Работа психолога жестокого обращения с детьми

Выступление «Рекомендации по выявлению детей, подвергающихся жестокому обращению. Из опыта работы»

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду . У него, как правило, припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Что касается поведения пострадавших детей , то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.

Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как

а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;

б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот

в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.

Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:

противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;

эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;

негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;

алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия .

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.

Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей, и на который мы опираемся является «Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 «Инструкции…» представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.

Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят а) педагоги учреждения образования, б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), в) инспектор по делам несовершеннолетних, г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по форме, приведенной в приложении 2 «Инструкции…» и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 «Инструкции…», возможно также составление плана работы с родителями, форма которого приведена в приложении 3.

Читайте так же:  Примеры исковых заявлений о взыскании алиментов

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;

лишения прав на ребенка;

помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

В данном направлении МОУ СОШ №2 работает по предлагаемому Вашему вниманию плану.

по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи

и профилактике жестокого обращения с детьми.

Планирование работы психолого по профилактике жестокого обращения с детьми.

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

_________ Ковалева Г.Б.

Работы практического психолога/социального педагога по профилактике насилия над детьми, проводимые в

Митяевской общеобразовательной школе

в 2014/2015 учебном году

С кем/кем проводится

[2]

Информационный тренинг для классных руководителей и педагогов,«предупреждение насилия в семье»

Классные руководители и педагоги школы

Проведение беседы с учащимися на тему «Мифы и факты о

насилии. Насилие в семье»

Учащиеся 5-10 классов

Выступление на совещание педагогического коллектива на тему «Проблема профилактики насилия в школе»

Педагогический коллектив школы

Проведение занятий со школьниками на

тему «Добро Против насилия»

Сообщение родителям «Признаки, по которым можно

определить наличие случаев

Беседа «Насилие в нашей стране»-

« Н а силие в школе : что противопоставить жестокости и агрессии?»

«Профилактика жестокого поведения детей»

Выявление уровня осведомлённости учеников по вопросам насилия в семье.

Проведение социально-педагогического исследования учащихся 3 — класса по выявлению насилия в семье, классе, внешкольной среде

«Проблема насилия в условиях учебного заведения»

Занятие по профилактике насилия «Добро против насилия» .

Беседа по профилактике насилия «Не тронь меня»

Занятие по профилактике насилия «Мы против насилия. Как защитить себя?»

«Как не стать жертвой насилия» —

Предоставлен и е материала классным руководителям для беседы с родителями на тему «Почему наказание не

работает? Эффективное воспитание без наказаний»

Консультативна я работа Ознакомление детей с вопросом, Что может считаться нарушением прав ребенка через психологическое насилие в отношениях?

Выявление фактов жестокого обращения с детьми и подростками и передача в органы системы профилактики оперативной информации о фактах

жестокого обращения с детьми и принятие конкретных мер по их пресечению, оказание детям своевременной квалифицированной

школы, соц. педагог,

Обследование условий жизни детей в

семьях, оказавшихся в сложных жизненный обстоятельствах

2 раза в семестр

Информационно-просветительская работа с

учащимися и родителями по профилактике

вредных привычек и безнадзорности

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Школьному психологу

План

Работы практического психолога/социального педагога по профилактике насилия над детьми, проводимые в общеобразовательной школе .

Проблемы жестокого обращения с детьми в последнее время стали очень актуальными.Работа психолога школы играет важную роль в выявлении и ранней диагностике такой проблемы.

Важной составляющей работы конечно же является планирование.Данный план работы включает в себя краткое,но четкое планированеи.Все звенья педагогических кадров охвачены работой по профилактике жестокого обращения с детьми. Темы родительских собраний и педагогических советах,все эт указано в данной разработке.

Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми

  1. Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
  2. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.
  2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
  3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

  1. Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.
  2. Не судите и не поучайте.
  3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
  4. Как стать своим и не нажить врагов.

Направления в работе педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми.

  1. Право на жизнь — главное право человека.
  2. Насилие в семье.
  3. Насилие среди сверстников.
  4. Насилие на улице.
  5. Сексуальное насилие.
  6. Психологическое насилие.
  7. Физическое насилие.
  8. Эмоциональное насилие.

Направления

Мероприятия

СЕНТЯБРЬ

Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуального собеседования с обучающимися и выявление случаев жестокого обращения с ними.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с обучающимися
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

2. Профилактическая работа с родителями

Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия:

  • анкетирование родителей;
  • анкетирование детей

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации с классными руководителями.
Методические рекомендации (памятки, буклеты)

ОКТЯБРЬ

1. Профилактическая работа с обучающимися

Индивидуальные консультации с агрессивными подростками.
Диагностика «Моя семья».
Классные часы для 2-4 кл. «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба»; для 5-9 кл. «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».

2.Профилактическая работа с родителями

Беседа с родителями «Взаимоотношения в семье»
Методические рекомендации

НОЯБРЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Диагностика Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность)
Индивидуальные коррекционные занятия.

2. Профилактическая работа с родителями

Родительские собрания по теме правильного общения с детьми.

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации.
Беседа «Формы жестокого обращения с детьми»

ДЕКАБРЬ

1. Профилактическая работа с обучающимися

Диагностика «Шкала враждебности» Кука-Медлей;
Диагностика семейных отношений
Диагностика толерантности у обучающихся

2.Профилактическая работа с родителями

Диагностика толерантности у родителей

3. Профилактическая работа с педагогами

ЯНВАРЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Беседы с обучающимися 9-11 классов по вопросам эмоциональной жестокости в семье.
Индивидуальная работа психолога с учащимися: коррекционная работа — игровые формы.

2.Профилактическая работа с родителями

Лекторий «Внимание — дети!» правила обращения с детьми

Читайте так же:  Ювенальная юстицию в россии официальный сайт

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации.
Памятка «Правила обращения с детьми»

ФЕВРАЛЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Анкетирование уч-ся 2-5 классов по вопросам семейных взаимоотношений.
Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (2-6 кл.).

2.Профилактическая работа с родителями

Анкетирование родителей для анализа методов воспитания в семье на родительском собрании «Семейные обязанности» — 7 класс

3. Профилактическая работа с педагогами

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение бесед с обучающимися на темы:
Права и обязанности детей
«Если в семье конфликт».
Коррекционная работа сдетьми: индивидуальные психологические беседы .

2.Профилактическая работа с родителями

Психологический практикум с родителями: «Тренинги эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребёнок».

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации и беседы

АПРЕЛЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Индивидуальная работа с обучащимися, находящимися в «группе риска».
Индивидуальная работа с обучающимися, поставленными на внутришкольный учет

2.Профилактическая работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями обучающихся, поставленных на внутришкольный учет

Организация индивидуальных собеседований с семьями, состоящими на учете по теме «Жестокое отношение к детям – примета времени».

«Дни общения с родителями» — встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей (для 1-8 классов).

3. Профилактическая работа с педагогами

1.Профилактическая работа с обучающимися

Диагностика «Взаимоотношения в семье и в классе.
»Индивидуальные консультации с агрессивными детьми
Коррекционные занятия.

2.Профилактическая работа с родителями

Семейная творческая беседа «Личная и общественная безопасность»» с родителями и детьми 1-4 классов.

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации, тематические беседы.

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети — это практически единственный привилегированный «класс» в нашем обществе. Но вот что с ним происходит в трудных жизненных ситуациях и как безболезненно провести реабилитацию с этими детьми, мы и расскажем об одной из технологии работы с детьми пострадавшими от жестокого обращения.

Скачать:

Вложение Размер
Технологии работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения , и их семьями 43.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения

Тульской области «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра»

«Технологии работы с детьми,

пострадавшими от жестокого обращения, и их семьями»

«Психологические аспекты работы с детьми,

пострадавшими от жестокого обращения»

высшей квалификационной категории

ГУСОН ТО ОСРЦН «Искра»

г.Щёкино, 2014 год

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети – это практически единственный привилегированный «класс» в нашем обществе.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).

1.Физическое насилие – это преднамеренное нанесение детям физических повреждений (увечий) родителями или лицами, их заменяющими (замещающими), либо ответственными за воспитание детей. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру имеющихся травм.

Внешний вид (особенности физических травм при насилии) :

— множественные физические повреждения, имеющие специфический характер: синяки от хватки пальцами, следы от порки ремнём, даже сигаретные ожоги и различную степень давности (свежие и заживающие);

— задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (у грудных детей);

— признаки плохого ухода: гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, краснота, сыпь, язвы на коже и слизистых оболочках тела (что особенно характерно для не получающих должного ухода детей младенческого и раннего возраста).

2. Сексуальное насилие и развращение – это вовлечение детей в сексуальные отношения, с согласия детей или без их согласия, осознаваемое или неосознаваемое ими. Здесь не имеет значения происходит ли это в силу функциональной зрелости ребёнка (в узком смысле – до 16 лет, в широком смысле – до 18 лет) или в силу других причин. Имеется ввиду вовлечение взрослыми детей в сексуальные действия, с целью получения взрослыми удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр разных других сексуальных действий.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое (психологическое) резко негативное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия, осуществляющегося разнообразными социально-психологическими средствами как вербально, так и невербально, относятся :

  • открытое выраженное неприятие личности и постоянная жестокая критика ребёнка;
  • оскорбление и унижение личностного достоинства ребёнка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка от окружающих людей, включая сверстников и ровесников;
  • предъявление к ребёнку чрезмерных психолого-педагогических требований, не соответствующих его возрасту или индивидуальным возможностям;
  • ложь ребёнку и постоянное невыполнение взрослыми обещаний, данных ребёнку;
  • грубое уничижительное психическое воздействие социально-экономического смыслового рода и т.п.

4. Моральная жестокость – это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Социально-экономическими и социально-психологическими причинами неудовлетворения основных потребностей детей могут быть :

  • отсутствие адекватного возрасту и физическим потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
  • нанесение оскорблений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Также моральным проявлением жестокости во взаимодействии с ребёнком является отсутствие у женщины-матери любви и внимания к ребёнку в перинатальный (внутриутробный) период. Будучи эмоционально и морально отвергнутыми (отторгнутыми) ещё до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже физиологически развиваются. 1

Вывод: Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но все виды жестокости по отношению к детям объединяет одно – ущерб для физического и/или психического здоровья ребёнка (вплоть до опасности для жизни).

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Анна Овчинникова
«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Читайте так же:  Образец встречного искового заявления раздел имущества

Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.

Отвержение- проявляется в неприятие ребенка,принижение его достоинства:

•враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;

Видео (кликните для воспроизведения).

•высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.);

•превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование- проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребёнка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребёнок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

•угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться — накажу»);

•угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии родителя:

•нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

•взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

•отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей может происходить как в семьях, так и в образовательных, детских учреждениях.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

отставание в психическом развитии, снижение интеллекта; агрессивность; импульсивность; недостаточная способность к контролю над собственным поведением; повышенная тревожность; неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения; трудности в общении со сверстниками.

Существуют приёмы и методы, которые помогают в работе с детьми, пережившими жестокое обращение:

1. Арт-терапия (рисование): старайтесь, задавать детям задания рисовать своё будущее, свои мечты, своё любимое место, всё то, что формирует положительные мысли. Рисунки в сравнении, добро и зло, черное и белое. Если дети рисуют тёмными цветами, уберите карандаши тёмного цвета и попросите нарисовать, например, зло жёлтым, зелёным, голубым.

2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов): следует вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей.

[1]

3. Фантазийные игры,например: игра «Куст роз», способствует осознанию ребёнком своих чувств. Ему предлагается представить себя «Кустом роз»и ответить на следующие вопросы:

[3]

Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?

Сколько цветков, много или мало?

Сколько шипов, много или мало?

Среда, в которой растёт куст, хорошая для него или плохая?

Хватает ли кусту места?

Какие у него отношения с другими растениями?

Какое у него будущее?

4.Игротерапия: игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.

5.Метод незаконченных предложений:

— больше всего мне нравиться…;

— я счастлив, когда…;

— я расстраиваюсь, когда…;

— больше всего я боюсь…;

— моё самое большое желание…;

— я бы хотел, чтобы мои родители…;

— когда я вырасту, я хочу…;

— папа – это…; мама – это…

6. стоит отметить, что необходимо таким детям обеспечить эмоциональную поддержку, быть внимательному к ребенку и его переживаниям, способствовать уменьшению у ребенка чувства вины, бессилия; помочь в укреплении чувства собственной значимости. Помочь детям учится ценить себя, объяснить и показать, что насилие неприемлемый способ разрешение конфликтов.

Так же необходима профилактическая работа,которая в себя включает:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних (это беседы, занятия по данной теме; оформление информационных стендов);

2) индивидуальные профилактические беседы с воспитанниками, выявляющие причины отклонений в поведении;

3) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников; для повышения уровня самооценки, для воспитания толерантности к другим;

4) вовлечение детей в творческую жизнь центра, школы, в спортивные секции, кружки;

5) организация консультаций специалистами;

6) оказание психологической помощи;

Задачей профилактики жестокого обращения с детьми является: формирование негативной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Не стоит требовать от ребенка невозможного.

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР (4–7 лет) Планирование индивидуальной работы с детьми на Декабрь 2015г ГКН с детьми ЗПР Воспитатели: Панфилова И. И. Содержание педагогической работы.

Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем» Плутарх:Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. Разработал.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Работа с детьми по ПДД на транспортной площадке План работы с детьми на транспортной площадке в МДОУ № 12 № п/п Содержание работы Сроки проведения Ответственные 1. Младшая группа:.

Работа с детьми по формированию знаний ПДД Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 12 «Октябрёнок» Инновационный проект «АЗБУКА.

Работа с детьми средней группы по ПДД На протяжении всего года я учила детей правилам дорожного движения. Естественно, что это надо делать не в форме приказа, а в форме игры,.
Читайте так же:  Лишение родительских прав по вич

Работа с тревожными детьми шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость 2.

Тренинги для родителей

Цель: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру, создание доброжелательной и откровенной атмосферы в группе

Оборудование: нормативно – правовые документы, анкеты, компьютер, карточки для деления на группы, раздаточный материал, памятка для родителей.

1. Упражнение «Знакомство»

2. Упражнение «Правила работы»

3. Упражнение «Ожидания»

4. Упражнение «Мозговой штурм»

5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

6. Работа в группах

7. Упражнение «Моя семья»

8. Упражнение «Ограничения и разрешения»

9. Ролевая игра «Обрати внимание»

10. Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»

Ход тренинга психолога для родителей в детском саду

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год — сей рожь, на десятилетия — сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы-люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества.

Но прежде, чем мы попробуем обсудить эту тему, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут. о жестоком обращении с детьми я впервые услышала. в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми». тренинг для родителей

2. Упражнение «Правила работы»

Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.

Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:

2. Право промолчать.

3. Быть откровенным.

4. Быть позитивным.

5. Право поднятой руки.

6. Правило «здесь» и «сейчас».

8. Работать «от» и «до».

Согласны ли вы с первым правилом.

Принимаем ли мы второе правило.

Как вы относитесь к тому, чтобы в работе пользоваться требованиями третьего правила.

3. Упражнение «Ожидания»

Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.

Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи. Что же именно? Вы получите стикеры, на которых сможете записать свои ожидания от этого тренинга, пожелания. Потом зачитываете и прикрепляете их на доску ожиданий.

4. Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: выяснить уровень осведомленности.

Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления с нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.

Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие и жестокость для меня — это. »

— Почему сегодня мы поднимаем эту тему?

— Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?

— Кто провоцирует насилие?

— Чем подкрепляется насилие?

Итак, насилие-любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.

5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

Насилие в семье- серьезная и распространенная проблема в мире. Оно влияет на жизнь детей и подростков: треть детей в России ежегодно наблюдают акты насилия в семьи. Дети матерей, которые подверглись издевательствам, в шесть раз чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, а 50% таких детей имеют склонности к употребление наркотиков и алкоголя. Одна треть подростков подвергается насилию в интимных отношениях. Наиболее типичными последствиями такой ситуации становятся такие жалобы родителей или учителей на поведение детей: драки, конфликты с окружением, низкая школьная успеваемость, замкнутость и тому подобное. К эмоциональным проблемам таких детей можно отнести: повышенную агрессивность, сниженное настроение, депрессию, тревожность, страхи, неустойчивость эмоциональной системы.

Часто родители жалуются на психоневрологические расстройства у детей -бессонница, энурезы, а также соматические – сердечно-сосудистые расстройства, нарушения пищеварения, астма и тому подобное.

В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми.

Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.

Сами дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, обращаются за психологической помощью крайне редко. Прежде всего, это случаи сексуального насилия в отношении подростков, избиение родителями. Это именно те подростки, с которыми ежедневно сталкивается участковый — или как с правонарушителями, или как потребителями наркотиков, или как просто с несчастными бездомными детьми.

Что же такое жестокое обращение с детьми? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?

Виды и формы жестокого обращения с детьми.

Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей:

1. Физическое насилие;

3. Сексуальное насилие;

4. Психологически жестокое обращение.

6. Работа в группах

(с помощью карточек, которые получили участники, они объединяются в группы)

Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.

Читайте так же:  Квитанция на развод в мировой суд

I группа – записывает причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

II группа – записывает последствия жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

III группа – записывает условия эффективного общения, приводит примеры

IV группа – записывает проект идеальной модели взаимоотношений «родители-дети»

7. Упражнение «Моя семья»

Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.

Родителям раздают по 10 кружочков.

Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.

Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.

Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу — то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.

Как бы вы хотели изменить свои отношения?

Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»

8. Упражнение «Ограничения и разрешения»

Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.

Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:

1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;

2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.

Online. Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»

9. Ролевая игра «Обрати внимание»

Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.

Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.

Они получают задание проиграть ситуацию:

«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».

Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.

Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».

Своими впечатлениями делятся наблюдатели.

10. Работа в группах

Цель: развивать навыки активного слушания, понимания внутреннего мира ребенка, поддержки, сочувствия.

Родители объединяются в 4 группы по временам года.

Ребенок обращается к родителям с проблемой. Родители, выслушав, должны посоветовать ему, что делать, и убедить, что все будет хорошо.

Ситуация для группы №1:

«Я не буду дружить с Владимиром, потому что он меня обидел. Сегодня я рисовала, а он проходя мимо, задел и опрокинул стакан с водой и весь рисунок испортил. Мы с ним подрались.

Ситуация для группы №2:

«Я не пойду больше в детский сад ,потому что меня постоянно обижает Владик, он цепляется ко мне и обзывает.

Ситуация для группы №3:

«Мама, что мне делать? Учитель (без основания) обвинил меня в том, что я списал контрольную у соседа и не желает ставить хорошую оценку».

Ситуация для группы №4:

«Я взяла у Ларисы курточку на физкультуру, а когда бежала, то споткнулась и

упала и порвала курточку. Теперь Лариса вместе с девушками устроят выяснение отношений, скорее всего побьют».

Как видим, предупредить жестокость и агрессивность помогают следующие умения: умение слушать, доброжелательное и теплое общение, ласковый взгляд.

10. Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Ознакомление родителей с предварительным анкетированием учащихся:

1. Если тебя наказывают, то как.

2. Если тебя поощряют, то как.

3. Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают.

Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от

Тренер обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:

-Что вы думаете о проведенном тренинге?

-Что было для вас важным?

-Что вам понравилось?

-Оправдались ли ваши ожидания?

Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, что она была для вас полезной, вызвала раздумья, а также желание построить по — новому взаимоотношения в своей семье.

Участникам предлагается закончить предложения: «Я хочу сказать своему ребенку. » (о необходимости дисциплинированности, чуткости, толерантности и тому подобное).

Психолог раздает памятки и желает взаимопонимания и уважения в отношениях с детьми.

Памятка для родителей

1. Дети — основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.

2. Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Помните, обучение — это радость (негативные эмоции не способствуют усвоению материала, убивают желание учиться). Криком вы ничего не измените.

3. Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.

4. Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик — крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»

5. Ребенок — это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права (на обучение, отдых и т.п.) и определенные обязанности (учиться, соблюдать правила для учащихся).

6. Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.

7. Не отдаляйте ребенка от себя — найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.

8. Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.

9. Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.

Источники

Литература


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.

  3. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  4. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
Работа психолога жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here