Профилактика жестокого обращения с детьми в доу

Программа профилактики жестокого обращения с детьми

Цель программы:

1. Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.

2. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение ДОУ следующих задач:

1.Защита воспитанников от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.

2.Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в ОУ, в общественных местах.

3.Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

4.Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранения, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

1.Воспитывая детей, помогите им расти.

2. Не судите и не поучайте.

3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.

4. Как стать своим и не нажить врагов.

Направления в работе ДОУ по профилактике жестокого обращения с детьми:

1.Право на жизнь — главное право человека.

2.Насилие в семье.

3. Насилие среди сверстников.

4. Насилие на улице.

5. Сексуальное насилие.

7. Физическое насилие.

Участники программы:

Ожидаемые результаты реализации программы:

— формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности;

— отсутствие всяческого насилия в отношении каждого воспитанника.

1. Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения воспитания ребенка.

2. Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций педагогов.

3.Отсутствие специалистов в ДОУ, оказывающих лечебную помощь детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье.

Содержание программы:

Мероприятия с родителями.

— индивидуальные консультации педагогов;

— заседание родительского комитета;

— групповое родительское собрание.

— информация в «родительском уголке»

Тематика лекций родительских собраний:

1. Эмоциональное неблагополучие детей

2. Особенности воспитания и родительские отношения;

3.Истоки домашнего воровства;

4.Поощрение и наказание;

5.Детская ложь и её истоки.

План работы с воспитанниками ДОУ по профилактике жестокого обращения с детьми.

п/п

Мероприятия Сроки проведения 1. Беседы:

· «Давайте жить дружно!»,

· «Друг. Дружба», «Взаимоотношения в семье»,

· «О правилах поведения и безопасности на улице»,

· «Учись быть добрым»,

· «Учись управлять своими эмоциями»,

· «Моя семья».

В течение учебного года 2. Проведение психологической диагностики Постоянно 3. Изучение «Конвенции о правах ребёнка», «Декларации прав ребенка» В течение учебного года 4. Беседы с воспитанниками с целью выявления случаев жестокого обращения. Апрель 5. Конкурс рисунков

«Моя дружная семья»

Май 6. Посещение детей на дому В течение

Памятка для родителей:

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Читайте детям настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Обсуждайте прочитанное и увиденное вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям.

ВНИМАНИЕ. АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

http://ds125.detsad.tver.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1/

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми

токое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  • Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
    К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

Читайте так же:  Опека над ребенком в беларуси

© Для вас, родители! — Советы педагога — психолога — Профилактика жестокого обращения с детьми — Дюймовочка: http://segmdou17.ru/101308397/267706225/1208304910/

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

Ответственность за жестокое обращение с детьми.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

— Административная ответственность . Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

— Уголовная ответственность . Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

— Гражданско-правовая ответственность . Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Существует телефон доверия для детей, подросков и их родителей. Конфиденциальность и бесплатность — два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации 8-800-2000-122 (бесплатно по России)

Общенациональный телефона доверия для пострадавших от насилия в семье 8-800-7000-600 (бесплатно по России)

Социальный путеводитель: адреса и телефоны организаций, оказывающих помощь семье и детям

* Управление образования го Первоуральск, ул. Советская, 9а

— Начальник Управления образования Югфельд Елена Александровна, тел. приемной (3439) 64-11-37. Прием посетителей: понедельник с 15.00 до 17.00

— Начальник отдела развития дошкольного образования Савина Юлия Евгеньевна, тел. (3439) 64-17-79. Прием посетителей: понедельник с 15.00 до 17.00

* Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям города Первоуральска» ул. Советская 5, тел. (3439) 64-11-78

* Территориальная комиссия г. Первоуральска по делам несовершеннолетних и защите их прав, пр. Ильича, 28а

— Председатель Стуль Ольга Ивановна, тел.66-60-97

* Управление социальной политики по городу Первоуральску, ул. 1 Мая, 8а

— Отдел семейной политики и профилактики социального сиротства, тел. (3439) 66-35-37

— Отдел опеки и попечительства, тел. (3439) 64-69-51

* Филиал «Первоуральская психиатрическая больница», ул. Ватутина, 10,

— Специалисты детско-подростковые, тел. (3439) 66-79-55

* ГБУЗ СО «Детская городская больница г. Первоуральск», ул. Гагарина, 38а

— Клиника, дружественная к молодежи, тел. (3439) 66-80-54

* ОМВД России по городу Первоуральск, ул. Ватутина, 21, тел. 27-05-64, 27-05-27

— Отделение участковых уполномоченных полиции (начальник ОУУП) (3439) 27-05-39

— Отделение по делам несовершеннолетних (начальник ОДН) (3439) 27-05-64

* ГАУ «Центр социальной помощи семье и детям «РОСИНКА» г. Первоуральска, ул. Советская, 5

— Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних тел. (3439) 66-11-78

— Отделение сопровождения опекаемых тел. (3439) 64-94-24

* МКУ ЦХЭМО, ул. Ватутина, 17

— Отдел информационно-методической и профилактической работы Управления образования, тел. (3439) 66-80-41

Нормативно-правовая документация, локальные акты, регламентирующие деятельность по профилактике жестокого обращения с детьми

Приказ об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми

План работы по профилактике жестокого обращения с детьми на 2018-2019 учебный год

http://dou-5prv.ru/bezopasnost/profilaktika_zhestokogo_obrashhenija_s_detmi/

Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми

Вера Батакина
Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми

Тема профилактики безнадзорности и жестокого обращения с детьми достаточно актуальна, вследствие того, что насилие в отношении детей, а также пренебрежение их основными потребностями нарушают социализацию ребенка, оказывают негативное влияние на его психическое развитие, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

В нашем ДОУ целью работы по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми является создание условий для реализации прав ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения. Задачи, которые ставятся в этой работе перед нашим дошкольным учреждением: создание инфраструктуры по выявлению, учету и сопровождению детей группы риска; вовлечение и активное взаимодействие всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) в деятельность по предотвращению жестокого обращения; повышение уровня педагогической компетентности педагогов и и родителей, формирование культуры ненасильственного, толерантного отношения в семье и обществе, повышение ответственности педагогов и родителей за противоправные действия, направленные против детей; разработка и внедрение эффективных технологий и методик работы с семьей по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Читайте так же:  Взыскание алиментов подсудность мировых

Работа по профилактике в ДОУ ведется по трем основным направлен иям: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.

1. Работа с родителями детей, посещающих детский сад (организуется старшим воспитателем, педагогом-психологом и воспитателями).

Формы работы с родителями:

Анкетирование родителей (диагностика детско-родительских отношений в семье, диагностика стилей воспитания и др.)

Консультации на родительских собраниях и в родительских уголках (печатный вариант) на темы: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Как уберечь ребенка от опасности», «Конфликты семейного воспитания», «Как защитить права ребенка» (консультация с элементами дискуссии, «Насилие в семье и его последствия», «Заповеди мудрого родителя» и др.

Работа Совета профилактики ДОУ с семьями детей, имеющих проблемы в поведении и семьями, состоящими на учете в КДН (своевременное выявление таких семей и их психолого-педагогическое сопровождение).

Проведение досуговых мероприятий с участием родителей, направленных на создание эмоционального комфорта и сплочение семьи.

Фотовыставки различной тематики («Город! Мы растем вместе с тобой», «Счастливая семья», «Наш выходной день» и др.) и выставки прикладного творчества (совместные поделки детей и родителей)

Заполнение социальных паспортов группы (ежегодный мониторинг).

Наблюдение воспитателями за общением родителей с детьми (как они приводят детей утром, как встречаются с ними вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка).

Индивидуальные беседы с родителями (проводятся воспитателями или педагогом-психологом по мере необходимости).

2. Работа с педагогами (организуется старшим воспитателем, педагогом-психологом и другими специалистами).

Формы работы с педагогами:

Консультации на педагогических часах на темы: «Признаки жестокого обращения с детьми», «Как вести себя в случае раскрытия насилия в семье», «Как стать для детей другом» и др.

Рекомендации для педагогов по ненасильственному взаимодействию с детьми в ДОУ.

Подбор литературы для самообразования педагогов по теме жестокого обращения с детьми, детско-родительским отношениям и др.

3. Работа с детьми, посещающими детский сад (организуется воспитателями групп, педагогом-психологом и др. специалистами).

Формы работы с детьми:

Проведение занятий, бесед, игр, рисования на темы : «Мой дом, моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Портрет моего папы (мамы)», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки», «Семейные традиции» и д.

Циклы занятий «Я – гражданин», «Изучаем свои права» (проводятся воспитателями).

Занятия с педагогом-психологом по социально-психологической адаптации с целью формирования норм нравственного поведения.

Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье и детям, имеющим нарушения в поведении (беседы, индивидуальные занятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.).

Таким образом, чтобы работа по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми в детском саду была эффективной, необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в ДОУ, а также своевременное реагирование на проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях и отношениях педагогов с детьми.

Литература:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М. : Аргуметы и факты, 1993.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1988.

3. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. – М., 2007.

Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них «Факторы жестокого обращения с дошкольниками и меры реагирования на них» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Подготовила воспитатель группы № 2 Николаева С. О. Ребенок — это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков.

Мастер-класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» Мастер — класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» «Выявление и сопровождение детей группы риска» Здравствуйте.

Перспективный план работы по профилактике жесткого обращения с детьми Представляю вашему вниманию перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми. Мероприятия с детьми. СентябрьБеседа.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в подготовительной группе «Затейники» Сентябрь Беседа с воспитанниками на тему: «Волшебные слова»; Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»; Чтение пословиц и поговорок.

План по самообразованию «Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья в ДОУ» на 2017–2018 гг Актуальность темы: внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проект по профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства «Неблагополучные семьи» Аннотация Проект разработан и выполняется социальным педагогом средней общеобразовательной школы №5» И. Н. Нестеренко. при поддержке администрации.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры» Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых. Ход.

Фотоотчет «Нетрадиционные формы работы по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста» В МАДОУ — детский сад № 81, г. Екатеринбурга было проведено открытое занятие для родителей на тему: «Нетрадиционные формы работы про профилактики.

http://www.maam.ru/detskijsad/formy-raboty-dou-po-profilaktike-beznadzornosti-i-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье

наталья кравцова
Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье

Кайгородова Светлана Геннадьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Кравцова Наталья Павловна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №17» г. Березники Пермский край

Взаимодействие ДОУ и семьи:

Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье

Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Проблемы семейного воспитания

1. Дефицит ласки, которую испытывают наши дети.

Читайте так же:  У игоря крутого внебрачный ребенок

2. Синдром опасного обращения с детьми:

— поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождается нанесением физической, психологической и нравственной травмы.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Жестокое обращениес детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.

1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2. Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

3. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской поддержки воспитанников;

4. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

Основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое, – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.

Особенности психического состояния и поведения ребенка,позволяющие заподозрить физическое насилие:

• малоподвижность, безразличие к окружающему миру;

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• реакция испуга на плач других детей;

• редкая улыбка и проявления радости;

• плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

• копирование поведения взрослых;

• агрессивность, жестокое отношение к животным;

• болезненное отношение к замечаниям, критике.

Психическое (эмоциональное,– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

Особенности поведения ребенка,позволяющие заподозрить психическое насилие:

• нарушение сна, отсутствие аппетита;

• длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• беспокойство, тревожность, агрессивность;

• склонность к уединению;

• неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение

Моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка). – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Особенности психического состояния ребенка,позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

• стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;

• требование ласки и внимания;

• пассивность, подавленное состояние, апатия;

• агрессивность и импульсивность;

• неумение общаться с людьми;

Факторы риска, т. е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.

• наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

• нелюбимый ребенок в семье;

• сходство с нелюбимым родственником;

• нарушения в поведении ребенка,

• социальное неблагополучие семьи: — неполная или многодетная семья,

а также та, в которой постоянно возникают конфликты между

• наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

• специфические культурные или религиозные факторы;

• низкий уровень образования

• юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

• использования физического и психического насилия в качестве наказания;

Профилактическая работа с родителями предусматривает включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, мероприятий с детьми и родителями, работу Совета дошкольного учреждения.

Работа реализуется через:

1. Планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;

2. Составление социального паспорта группы;

3. Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей,

стоящих на учете, ПДН

4. Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;

5. Заполнение личной карточки воспитанника;

6. Посещение семей;

[1]

7. Работа с инспектором по делам несовершеннолетних.

Работа воспитателя проводится в 3 этапа:

1этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.

Те дети, права которых в семье нарушаются,обычно имеют трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействия со сверстниками ит. д.

2этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится анкетирование родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а так же выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.

3 этап. Профилактическая работа в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Если вы видите жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку, обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

1. Лысова А. В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12.

2. Мачинская Н. А. Дети в современном обществе// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева. — 2004.- № 4.

3.Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/ Сост. и ред. О. М. Здравомысловой. – М. : Едиториал УРСС. — 2003.

[2]

4. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т. Я., Цымбала Е. И. М., 2001. — ст. 8,25,31,32,36,40.

5. Кондаков И. М. Психологический словарь. – М. : СГИ, 2002.

6. Кон И. С.Дети России: насилие и защита. – М. : Прогресс,1997.

Читайте так же:  Повестка в суд на развод образец

7. Платонова Н. М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. — СПб. : Речь,2004.

8. Е. И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие)М: РБФ НАН, 2007

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения». Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое.

Консультация для родителей «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи» Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из родителей мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел.

Консультация «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье» Консультация «Профилактика дорожно – транспортного травматизма в семье» Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Семинар-практикум для педагогов по правовому воспитанию «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК» Автор-составитель: воспитатель Кузнецова.

Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения В данной статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми в семье. Выявляется механизм возникновения жестокого обращения по.

Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов) Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

http://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-dou-i-semi-profilaktika-zhestokogo-obraschenija-s-reb-nkom-v-seme.html

Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми

Алёна Щукина
Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми

Актуальность усиления профилактики защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье связана с тем, что насилие в семье оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Выделяют 4 формы насилия в отношении детей:

• пренебрежение нуждами ребенка.

Перечисленные виды жестокого обращения редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.

Все формы жестокого обращения в той или иной степени сопряжены с психологическим (эмоциональным) насилием.

Психологические (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Выделяют следующие формы психологического насилия:

— отвержение, неприятие ребенка, принижение его достоинства;

Отвержение проявляется в неприятии ребенка,принижении его достоинства:

— враждебное отношение к ребенку, унижение (в том числе публичное).

— высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.)

— превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование – проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создаёт у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

— угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу);

— угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/ отдам кому-то»).

[3]

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребенка возникает впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым. Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.

Признаки психологического насилия:

постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;

• различные соматические заболевания;

• беспокойство, тревожность, нарушение сна;

• склонность к уединению, неумение общаться;

• задержка физического и умственного развития;

• нервный тик, энурез.

Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения с детьми:

Ближайшие последствия Отдаленные последствия

• физические травмы и увечья, рвота, желудочные и головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения (острый стресс и т. п.).

• Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях обоих типов ребёнок становится охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

• нарушения физического и психического развития ребёнка,

• различные физиологические и психосоматические заболевания,

• личностные, в особенности – эмоциональные нарушения,

• отсроченные негативные социально-психологические последствия (глубокая социальная дезадаптированность и т. п.).

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они ощущают себя недостойными любви, плохими, бесполезными. Испытывают неуверенность в своих силах и способностях. Эти дети стараются никому не доверять. Считают взрослых опасными, враждебными и отрицают обращение к ним за помощью. Такие дети имеют крайне слабый контакт со своим телом и своими подлинными чувствами.

Читайте так же:  Образец заполнения загранпаспорта при смене фамилии

В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка, вызванные действиями (или бездействием) родителей или других взрослых.

Психол. травма происходит в том случае, когда воздействующий стимул превышает способность ребенка справиться с ним.

Американские исследователи (Н. Полански и соавторы) установили, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья и находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым, желанным, когда он испытывает дефицит эмпатии со стороны родителей или других значимых взрослых.

Многие исследователи установили связь между психологическим насилием, если оно началось в раннем возрасте, и задержкой умственного развития детей. Имеется даже понятие «психологическая карликовость» (профессор Касаткина Э., когда ребенок, растущий в неблагоприятных для него условиях, сильно отстаёт в росте и имеет задержку психического развития.

Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых.

Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребенок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения – от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения.

Угрозы и запугивание, унижение со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребенка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.

Пренебрежение основными нуждами ребенка может оказаться фатальным для ребенка. По данным министерства здравоохранения РФ, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей и других взрослых.

Наша работа по проблеме жестокого обращения с детьми началась и изучения документации и разработки внутрисадовских документов по данной проблеме.

Были разработаны планы работы по теме на каждую группу. У психолога план работы на год идёт в трех направлениях: педагоги, родители, дети.В него включены такие мероприятия как:

— выступление на родительских собраниях (Как не наказывать ребенка);

— консультации в информационном уголке для родителей;

— просвещение педагогов (в рамках педагогического часа)

— тренинг для педагогов («Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми«)

— Организация совместных игр с детьми («Секрет», «Строгий контроль», «Копилка хороших событий») и организация совместной деятельности родителей и детей (изготовление мини книжки «Мама, папа, я – счастливая семья»).

Что же делать в случае жестокого обращения с детьми?

• Сообщить заведующей ДОУ.

• Показать ребенка медработнику, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи,обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями — специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).

• Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

• При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.

• Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем).

• При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем — устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутрисадовский контроль).

• При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете школы об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Действия сотрудников образовательных учреждений

при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.

• В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например, пропуски ДОУ) воспитатель в течение 5 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.

• В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 5 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.

• В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.

Психологическое насилие – фактор достаточно распространённый и являющийся не менее опасным, чем физическое насилие.

• Каждый второй ребенок в ответ на регулярное избиение сам ударит родителя.

• Родитель, оказывающий физическое и психологическое воздействие на ребенка, нуждается в психологической помощи, т. к. его реакция на ребенка – это следствие вымещения на ребенка его тревог и проблем.

• Вред, наносимый психологическим насилием, проявится впоследствии у ребенка, когда он станет взрослым. А также может привести к тому, что он сам будет тираном для своих детей, вымещая на них своё невротическое состояние.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.maam.ru/detskijsad/algoritm-postroenija-raboty-v-dou-pri-vozniknoveni-sluchaev-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Литература


  1. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  2. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
  4. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
Профилактика жестокого обращения с детьми в доу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here