Профилактика детского насилия в семье

Профилактика насилия в семье
консультация по теме

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_dlya_roditeley_po_profilaktike_nasiliya_v_seme.docx 17.46 КБ

Насилие над ребенком: можно ли его распознать?

Чем дольше маленький человек подвергается жестокому отношению, тем более сильные нарушения происходят в его психике. Отсюда можно сделать вывод, что раннее выявление домашнего насилия гарантирует быстрое выздоровление малыша. Распознать жестокое обращение с детьми в семье не всегда бывает просто. Часто оно носит скрытый характер. Однако существуют некоторые особенности поведения ребенка, по которым можно заподозрить родителей в жестоком обращении:

  • Запуганность, чрезмерная неуверенность в себе, постоянная боязнь совершить ошибку.
  • Отсутствие теплых чувств к определенному члену семьи (родитель, опекун и т. д.).
  • Выраженные акцентуации характера (излишняя агрессия либо пассивность, повышенная серьезность либо безразличие).

Стоит уточнить, что наличие одного или нескольких симптомов еще не является достоверным доказательством насилия в семье.

Ход тренинга психолога для родителей в детском саду

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год — сей рожь, на десятилетия — сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы-люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества.

Но прежде, чем мы попробуем обсудить эту тему, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут. о жестоком обращении с детьми я впервые услышала. в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми». тренинг для родителей

2. Упражнение «Правила работы»

Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.

Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:

2. Право промолчать.

3. Быть откровенным.

4. Быть позитивным.

5. Право поднятой руки.

6. Правило «здесь» и «сейчас».

8. Работать «от» и «до».

Согласны ли вы с первым правилом.

Принимаем ли мы второе правило.

Как вы относитесь к тому, чтобы в работе пользоваться требованиями третьего правила.

[1]

3. Упражнение «Ожидания»

Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.

Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи. Что же именно? Вы получите стикеры, на которых сможете записать свои ожидания от этого тренинга, пожелания. Потом зачитываете и прикрепляете их на доску ожиданий.

4. Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: выяснить уровень осведомленности.

Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления с нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.

Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие и жестокость для меня — это. »

— Почему сегодня мы поднимаем эту тему?

— Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?

— Кто провоцирует насилие?

— Чем подкрепляется насилие?

Итак, насилие-любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.

5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

Насилие в семье- серьезная и распространенная проблема в мире. Оно влияет на жизнь детей и подростков: треть детей в России ежегодно наблюдают акты насилия в семьи. Дети матерей, которые подверглись издевательствам, в шесть раз чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, а 50% таких детей имеют склонности к употребление наркотиков и алкоголя. Одна треть подростков подвергается насилию в интимных отношениях. Наиболее типичными последствиями такой ситуации становятся такие жалобы родителей или учителей на поведение детей: драки, конфликты с окружением, низкая школьная успеваемость, замкнутость и тому подобное. К эмоциональным проблемам таких детей можно отнести: повышенную агрессивность, сниженное настроение, депрессию, тревожность, страхи, неустойчивость эмоциональной системы.

Часто родители жалуются на психоневрологические расстройства у детей -бессонница, энурезы, а также соматические – сердечно-сосудистые расстройства, нарушения пищеварения, астма и тому подобное.

В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми.

Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.

Сами дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, обращаются за психологической помощью крайне редко. Прежде всего, это случаи сексуального насилия в отношении подростков, избиение родителями. Это именно те подростки, с которыми ежедневно сталкивается участковый — или как с правонарушителями, или как потребителями наркотиков, или как просто с несчастными бездомными детьми.

Что же такое жестокое обращение с детьми? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?

Читайте так же:  По поводу матери одиночке

Виды и формы жестокого обращения с детьми.

Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей:

1. Физическое насилие;

3. Сексуальное насилие;

4. Психологически жестокое обращение.

6. Работа в группах

(с помощью карточек, которые получили участники, они объединяются в группы)

Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.

I группа – записывает причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

II группа – записывает последствия жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

III группа – записывает условия эффективного общения, приводит примеры

IV группа – записывает проект идеальной модели взаимоотношений «родители-дети»

7. Упражнение «Моя семья»

Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.

Родителям раздают по 10 кружочков.

Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.

Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.

Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу — то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.

Как бы вы хотели изменить свои отношения?

Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»

8. Упражнение «Ограничения и разрешения»

Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.

Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:

1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;

2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.

Online. Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»

9. Ролевая игра «Обрати внимание»

Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.

Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.

Они получают задание проиграть ситуацию:

«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».

Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.

Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».

Своими впечатлениями делятся наблюдатели.

10. Работа в группах

Цель: развивать навыки активного слушания, понимания внутреннего мира ребенка, поддержки, сочувствия.

Родители объединяются в 4 группы по временам года.

Ребенок обращается к родителям с проблемой. Родители, выслушав, должны посоветовать ему, что делать, и убедить, что все будет хорошо.

Ситуация для группы №1:

«Я не буду дружить с Владимиром, потому что он меня обидел. Сегодня я рисовала, а он проходя мимо, задел и опрокинул стакан с водой и весь рисунок испортил. Мы с ним подрались.

Ситуация для группы №2:

«Я не пойду больше в детский сад ,потому что меня постоянно обижает Владик, он цепляется ко мне и обзывает.

Ситуация для группы №3:

«Мама, что мне делать? Учитель (без основания) обвинил меня в том, что я списал контрольную у соседа и не желает ставить хорошую оценку».

Ситуация для группы №4:

[2]

«Я взяла у Ларисы курточку на физкультуру, а когда бежала, то споткнулась и

упала и порвала курточку. Теперь Лариса вместе с девушками устроят выяснение отношений, скорее всего побьют».

Как видим, предупредить жестокость и агрессивность помогают следующие умения: умение слушать, доброжелательное и теплое общение, ласковый взгляд.

10. Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Ознакомление родителей с предварительным анкетированием учащихся:

1. Если тебя наказывают, то как.

[3]

2. Если тебя поощряют, то как.

3. Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают.

Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от

Тренер обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:

-Что вы думаете о проведенном тренинге?

-Что было для вас важным?

-Что вам понравилось?

-Оправдались ли ваши ожидания?

Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, что она была для вас полезной, вызвала раздумья, а также желание построить по — новому взаимоотношения в своей семье.

Участникам предлагается закончить предложения: «Я хочу сказать своему ребенку. » (о необходимости дисциплинированности, чуткости, толерантности и тому подобное).

Психолог раздает памятки и желает взаимопонимания и уважения в отношениях с детьми.

Памятка для родителей

1. Дети — основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.

2. Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Помните, обучение — это радость (негативные эмоции не способствуют усвоению материала, убивают желание учиться). Криком вы ничего не измените.

3. Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.

4. Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик — крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»

5. Ребенок — это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права (на обучение, отдых и т.п.) и определенные обязанности (учиться, соблюдать правила для учащихся).

6. Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.

7. Не отдаляйте ребенка от себя — найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.

8. Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.

Читайте так же:  Раздел имущества супругов акт

9. Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.

10. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.

Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность, профилактика

Ребенок – это маленький, еще только формирующийся человек. И именно от того, в каких условиях происходит воспитание малыша, зависит его будущее. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она представляет собой не просто нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.

Причины насилия над детьми

Некорректное, точнее, выходящее за рамки общепринятых норм, отношение к малышу со стороны родителей, как правило, не возникает просто так. Этому способствуют определенные факторы. Ниже приведен список причин, которые наиболее часто влекут за собой насилие над ребенком:

  • Наркотическая или алкогольная зависимость. В таких случаях жестокое обращение с детьми происходит из-за невозможности контролировать свои действия.
  • Проблемы социального характера (бедность, развод). Как правило, родитель пытается сорвать на ребенке все свое отчаяние либо же просто упивается горем, предоставив малыша самому себе.
  • Психические расстройства. Иногда медики выявляют у одного из членов семьи, практикующего жестокое обращение с чадом, диагноз, провоцирующий такое поведение. Например, человек может быть болен шизофренией или подвержен сильной депрессии.
  • Травма детства. Часто оказывается, что неблагополучные родители сами подвергались насилию со стороны взрослых в школьном возрасте, что вполне могло оставить отпечаток на их отношении к воспитанию.

Формы жестокого обращения с детьми

Существует четыре вида насилия над подрастающим поколением:

  • Физическое.
  • Сексуальное.
  • Эмоциональное.
  • Пренебрежение ребенком.

Несмотря на то, что каждая из представленных форм отличается своими особенностями, есть нюанс, который их объединяет. Ведь, независимо от того, какой вид насилия перенес ребенок, он получает один и тот же результат – сильную эмоциональную травму. В идеальном случае малыш должен ощущать, что родители – это его крепость, люди, которым важна его безопасность. Если же ребенок подвергается жестокому обращению, он начинает воспринимать себя как существо, которое стало для всех обузой. Такое чадо не видит в своих родителях стабильности, а ожидает, что в любой момент ему могут снова нанести удар.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проблема и ее суть

Огромное количество детей ежегодно страдает от жестокого обращения взрослых. Что же представляет собой эта столь актуальная в наши дни проблема? Насилие над ребенком понимается как действие или комплекс действий, которые способны нанести не только физический, но и эмоциональный вред малышу. Причем самое страшное то, что в результате жестокого обращения миллионы детей получают психические травмы, а тысячи – умирают.

Ущемление прав маленького человека – понятие довольно обширное. Например, это может быть жестокое обращение с детьми в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Известны факты, когда превышают свои полномочия сотрудники госучреждений: больниц и школ. В любом случае ответственность за благополучие и здоровье маленьких людей несут не они сами, а мы с вами – полноправные граждане страны. К сожалению, далеко не все это понимают, поэтому проблема жестокого обращения в настоящее время более чем актуальна.

Что делать в случае выявления насилия над ребенком?

Чаще всего жестокое обращение с детьми выявляют посторонние люди. Самому ребенку довольно трудно кому-то об этом рассказать, так как он испытывает чувство вины и страха. Что же предпринять, если вы распознали симптомы домашнего насилия или, что еще хуже, малыш признался вам в этом? Первое, что стоит сделать, – это сохранять спокойствие. Ваше волнение и паника могут только напугать ребенка, которому и без того было сложно кому-то открыться. Следующий шаг должен состоять в сообщении происходящего органам опеки. Многие люди не хотят это делать, так как боятся, что их никто не послушает и об этом узнают родители малыша. Но если на кону стоит здоровье и благополучие ребенка, то лучше пожалеть о том, что сделал, чем оставить его без помощи.

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике насилия в семье

«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия:

-запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.

Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Статья 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты.

Статья 5 — никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим собственное достоинство обращению и наказанию.

Статья 6 — обеспечивает в максимально возможной степени здоровое развитие ребенка.

Статья 16 — обеспечивает защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательства на его честь и репутацию.

Читайте так же:  Развод ребенок выходные

Статья 24 — обеспечивает меры по борьбе с болезнями и недоеданием.

Статья 27 — признает права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 34 — обеспечивает защиту ребенка от сексуального совращения.

Статья 37 — обеспечивает защиту ребенка от других форм жестокого обращения

Статья 39 — предусматривает меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Конституция РФ (1993 г.):

Статья 21 — закрепляет положение о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство наказанию.

Семейный Кодекс РФ:

Статья 54 — право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 — право ребенка на защиту и обязанность органа опеки и попечительства принимать меры по защите ребенка.

Статья 65 — об осуществлении родительских прав.

Статья 69 — предусматривает лишение родителей родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Статья 77 — немедленное отлучение ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Закон РФ «О защите прав детей»:

Статья 14 — предусматривает запрещение жестокого обращения с детьми, физического и психологического насилия над ними.

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения :

1.Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.

2.Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

3.При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).

Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

Тренинги для родителей

Цель: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру, создание доброжелательной и откровенной атмосферы в группе

Оборудование: нормативно – правовые документы, анкеты, компьютер, карточки для деления на группы, раздаточный материал, памятка для родителей.

1. Упражнение «Знакомство»

2. Упражнение «Правила работы»

3. Упражнение «Ожидания»

4. Упражнение «Мозговой штурм»

5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

6. Работа в группах

7. Упражнение «Моя семья»

8. Упражнение «Ограничения и разрешения»

9. Ролевая игра «Обрати внимание»

10. Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»

Эмоциональное насилие

По сути, каждая форма жестокого обращения в результате приводит к личностным травмам, поэтому она в каком-то роде является формой эмоционального насилия. Однако в данном случае идет речь о непосредственном воздействии на психику ребенка при помощи высказываний или действий. К таковым относятся:

  • Оскорбления и унижение ребенка.
  • Насмешки.
  • Угрозы в словесной форме.
  • Постоянная критика ребенка.
  • Изоляция малыша от сверстников и других людей.

Жестокое обращение родителей с детьми подобного характера наносит не меньший вред, чем физические травмы. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным. Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности.

Уголовная ответственность за жестокое обращение

Любая форма насилия над несовершеннолетними — это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.

Сексуальное насилие

Такая форма жестокого обращения с подрастающим поколением считается самой страшной, так как ее очень сложно выявить. Как правило, ребенок боится рассказывать кому-либо о совершающемся над ним насилии из-за непреодолимого чувства униженности, вины и возможного осуждения. Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.

Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту. Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка. Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.

Физическое насилие

Факты жестокого обращения с детьми в виде нанесения им телесных травм — далеко не редкость. Родители или другие люди, несущие ответственность за ребенка (либо ухаживающие за ним), могут осуществлять такую форму насилия как преднамеренно, так и по причине невозможности контролировать свои действия.

В первом случае нередко избиение малыша сопровождается осознанной необходимостью наказать его. Здесь нужно уметь распознать тонкую границу между воспитанием и проявлением жестокости. Ведь цель наказания состоит в том, чтобы научить малыша отличать плохое от хорошего, а не патологически бояться своих родителей. Если меры воспитания превращаются для ребенка в пытку, оставляющую травмы на его теле (синяки, переломы, порезы, ожоги и т. д.), то это уже можно считать физическим насилием.

Читайте так же:  Полное взыскание алиментов

Непреднамеренное жестокое обращение с детьми может возникнуть вследствие сильных вспышек гнева, не позволяющих вовремя остановиться. В любом случае это не делает родителя менее виноватым перед своим чадом.

Последствия жестокого обращения

Независимо от того, насколько сильный был причинен ребенку вред, он в любом случае оставляет свои отпечатки на развитии малыша как личности. Последствия жестокого обращения с детьми – это целый комплекс нарушений психологического, когнитивного и эмоционального характера. У ребенка он может проявляться в заниженной самооценке, а также в неумении выражать и контролировать свои чувства. Если малышу всю жизнь пытались доказать, что он никчемен, то он и будет так думать. Если родители приучили своего ребенка к тому, что страх – это его постоянный спутник, то он будет постоянно испытывать тревогу, даже без видимой на то причины. В итоге без своевременного медицинского вмешательства может сформироваться эмоционально подавленная личность, склонная к постоянным неврозам и чувству недоверия к окружающим.

Стереотипы – это лишь выдуманные факты

Большинство людей заблуждаются в некоторых вещах, предпочитая думать то, что излагает им общество. Это же касается и темы насилия над подрастающим поколением. Эффективная профилактика жестокого обращения с детьми невозможна, если не знать, как выглядит ситуация на самом деле. Итак, ниже представлен список распространенных стереотипов и их разоблачений:

  • Дети страдают только от физического насилия. Этот факт абсолютно ничем не оправдан, так как ранимая психика маленького человека вполне может нарушиться от регулярных оскорблений или отсутствия внимания родителей.
  • Жестокое обращение можно встретить только в неблагополучных семьях. В этом стереотипе, собственно, и скрывается вся проблема домашнего насилия над малышами. Оно может происходить и в социально устойчивых, внешне счастливых семьях, но со стороны этого не видно.
  • Те, кто в детстве страдал от насилия, в будущем становятся жестокими людьми. Здесь, как говорится, палка о двух концах. Несмотря на то, что такое возможно, многие жертвы вырастают высокоморальными личностями, стремящимися, наоборот, защитить своих детей от подобного отношения.

Пренебрежение ребенком

Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная. Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми. В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости. Иногда родители настолько забывают о существовании своих чад, что даже не подают документы в образовательные учреждения. Малыши, страдающие от пренебрежения взрослых, остаются без каких-либо возможностей для существования: одежды, питания, крова, лекарств. В дополнение ко всему перечисленному детям не хватает простого внимания и заботы, поэтому они растут отчужденными, чувствуя себя никому не нужными.

Профилактика насилия над детьми

Предотвращение подобных случаев должно происходить в первую очередь через медицинские учреждения. Во-первых, врач может выявить склонность матери к насилию еще на момент ее беременности (например, если женщина не соблюдает банальных рекомендаций, совершенно не заботится о здоровье будущего малыша). Во-вторых, при каждом посещении больницы с родителями должны проводиться профилактические беседы. Обращение посторонних людей в органы опеки тоже можно считать мерами по предотвращению домашнего насилия. Возможно, все происходит только на начальной стадии и еще есть возможность успешной коррекции взаимоотношений в семье. Для достижения положительных результатов профилактика жестокого обращения с детьми должна быть комплексной и затрагивающей все слои населения.

Никогда не стоит бояться помогать тем, кому это нужно. А дети как раз нуждаются в чьей-то опоре и поддержке. Поэтому помочь пресечь насилие над ними – это не только задача специализированных служб. Это в первую очередь цель всего общества.

Программа профилактики насилия над детьми в семье

Татьяна Гальцева
Программа профилактики насилия над детьми в семье

Цель программы: Создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми.

Задачи программы:

• Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми

• Определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы специалистов по защите прав ребёнка от всех форм насилия.

• Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

• Проводить работу по разъяснению прав и обязанностей родителей.

Основные направления программы:

Первый этап — диагностика насилия.На данном этапе предлагаются следующие методы работы: анкетирование детей и взрослых с целью изучения сущностных характеристик насилия в семье глазами подростков и взрослых; психологическое тестирование, позволяющее выявить особенности детско — родительских отношений в семье с помощью методики: тест — опросник родительского отношения ОРО (Варга — Столин); кинетический рисунок семьи; методика PARI, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли); тест «Родители глазами подростка» (Вассерман, Горьковая, Ромицына); социальный патронаж неблагополучных семей с целью выявления случаев насилия; заполнение социальной карты семьи.

Второй этап — реабилитация ребенка — жертвы насилия и его семьи.

На данном этапе ребёнок в зависимости от ситуации либо изымается из семьи и определяется в Центр реабилитации несовершеннолетних, либо остаётся в семье, регулярный социальный патронаж которой осуществляется специалистом по социальной работе, социальным педагогом.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная реабилитационная программа.

Заканчивается этот этап оценкой состояния ребенка после всех реабилитационных мероприятий и патронажных действий.

Третий этап — профилактическая работа с населением.

Профилактическая работа направлена на предупреждение случаев насилия и предупреждение рецидивов насилия в семьях.

На данном этапе мы предлагаем:

— лекции для родителей: » Формы жестокого обращения с детьми в семьях «; «Влияние домашнего насилия на психику ребенка«;

— просветительскую работа юриста;

— тренинг «Оптимизация взаимодействия родителей и детей», целью которого является помощь в установлении и развитии отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

Читайте так же:  Отдам матерям одиночкам

— обучающий семинар для детей младшего школьного возраста, в ходе которого дети с помощью ролевых игр постигают стратегии противостояния жестокому обращению;

— тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», направленный на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми;

— практические занятия с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир», включающие в себя укрепление структуры «Я — взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а также способствующие стабилизации адекватной самооценки.

Мы попробовали реализовать разработанную программу на практике.

В программе принимали участие 5 человек детей младшего школьного и подросткового возраста и их родители.

Сроки реализации — сентябрь — ноябрь 2009 г.

Информацию о неблагополучных семьях, фактах домашнего насилия мы получали из КДН и ЗП, Центра социальной работы г. Костомукша.

В реализации программы принимала участие междисциплинарная команда, состоящая из педагогов, психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога, медиков, специалиста КПДН и ЗП.

На каждом этапе реализации программы мы использовали все вышеназванные методы работы.

В результате реализации программымы выявили следующую тенденцию: все дети, подвергавшиеся насилию в семье, склонны к асоциальному поведению.

В результате исследования были выделены наиболее значимые предпосылки асоциального поведения:

* низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;

* неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания;

* неосознаваемая родительская установка на «разрешение» детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;

* родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта;

* непринятие ребенка детской группой;

* неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.

Мы составили для каждого ребёнка индивидуальную программу реабилитации.Нам удалось:

— научить детей и родителей различать насильственные и ненасильственные формы поведения,

— помочь родителям понять, какой ущерб наносит насилие психике ребёнка;

— помочь в установлении отношений партнерства и сотрудничества родителей и детей;

— научить младших школьников стратегиям противостояния жестокому обращению;

— помочь подросткам обрести навыки в сфере успешного взаимодействия со взрослыми;

— сформировать у подростков некоторые умения, помогающие противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; противостоять различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанным с эмоциональным насилием.

Мы осознаём, что проделанная нами работа — лишь первые шаги в деле профилактики семейного насилия. Дети и семьи, с которыми мы работали, нуждаются в регулярном социальном патронаже и помощи различных служб, объединившихся в борьбе с насилием над детьми. Однако дети и взрослые, с которыми мы работали, осознали, что насилие, агрессия, асоциальное поведение — путь в пропасть. Они знают, куда обратиться, если не смогут самостоятельно противостоять чужому насилию или собственной агрессии.

Таким образом, предложенная программа поможет диагностировать случаи семейного насилия, вести информационно — просветительскую работу с детьми и родителями по профилактике семейного насилия над детьми, обучать детей разных возрастов противостоять насилию. Издание методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений); подготовка и издание средств наглядной агитации, направленных на формирование у родителей и работников детских учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей — активной жизненной позиции по защите своих прав; выступления в средствах массовой информации, прежде всего электронных, позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимости своевременного обращения за психологической помощью в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.

«Детский сад — территория без насилия». Основные права ребенка в детском саду Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами.

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье Доклад социального педагога на общесадиковом родительском собрании на тему «Профилактика жестокого обращение с детьми в семье»..

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье. Аристова Алёна Олеговна, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Красный.

Игра-квест для родителей «Мы против насилия и жестокости» Цель работы: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи методической.

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает.

Осторожно, дети! О проблеме детского насилия В день отъезда в лагерь семилетний Витя проснулся в пять утра и нетерпеливо ерзал на чемодане. Он давно ждал этого момента, глаза ребенка.

Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье» ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ Памятка для специалистов Насилие в семье – единичное или повторяющиеся поведение одного из членов.

Фотоотчет о работе над проектом «Вместе» с детьми с ОВЗ Проанализировав результаты работы нашего дошкольного учреждения и отделения по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями.
Видео (кликните для воспроизведения).

Занятия с детьми-аутистами в детском саду и семье Дети — аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением.

Источники

Литература


  1. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  3. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
  4. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
Профилактика детского насилия в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here