая самооценка. Эти дети учатся рассматривать себя с некоторым недовольством и презрением. Их низкая самооценка со временем маскируется компенсаторной грациозностью и фантазиями всемогущества.

Нарушения в развитии и познавательной деятельности. У этих детей наблюдаются нарушения функций речи и говорения как результат заторможенности этих функций в случае если ребенка часто наказывали за плач и крики.

Нарушения в центральной нервной системы. При отсутствии ясно выраженных повреждений головы, у этих детей могут наблюдаться “мягкие симптомы” нарушений в деятельности центральной нервной системы. Тем не менее есть основание полагать, что именно многочисленные лишения, такие как ненормальное воспитание в детстве, “бедное” внутриутробное развитие, отсутствие заботы в младенческом возрасте, дефицит питания, неполная сенсорная стимуляция могут приводить к подобным симптомам.

Потеря интереса к школе. Характерна школьная неуспеваемость из-за снижения познавательной мотивации, гиперактивности, специфических учебных затруднений.

Сдерживание теплых чувств к ребенку, резкие критические выпады, оскорбления — все это может выглядеть относительно безобидным по сравнению с тем ужасом и унижением, которые влекут за собой сексуальные или тяжкие физические насилия: избиение ребенка, нанесение ему ожогов, испытание голодом или грубое пренебрежение, вплоть до насилия, угрожающего его жизни

Это злорадное и бесчеловечное неуважение родителем чувства собственного достоинства ребенка может быть квалифицировано как преднамеренная попытка разрушить способность ребенка радовать и любить, нарушить чувство его самости.

Дети, жертвы такого обращения, формируют иллюзорную веру в то, что их родители — хорошие и любящие, а они, дети, заслуживают наказания, потому что они плохие. Этим объясняется и их чувство вины, и их заниженный образ “Я”.

Помимо обиды и боли ребенок испытывает гнев и сильное психическое напряжение. Слишком многое ему часто приходится испытывать. В результате он начинает отрицать свои чувства. Травмирующие переживания тлеют до поры в бессознательном, готовые в нужный момент, вспыхнув искрой, зажечься, когда перед ним (ней) предстанет подходящая жертва. Ребенок может отрывать крылья мухам или обижать другого ребенка.

Дата добавления: 2014-12-22 ; просмотров: 1223 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/1-111266.html

Виды насилия, их характеристика. Признаки и последствия насилия над ребенком.

Выделяются следующие виды насилия:

1. Физическое насилие – это преднамерен­ное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жиз­ни (избиение, истязание, сотрясение по­средством пощёчин, подзатыльников, уда­ров, укусов, прижигание сигаретами и го­рящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удуше­ние, утопление).

2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на пси­хику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаи­ванию своих прав;периодическое или постоянное, вербаль­ное или невербальное воздействиероди­телей или лиц, их замещающих,на ребён­ка, приводящее к возникновению у него негативныхчерт ха­рактера, деформации развитияего лично­сти.

3. Пренебрежение интересами и потребно­стями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, не­обходимой заботы о ребёнке, в силу че­го нарушаются его психофизическое здо­ровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и забо­ты, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).

4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексу­альных потребностей или получения вы­годы (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).

5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения мате­риальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных де­нег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью де­нег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).

6. Моральное насилие – унижение достоин­ства ребенка, которое проявляется в словесном оскорбле­нии, брани, угрозах в его адрес, демонстрации не­приязни к нему, а также в уничижительном срав­нении с другими детьми.

Специалист при наличии выявленного факта физического и других видов насилия над ребенком, осуществляя работу со случаем, как правило, сталкивается с ближайшими и отдаленными последствиями насилия для ребенка:

Ø ближайшие последствия:

физические травмы (синяки, переломы, повреждения внутрен­них органов); головные боли; потеря сознания; кровоизлияние в глаз­ные яблоки; психические наруше­ния; депрессия с чувством собственной неполно­ценности.

Ø отдалённые послед­ствия:

– нарушения физическо­го и психического раз­вития (остановка в росте, весе, позднее раз­витие речи, низкий уровень успеваемости в школе);

– плохие привычки (грызение ногтей, со­сание пальцев, раскачивание);

– соматические заболе­вания, травмы, поху­дение, кожные сыпи, язва желудка, разрыв прямой кишки, тики, заикание, энурез, энкокрез;

Ø личностные и эмоциональные нарушения:

– агрессия к более младшим по возрасту детям и к животным;

– чувство вины, частые депрессии в виде беспокойства, нарушения сна, чувство одиночества;

Неменее важно также зафиксировать в работе с ребенком признаки насилия: особенности внешнего вида и поведения ребёнка, по от­ношению к которому проявляется насилие со сто­роны родителей или лиц, его опекающих. Имен­но эти особенности чаще всего выступают диагностическими признаками, позволяющими уста­новить факты жестокого обращения. Педагогу, со­циальному педагогу, педагогу-психологу следует предпринять срочные меры по выяснению ситуа­ции в семье, выявлению комплекса характерных особенностей внешнего вида и поведения ребёнка, указывающих на наличие насилия в семье (см. приложение А). Среди них можно выделить следующие:

• агрессивность, тревожность ребёнка;

• стеснительность, нелюбознательность, избе­гание сверстников;

• страх физического контакта, боязнь идти до­мой;

• любые физические травмы (ожоги, царапи­ны, синяки, ссадины и т.д.);

• повторная травма одногои того жеместа;

• отказ от медицинской помощи;

• противоречивые показания о происхожде­нии повреждений;

• сложные, необычные сексуальные познания или действия;

• сексуальные приставания к детям и взрос­лым;

• жалобы на физическое нездоровье;

• инфекции, передающиеся половым путём;

• нахождение под присмотром других детей;

• занятия опасной деятельностью, игнорируе­мые родителями;

• кожные заболевания, развившиесяв резуль­тате плохой гигиены;

• регулярные пропуски занятий в школе;

• сильное отставание в развитии;

• антисанитарные или небезопасные жилищ­ные условия.

Особенно важно понимание истинных причин семейного насилия в отношении несовершеннолетних, потому что на практике ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечива­ют в полной мере защиты детей от физическо­го и особенно психического насилия со стороны взрослых. В большинстве случаев несовершен­нолетние не обращаются за помощью, а взрослые, в свою очередь, часто не осознают факта жестокого обращения с ребёнком.

Если родители обращаются за помощью, то, как правило, не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на детей. Ребёнок, подвергающий­ся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость по отношению к родителям, другим людям, либо выступать в роли жертвы, притягивая жестокое обращение сверстников и педагогов. Именно эти проблемы в поведении или развитии личности ребёнка являются содержанием жалобы родите­лей, применяющих жестокие воспитательные ме­ры. Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, действительно способны привести ребёнка к серьёзным личностным нарушениям.

Читайте так же:  Льготы матери в разводе с двумя детьми

В социально-педагогической и психологической практике установлены типичные психолого-педагогические проблемы детей – жертв насилия:

Ø на когнитивном уровне – неумение сосредо­точиться, проблемы с произвольным внимани­ем, памятью, низкая самооценка, отсутствие самоуважения, иррациональные, разрушительные мысли, проблемы с принятием решения и поиском выхода из сложных ситуаций;

Ø на аффективном уровне – неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии, тревожность, чувство вины, страх отвержения, стыд, смущение, депрессия, преобладание механизма внешнего контроля над самоконтролем;

Ø на поведенческом уровне – драки, слёзы, упрямство, подозрительность, низкий уровень учебной успеваемости, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты, самоистязание, истязание животных.

Лица, подвергавшиеся семейному насилию в детстве, могут быть жестокими с окружающими. Очень важным отличием взрослых жертв являет­ся неспособность справляться с проблемами, а стремление искать и получать помощь от других людей. Когда ребёнок-жертва не находит отклика у собственных родителей, это подрыва­етего стремление к поиску помощи и продуктивным взаимоотношениям в будущем.

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же как и большинство жертв жизненных трав­матических событий, страдают либо от понижен­ного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск развития психопатологии. Взрослого человека, не справившегося с трав­мой насилия в детстве, характеризуют такие чер­ты:

ü жестокость, насилие, отсутствие заботы по отношению к членам своей семьи;

ü потеря интереса к собственному ребёнку и неприятие его в подростковом возрасте;

ü низкое качество общения с членами семьи;

ü саморазрушающее поведение.

Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но тем не менее многие мо­гут поднять руку на своего ребёнка и не отрица­ют такой возможности. Почему же это происходит? «Уж, не от того ли, – писал А. И. Герцен, – истязают детей, а иногда и больших, что их трудно воспитывать, а сечь легко? Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность воспитывать?» При воспитании такие родители чаще всего исходят из собственного жизненного опыта (в дет­стве меня тоже били, и я стал человеком). Многие родители считают, что ребёнок – их собствен­ность и они в праве делать всё, что захотят.

При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, глав­ное из которых – воспроизводство жестоко­сти. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точ­но так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой.

Исследования показали, что телесные нака­зания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого вре­мени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надол­го. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

В минуту гнева ребёнок учится прибегать к драке, привыкает к тому, что для снятия напря­жения достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И всё это потому, что, демонстрируя ребёнку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию.

Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запре­тах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь ме­ханизм внешнего контроля и, как правило, не­достаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстни­ками, они подозрительны, недоверчивы, зам­кнуты, упрямы, угрюмы, тревожны.

Насилие в семье порождает ряд социальных проблем. Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступ­ность, алкоголизм и наркомания, самоубийство. Не столь заметны, но не менее опасны комплекс собственной неполноценности, чувство незащи­щённости, постоянный страх, рабская психоло­гия.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакци­ей таких детей на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закре­плению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой пе­реживает чувство вины, стыда. Ребёнку харак­терны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «он хуже всех». Вследствие этого ему сложно добиться уваже­ния окружающих, успеха, общение со сверстни­ками затруднено.

Таким образом, семейное насилие рассма­тривается как стадия в насилии, передающем­ся из поколения в поколение, когда люди, испытавшие на себе жестокое обращение или яв­лявшиеся его свидетелями в детстве, соверша­ют насилие или становятся его жертвами, буду­чи взрослыми.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 4206 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/6-72592.html

Жестокое обращение с детьми: физическое насилие

Критерии жестокого обращения над детьми:

По Н.К. Асановой (1997), понятие злоупотребления и жестокого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

Формы насилия над детьми: физическое насилие, эмоциональное насилие, сексуальное насилие, пренебрежение.


Физическое насилие

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

Физическое насилие также трактуется как действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в собственной семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими.

Очень важной чертой жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда ребенок не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

Группа риска по совершению физического насилия

Причины физического насилия

Индикаторы физического насилия у детей:

http://www.b17.ru/blog/122548/

Насилие над детьми

Статья «Меня отец бил и ничего, человеком вырос»

«Всякое насилие – это яд для души» К. Берне.

В центре детского творчества №2 г. Красноярска уже несколько лет существует школа «Дошколенок», куда приходят дети из внешне весьма благополучных семей, которые могут себе позволить не отдавать ребенка в детский сад. Дети готовятся к школе, учатся общаться, строить собственные отношения с миром.

Однако, как бы не старались педагоги и психологи, базовую картину мира, созданную родителями изменить невозможно. И тем страшнее и печальнее видеть такую весьма распространенную ситуацию.

[2]

Мальчик Саша, 6 лет, единственный ребенок в семье, последствия недолеченной родовой травмы – рассеянность. После занятий в «Дошколенке» мама пришла за ребенком, но Саша не мог вспомнить, где оставил портфель. Мама начала кричать на ребенка, упрекать его в вечной забывчивости и никчемности, отчего Саша начинал плакать, извиняться.

В конце концов, когда педагоги нашли портфель, мама схватила его и со всего размаха начала колотить им сына по голове, приговаривая «Будешь помнить в следующий раз!». И следующий раз повторился уже через два дня.

Читайте так же:  Прекратить взыскание алиментов

Когда психолог центра попытался поговорить с этой мамой, то в ответ услышал весьма распространенный ответ «Меня тоже в детстве били, и ничего, человеком выросла!». Да, человеком-то выросла, да только каким?

Известно, что насилие – оружие слабого. В основе семейного насилия лежит проблема власти и контроля. Задумайтесь, когда мы чаще всего применяем насилие? Когда непременно хотим, чтобы другой человек повел себя именно так, а не иначе, но адекватных способов убедить, договориться, у нас в данной ситуации нет и мы прибегаем к наиболее простому способу – насилию.

Многие родители как и мама Саши считают, что физическое насилие является неотъемлемой частью воспитания. И это большое заблуждение. Физические наказания только запугивают, озлобляют и унижают ребенка. Пользы от их использования намного меньше, чем вреда. Конечно, в любой семье, какой бы хороший контакт и взаимопонимание не были установлены с ребенком, иногда возникают ситуации, когда наказание необходимо. Но прежде чем выбрать вид наказания для ребенка, подумайте- насколько он соизмерим с проступком. Так в нашей истории с Сашей за забытый портфель он был сурово избит, и что самое важное – это не привело к желаемому результату.

Многими психологами доказано, что наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Автор одной очень хорошей книги, которую мы всегда даем почитать родителям «Общаться с ребенком: КАК?» Ю.Б. Гиппенрейтер советует наказывать, двигаясь от «плюса» к «нулю», а не от «нуля» к «минусу», где под «нулем» подразумевается нормальный, нейтральный тон ваших взаимоотношений. В качестве «плюса» могут выступать любые традиционные удовольствия, праздники (мультики перед сном, поездка в зоопарк, торт по выходным и т.д.). И если ребенок совершил проступок, то он лишается традиционных радостей. Многие могут усомниться, будет ли это наказанием? Конечно, ведь самое главное, чтобы ребенок хорошо понимал, за что его наказали и что это справедливо, что родители не готовы делать ему приятное, если он их расстроил. В случае, когда за любую провинность ребенок получает только «минусовые» наказания, то он не будет считать это справедливым, а обида и недовольство с каждым разом будет накапливаться и, в конце концов, контакт с ребенком будет окончательно потерян.

Для Сашиной мамы стало открытием, когда ей показали рисунок сына, где она нарисована черно-красной краской, с огромным ртом и кулаками, а ребенок в самом углу листа присел на корточки. И комментарий ребенка под рисунком: «я люблю свою маму, но иногда я ее ненавижу и хочу убить…». Такого ли результата мы хотим добиться в отношениях с собственным ребенком?

Как получается, что родители, которые искренне считают, что хотят ребенку самого лучшего становятся его злейшим врагом?

Как происходит что наиболее наивные, ранимые, зависимые от взрослых члены общества становятся жертвами физического, сексуального, психологического насилия со стороны самых близких людей – своей семьи?

Прервать цепочку

По статистике, 2 миллиона детей в возрасте до 14 лет регулярно подвергаются избиению родителями, 50 тысяч таких детей убегают из дома, 25 тысяч из них исчезают навсегда. Открытое насилие, демонстрируемое в семье, накладывает тяжелый отпечаток на мировоззрение ребенка. Из-за психических травм, полученных в детстве, ребенок уже не сможет самостоятельно построить свою собственную полноценную семейную жизнь.

Дети, выросшие в обстановке домашнего насилия, с большой вероятностью будут практиковать это в своей семье. Насилие становится семейной традицией, своего рода наследственным заболеванием. И по наследству передается стереотип «Меня в детстве били, и ничего, человеком вырос!». Как же может прервать эту цепочку, кто может защитить ребенка от насилия взрослых?

  • В первую очередь, родители, которые в состоянии остановиться и понять, что насилие лишь отдаляет их от ребенка, а не улучшает взаимопонимание. Если задуматься, то можно увидеть, что у ребенка лет до 12 нет как у взрослого собственных проблем, толкающих его на «плохое поведение».

Все проблемы ребенка – это проблемы родителей: неоправданные ожидания, страхи, проблемы власти и контроля и др. И только если родители смогут найти в себе силы обратиться за помощью к психологу и помочь себе, то этим они помогут и ребенку.

  • Другие взрослые: соседи, родственники, учителя, просто знакомые могут встать за защиту ребенка. В России, где принята конвенция по правам ребенка, право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения гарантируется и защищается государством. Поэтому любой человек, ставший свидетелем насилия над ребенком может в любой форме обратиться в отдел опеки и попечительства или в комиссию по делам несовершеннолетних или просто к участковому того района, где проживает ребенок. Они обязаны проверить семью и принять необходимые меры.

Правда всегда, когда возникает вопрос о том, что родители должны быть лишены родительских прав, перед взрослыми встает дилемма. С одной стороны, с такими родителями жить нельзя, а с другой стороны – приют не лучшее место для ребенка. Чаще всего на выручку приходят родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди… Но пока в нашей стране нет адекватных способов «перевоспитания» таких родителей, их не могут направить на специальную терапию или предложить другой альтернативный способ решения проблемы. Государство выполняет пока охранную и карающую функцию, но не воспитывающую, как во многих западных странах. И поэтому взрослые каждый раз пытаются «взвесить», что же страшнее для ребенка: жить в ситуации насилия, но с родителями или их лишиться и жить в безопасном приюте?…

  • Хочется так же добавить, что и сам ребенок может отстаивать свое право на жизнь без насилия, обративший в любую из перечисленных инстанций или к любому взрослому, которому он доверяет и заинтересованному в его судьбе. Заявление ребенка соответствующие органы так же обязаны принять и начать проверку. В практике кризисного центра «Верба» были такие случаи и эти подростки при поддержке юристов и психологов центра смогли достойно выйти из этой ситуации и отстоять свои права.

История с мальчиком Сашей закончилась на тот момент благополучно. Психологам центра удалось достучаться до маминого сердца и она по крайней мере задумалась о последствиях своих «воспитательных» действий и начала работу над собой. Можно сказать, что Саше повезло, что рядом оказались люди, неравнодушные к его судьбе.

А сколько еще таких Саш в каждом дворе, детском садике, школе? Повезет ли им – зависит от нас с Вами!

«Только гнев и страх заставляют применять насилие» Ф. Бэкон.

Наталья Пальчик, директор кризисного центра «Верба»

http://centerverba.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B4-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8/

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

Читайте так же:  Борьба с домашним насилием в россии

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

[3]

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Читайте так же:  Раздел имущества находящегося в долевой собственности

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

http://snob.ru/entry/180700/

Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье»

Светлана Русановская
Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье»

ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

Памятка для специалистов

Насилие в семье – единичное или повторяющиеся поведение одного из членов семьи для сохранения власти и контроля над близким человеком.

Основные типы насилия

над ребенком в семье

[1]

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждение ребенку в возрасте до 18 лет.

Сексуальное насилие – использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение –хроническое нежелание родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Распознавание физического насилия

по внешнему виду:

Множественные повреждения, имеющие специфический характер (синяки, следы от ремня, сигаретные ожоги и т. п.) и различную степень давности (свежие и заживающие).

Задержка физического развития (отставание в росте, весе, обезвоживание для грудных детей).

Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь и т. п.)

Возрастные особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить

жестокость и насилие

Возраст 0-6 мес. : малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; в 3-6 мес. – редкая улыбка.

Возраст 6 мес. — 1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость.

Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

— болезненное отношение к замечаниям, критике, агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к пожогам;

— несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость;

— несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т. п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы и попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т. п.

Эмоциональные реакции детей на насилие и жестокость

Чувство ответственности на насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно…»

Чувство вины за насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.

Страх быть покинутым. Дети, отдаленные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что другой родитель может также покинуть его или умереть.

Стыд. Это особенно актуально для детей в возрасте от 6 до 12 лет, которые сознательно умалчивают факты насилия, а также для подростков.

Беспокойство о будущем. У детей, регулярно испытывающих насилие чаще всего пессимистические взгляды на будущее.

Особенности поведения родителей

или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость

по отношению к ребенку

Противоречивые, путанные объяснения причин наличия травм у ребенка.

Позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц.

Обвинение в травмах самого ребенка.

Неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждений, стремление к их преувеличению или преуменьшению.

Отсутствие обеспокоенности судьбой ребенка.

Невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в общении с ребенком.

Обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка.

Рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т. п.)

Перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребенка и т. п.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком 1. Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать лекарства. 2. Убрать из поля зрения все лекарственные.

Схема наблюдения «Признаки жестокого обращения с ребенком» Схема наблюдения «Признаки жестокого обращения с ребенком» Цель: выявление вида жестокого обращения с ребенком. В первом столбце таблицы.

Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Консультация для родителей. «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему.

Памятка для родителей «Посещение ребенком детского сада» 1. Родители должны передавать детей лично воспитателю. Нельзя, без разрешения воспитателя, забирать детей из детского сада, а также поручать.

Памятка для родителей «Застенчивость. Как не надо вести себя с застенчивым ребенком» Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на нее внимание. Необходимо довести до сознания ребенка информацию о том,.

Памятка для ученика начальной школы «Работа над ошибками» РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Памятка для ученика начальной школы. 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и.

Памятка по работе над правильным речевым дыханием ПАМЯТКА по работе над правильным речевым дыханием. 1. Первоначально проводится работа над развитием длительного плавного выдоха без участия.

Памятка родителям от ребенка Памятка родителям от ребенка Чаще всего это мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам. «Памятка.

Советы родителям «Как провести выходной с ребенком» Целый день ребенок проводит в саду, где он занимается, играет, общается, а ведь для ребенка главное – это семья. Роль семьи в формировании.

Взаимодействие ДОУ и семьи. Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-roditeljam-814516.html

Литература


  1. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  2. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.

  3. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  4. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
Признаки физического насилия над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here