Работа с детьми после развода

Это горькое слово «Развод». Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно так же было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое!»

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Глава 4. Практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста

Распад семьи и напряженность отношений между родителями, как правило, сильно травмируют ребенка. Злость, уныние и растерянность — основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период.

Раздел 1. СЕМЬЯ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Возрастные особенности реагирования детей на развод

Поведенческие реакции детей на ситуацию развода

Переживание утраты в ситуации развода

Глава 2. Взаимоотношения в семье после развода

Как сказать ребенку о разводе

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

Бабушки и дедушки

Дети — мачеха — отчим

Дисциплина ребенка, которого воспитывают разведенные родители

Общие рекомендации родителям, находящимся в состоянии развода

Чему учит ребенка мама, а чему папа

Вместо заключения, или Заглядывая в будущее

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ СИТУАЦИЮ РАЗВОДА

Методика «Дополните предложения»

Исследование образа семьи

Диагностика самооценки (для детей 4—10 лет)

Глава 4. Коррекционная работа с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и младшими школьниками

Работа с подростками

Работа с семьей

Приложение 1. Русские народные сказки о мачехах и падчерицах

Приложение 2. Правовые аспекты проблемы развода

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

Человек существо социальное, он не может жить один. Во всяком случае, длительное время. Не случайно в человеческом сообществе существует СЕМЬЯ. Семь «Я», семя, сеять, — это емкое слово многозначно.

А что за ним? Муж и жена, отец и мать, дочка и сын, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы и многочисленные близкие и дальние родственники — все это многообразие ролей и образов появляется в жизни человека, когда он вступает в брак. Два «чужих»* человека становятся единым целым — новой семьей. У каждого за плечами множество поколений родственников, свои привычные устои, секреты, обычаи, правила и др.

Время идет, семья живет, растет, изменяется, взрослеет. Через какое-то время в ней появляется малыш, а вместе с ним появляются и новые отношения, новые проблемы, новые заботы, новые радости и неожиданности.

Безусловно, в каждой семье есть общие объединяющие цели, общая история радостей и счастья, но есть и свои подводные камни, внутренние конфликты, разногласия.

И иногда так происходит, что в какой-то час «Х» семья прекращает свое существование. И больше он не муж, а она не жена. Теперь они бывшие. Но дети — они бывшими быть не могут. Папа и мама всегда остаются родителями для ребенка, где бы и с кем бы они ни жили. Это относится и к бабушкам и дедушкам. И именно об этом пойдет речь в нашей книге.

Развод как социальная реальность появился в истории не так давно — в ХХ веке. Если раньше разводы и случались, то чаще всего они были связаны с тем, что женщина не могла дать мужу наследника. В конце XIX века развод стал возможен также при уличении одной из сторон в прелюбодеянии, но так как каждый брак заключался в церкви, то на расторжение брака требовалось дозволение Священного синода.

В XX веке в жизнь российского общества пришел гражданский брак, регистрируемый только органами власти, без участия церкви. Расторжение брака стало проще, а поводов для разводов больше.

В городской психологический центр «Детство», в котором мы работаем, регулярно поступают судебные определения, инициированные судьями или адвокатами сторон по делам, касающимся определения места жительства детей после развода и порядка их взаимодействия с одним из родителей. Работа с семьями, пережившими развод и не сумевшими мирно урегулировать взаимоотношения, показывает, что в таких случаях психологические проблемы существуют как у детей, так и у взрослых. В нашей книге рассматриваются содержание и формы работы с подобными проблемами. Первая часть содержит информацию, которая будет полезна не только специалистам-психологам, работающим с разводящимися семьями, но и мамам, папам, бабушкам, дедушкам, да и вообще — всем взрослым. Она касается психологических последствий развода для разных членов семьи. Вторая часть содержит описание практических материалов для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Надеемся, что наши находки помогут вам в работе!

* в данном контексте чужой — пришедший из другого рода, не родственник.

Работа педагога-психолога с ребенком и семьей при разводе

Описаны этапы работы с ребенком и семье при разводе:

Скачать:

Вложение Размер
rabota_s_reb_i_semey_pri_razvode.doc 28.5 КБ

Подходящее время для разговора

Психологи рекомендуют провести беседу за несколько недель до развода, когда вы уже уверены в принятом решении и точно его не измените, но еще продолжаете жить вместе. Так ребенку будет проще свыкнуться с мыслью, что мама и папа разъедутся.

Важно провести разговор не на бегу. День недели и время суток тоже значимы. Лучше всего поговорить днем в выходной, чтобы у родителей было достаточно времени для ответов на все возникшие вопросы. После разговора постарайтесь не оставлять малыша в одиночестве, переключите его мысли на какое-нибудь новое приятное событие.

Читайте так же:  Бесплатная юридическая консультация беременным

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_pedagoga-psihologa_trushechkinoy_t.v._ds_no5_razvod_sokrashch.ppt 1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Порядок встреч с детьми по обоюдному согласию

Родители обязательно должны установить основные правила общения с ребёнком (удобное время посещения, место встреч, присутствие посторонних лиц и т. д.), удовлетворяющие обе стороны, которые реально полностью выполнить. Родитель, проживающий отдельно, имеет право:
  • регулярно общаться с ребёнком неограниченное время;
  • принимать активное участи в жизни малыша, подростка (посещать мероприятия, соревнования, концерты и т. п.);
  • получать информацию о состоянии здоровья несовершеннолетнего, успехах, неудачах в любое время;
  • высказывать своё мнение по любому вопросу, касающемуся ребёнка;
  • иметь право на вывоз несовершеннолетнего за пределы РФ.

График посещения ребенка отцом после развода несложно составить и соблюдать, главное, чтобы он соответствовал интересам воспитанника. Поэтому устных договорённостей между матерью и отцом лучше избегать. Лучший выход – составить официальный письменный договор. Такой документ станет действительным, когда будет зарегистрирован нотариально.

График и порядок общения с ребенком после развода вызывает больше всего разногласий, образец его составления можно посмотреть ниже. Он поможет избежать конфликтов между бывшими супругами.

[2]

Образец

Мировое соглашение о порядке общения с ребенком

10 февраля 2020 года, город Москва

Отец: Ермаков Сергей Иванович, 23.07.1983 г. р., житель: г. Москва, ул. Знаменка д. 18/8, паспорт НМ 11111, с одной стороны;

Мать: Ермакова Анна Игоревна, 06.07.1986 г. р., жительница: г. Москва, ул. Армавирская д. 7/45, паспорт НМ 111111, с другой стороны;

заключили данное соглашение с целью установить порядок общения отца (проживает отдельно) с несовершеннолетним сыном – Ермаковым Степаном Сергеевичем, 06.01.2010 г. р.

Права и обязанности обоих родителей: решение всех вопросов, касающихся воспитания сына и совместного общения должны приниматься обоюдно; отец и его близкие родственники имеют право общаться с сыном в любое время на своей территории без участия посторонних лиц (членов новой семьи отца); оба родителя в равной степени должны реализовать свои родительские права и обязанности.

График встреч отца с ребенком после развода вне дома устанавливается на таких условиях:

  • время обязательных встреч – каждая суббота с 14:00 до 18:00;
  • совместный отдых (отпуск) отца с ребёнком без участия посторонних лиц (членов новой семьи), по договорённости 20 дней в году (с возможным выездом за пределы РФ) в любое время года в период школьных каникул;
  • оставить право за отцом забирать ребёнка на различные культурные мероприятия 2 р./мес. и возвращать домой не позднее 22:00;
  • отказать отцу в праве забирать сына для временного проживания в новую семью.

[3]

  • отец обязуется своевременно уведомлять о своём визите вне оговоренного времени;
  • не принуждать сына к встрече с отцом в иное время без его согласия;
  • отец должен самостоятельно забирать сына и приводить домой;
  • бывшие супруги обязуются соблюдать условия соглашения;
  • данный договор обязывает обоих родителей сообщать друг другу о болезни ребёнка или несчастных случаях.

В течение действия данного договора, родители имеют право инициировать внесение правок. Соглашение считается действительным до момента достижения сына 18 лет.

Ниже находятся подписи обоих родителей.

Если после развода будет установлен порядок общения с ребёнком, соответствующий его режиму дня, оба родителя смогут избежать конфликтных ситуаций и споров, касающихся графика посещения детей при разводе, мест и условий встреч.

Расскажите о процессе развода

Важно не только рассказать о самом факте развода, но и объяснить малышу, что это такое, какие изменения произойдут в вашей семье и как это отразится на его жизни.

Следите за реакцией ребенка

Реакция на неожиданную новость о разводе может быть разной и совершенно непредсказуемой. Учитывайте тот факт, что в зависимости от возраста дети переживают разные негативные эмоции.

Дошколята начинают винить себя, что семья стала неполной. Ход мыслей такой: папа теперь не живет с нами, потому что больше меня не любит. Младшие школьники чаще всего злятся и обижаются, иногда даже отказываются от общения с одним из родителей, которого считают виноватым в сложившейся ситуации. Подростки развода стыдятся, боятся рассказывать о нем сверстникам и сердятся на родителей.

Ошибки совместного воспитания

Один из родителей всегда обижен на другого. Бывает, что неприязнь взаимна. Однако дети не должны страдать от этого.

Самые распространённые ошибки совместного воспитания:

  1. Препятствование общению.
  2. Оскорбление родителя перед детьми. Беседовать с другими людьми про бывшего супруга в плохом ракурсе в присутствии ребёнка не стоит.
  3. Выяснение отношений с бывшим супругом (супругой) при детях.
  4. Использование ребенка как способ вернуться к своему бывшему(-ей).
  5. Невозможность идти на компромисс, когда дело доходит до изменения в расписании общения детей с родителем.
  6. Замена общения покупкой игрушек и других вещей.
  7. Использование ребёнка в качестве курьера или в целях попросить о чём-то бывшего мужа или жену.
  8. Принуждение несовершеннолетнего стать на свою сторону.

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ ПРИ РАЗВОДЕ:

Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков

1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.

1.1. Цветовой тест М. Люшера.

Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление внутриличностных конфликтов.

1.2. «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич.

Цель: выявление особенностей личности.

1.3. «Лесенка характера» Дембо — Рубинштейн.

Цель: исследование уровня самооценки.

2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:

2.1. Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х.

Цель: изучение особен-ностей восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

2.2. Цветовой тест отношений М. Эткинда.

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

2.3. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).

Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.

Этапы работы с ребенком и его семьей.
1.Первичная консультация:

— знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без присутствия ребенка);

-знакомство с ребенком, установление контакта;

-диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка (начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап – знакомство и установление контакта — занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.

Читайте так же:  Административное взыскание алиментов

2. Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.

3. Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка . На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей.«Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…»
консультация на тему

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СТАДИИ РАЗВОДА.

Объясните ребенку, что он любим и это не его вина

Видео (кликните для воспроизведения).

Главное, что должен понять ваш ребенок, – вне зависимости от обстоятельств оба родителя любят его также сильно, как и раньше, а его вины в произошедшем нет. Объясните, что родители перестанут быть мужем и женой, но несмотря ни на что останутся любящими родителями – на чувствах к нему развод никак не скажется, у малыша всегда будет два дома, где его в любой момент ждут.

Порядок общения с ребенком после развода

Воспитание детей после развода часто вызывает трудности, особенно если воспитанник – подросток. Бракоразводный процесс сложно перенести всем членам семьи. Часто эмоциональное состояние и гнев одной из сторон мешает принимать взвешенные решения. Обдуманный график общения с ребёнком после развода – образец того, как можно сохранить стойкие, доверительные и безопасные отношения ребёнка с обоими родителями.

О чем говорить нельзя

Чтобы сделать разговор максимально комфортным для всех участников, психологи рекомендуют не утаивать правду от ребенка, не обострять конфликты и уважительно относиться друг в другу. Придерживайтесь ряда простых правил:

  • Ни в коем случае нельзя говорить, что у вас больше нет теплых чувств друг к другу. Так малыш может подумать, что его вы тоже однажды разлюбите и расстроится еще больше от мысли, что может остаться совершенно один.
  • Огородите ребенка от неприятных подробностей. Рассказывать об изменах и финансовых трудностях точно не стоит.
  • Один из родителей не должен стать в представлении вашего сына или дочери жертвой, а другой – тираном, поэтому не говорите о плохих чертах друг друга.
  • Не спрашивайте, к кому малыш больше привязан и не пытайтесь «купить» его любовь внезапными поблажками в дисциплине и дорогими подарками.

Главы/Параграфы

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно так же было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое!»

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Глава 4. Практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста

Распад семьи и напряженность отношений между родителями, как правило, сильно травмируют ребенка. Злость, уныние и растерянность — основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период.

Чем младше дети, тем меньше подробностей

Малыши до семи лет не сразу могут понять, что произошло, сообщенная родителями новость просто ставит их в тупик. Нередко после пережитого стресса у дошколят возникают проблемы со сном – их мучает бессонница или ночные кошмары. Ребенок может продолжать фантазировать, что родители снова объединятся и будут жить вместе. Поэтому не перегружайте беседу подробностями, объясните все четко, коротко и просто.

Дети после семи лет начинают понимать ситуацию лучше. Они сильнее злятся и обижаются, нередко принимают сторону одного из родителей. Чтобы ребенок понял вас, расскажите ему о своих эмоциях и чувствах. Объясните, что обоим родителям такое решение далось тяжело, что вы понимаете его переживания и тоже очень расстроены.

У подростков такая новость тоже может вызвать сильный стресс. Кто-то начнет плакать и кричать на родителей, кто-то напротив пробует пережить психологическую травму самостоятельно, закрывшись в себе. Постарайтесь задавать наводящие вопросы, непринужденно выводя подростка на откровенный разговор, чтобы выслушать его и понять, что творится на душе у ребенка.

Оглавление

Раздел 1. СЕМЬЯ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Возрастные особенности реагирования детей на развод

Поведенческие реакции детей на ситуацию развода

Переживание утраты в ситуации развода

Глава 2. Взаимоотношения в семье после развода

Как сказать ребенку о разводе

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

Бабушки и дедушки

Дети — мачеха — отчим

Дисциплина ребенка, которого воспитывают разведенные родители

Общие рекомендации родителям, находящимся в состоянии развода

Чему учит ребенка мама, а чему папа

Вместо заключения, или Заглядывая в будущее

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ СИТУАЦИЮ РАЗВОДА

Методика «Дополните предложения»

Исследование образа семьи

Диагностика самооценки (для детей 4—10 лет)

Глава 4. Коррекционная работа с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Читайте так же:  Сколько пособие при усыновлении ребенка

Работа с дошкольниками и младшими школьниками

Работа с подростками

Работа с семьей

Приложение 1. Русские народные сказки о мачехах и падчерицах

Приложение 2. Правовые аспекты проблемы развода

Как установить порядок общения с ребенком после расторжения брака через судебный иск

Иногда обиды и гнев не позволяют бывшим супругам прийти к согласию в составлении правил общения с несовершеннолетними детьми. Тогда единственный выход – обращение в судебную инстанцию с иском.

Этот процесс занимает больше времени, однако приносит результат. Алгоритм действий таков:

  • истец должен обратиться с исковым заявлением в федеральный суд общей юрисдикции для установления порядка общения с ребенком после развода, образец его написания всегда есть;
  • далее суд рассматривает спор. Обязательно учитываются все обстоятельства по данному вопросу, график работы родителей, возрастные особенности ребёнка. Рассматриваются причины, которые стали преградой для принятия обоюдного решения;
  • суд выносит постановление;
  • документ вступает в юридическую силу после вынесенного судебного решения.

Заявитель обязан предоставить документы, которые необходимы для рассмотрения дела. Они включают:

  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребёнка;
  • паспорта обоих родителей;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • документ с заключением органов опеки и попечительства об изучении условий проживания ребёнка. Жилищные условия обоих родителей подлежат исследованию;
  • график встреч;
  • справка с места работы истца с характеристикой;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Судья не всегда принимает положительное решение в пользу истца. Бывают случаи отказа, если в заключении органов опеки и попечительства будут указаны нюансы, которые суд посчитает важными. Иск может быть удовлетворён частично, так как судья часто ссылается на сильную занятость ходатайствующей стороны. Также судья в праве посчитать график предложенных встреч неприемлемым для ребёнка в силу его возраста, занятости и других факторов. Суд всегда действует в интересах детей, поэтому график общения с ребенком после развода должен быть удобным для него, обязать выполнять своё решение судебная инстанция имеет полное право.

Ответственные и любящие родители всегда обеспокоены последствиями бракоразводного процесса и его влиянием на семью. Со временем придётся изучить новые навыки общения, чтобы ориентироваться в спектре совместного воспитания. При желании всегда можно найти компромисс в спорных вопросах, касающихся графика общения папы или мамы с ребёнком после развода. Существует масса примеров, когда после расставания бывшие супруги смогли остаться друзьями хотя бы в глазах ребёнка.

Это горькое слово «Развод». Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей

Говорите сразу со всеми детьми

Если в семье несколько детей, то психологи рекомендуют провести один разговор сразу со всеми. Исключения возможны в том случае, если у детей большая разница в возрасте – тогда бывает правильнее поговорить с каждым по отдельности, объяснив произошедшее на понятном ему языке.

Объединитесь для разговора

Поговорить с ребенком важно вместе, чтобы заострить его внимание, что решение принято обоими родителями, а в сложившейся ситуации нет правых и виноватых. Объясните малышу, что не стоит обвинять в разводе ни маму, ни папу. При этом расскажите, что один из родителей переедет из квартиры, но все равно будет рядом, чтобы поддержать в трудную минуту.

Когда вы проводите разговор вместе, малыш чувствует себя комфортнее, потому что у него все еще сохраняется ощущение полной семьи. При этом важно, чтобы супруги уважительно общались не только с ребенком, но и друг с другом. Не забывайте, что этот разговор вы проводите в первую очередь для вашего сына или дочери. Выяснять отношения и сыпать взаимными упреками в такой непростой момент точно не стоит.

Какие права имеет каждый родитель после развода

И отец, мать по закону (статья № 66 СК РФ) равноправны в своём желании принимать участие в воспитании ребёнка после расторжения брака. Если один из родителей меняет место жительства, это не должно стать преградой для встреч и общения. Ни отец, ни мать не вправе препятствовать несовершеннолетним детям общаться с одним из них, если для этого нет веских причин – нанесение вреда психологическому или физическому состоянию несовершеннолетнего.

График встреч одного из родителей с ребенком после развода может определяться мировым письменным соглашением. Решение по проводу общения мамы или папы с ребёнком может установить суд по ходатайству одного из них. Если условия письменного договора будут нарушены, то при наличии доказательств лицо, которое проигнорировало совместно составленную договорённость, несёт юридическую ответственность.

Говорите просто и лаконично

Постарайтесь говорить проще, приводите понятные ребенку примеры. У него не должно оставаться ложных надежд и ощущения недосказанности. Поэтому никаких недомолвок.

Можно сказать, например, так: «Ты замечал, что мы с твоим папой часто ссорились. Мы приняли решение, что больше вместе жить не будем. Через несколько недель папа переедет от нас к бабушке. Ты всегда сможешь с ним видеться, когда захочешь, а каждую субботу вы будете проводить вдвоем. Мама и папа любят тебя одинаково сильно, оба всегда будут с тобой. Твоей вины в этом нет».

Если ответить на каждый вопрос не получается, то постарайтесь объяснить, что все обязательно будет хорошо, а из каждой непростой ситуации можно найти выход вместе.

Подписи к слайдам:

Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей. «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…» Педагог-психолог (Дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка — д/с №5), арттерапевт: Трушечкина Т.В.

ИНФОРМАЦИЯДЛЯВЗРОСЛЫХ Развод — тема чрезвычайно сложная. Один развод не похож на другой. И, тем не менее, если спросить людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно также было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Люди реагируют на него обилием разнообразных эмоций, таких, как чувство гнева, злости, вины, греха, печали, страха, облегчения, неизбывной тоски, и т. д. И, хотя для большинства детей развод является серьезной травмой, исследования свидетельствуют, что в конечном итоге он не обязательно приводит их к длительному эмоциональному стрессу или ущербу. В большинстве случаев сам фон , на котором происходит развод, влияет на то, как ребенок приходит в себя после этого болезненного и крайне тяжелого события.

Как сказать детям «об этом».. . Если возможно, поставьте вашего ребенка в известность о предстоящем разводе до того, как вы действительно разойдетесь с вашим супругом. Это даст ему возможность обдумать горькую новость, частично преодолеть первоначальный шок и переговорить с каждым из вас о том, что это означает для него. Нужно предоставить детям не одну возможность выяснить ситуацию с обоими родителями: задать им вопросы и поговорить о своих чувствах. Им нужно дать время «переварить» создавшееся положение, приспособиться к нему. Не думайте, что одного разговора по душам будет достаточно, чтобы разрешить все проблемы. Ребенку порой бывает трудно выразить свои мысли и чувства словами. В таких случаях рекомендуется побуждать его к этому через занятия рукоделием, игру в кукольный театр или рассказывание историй. Такие занятия предоставляют родителям уникальную возможность проникнуть в сокровенные мысли и чувства своих детей. Объясняя причины развода своему ребенку, следите за тем, чтобы ваш язык был понятен и доходчив. Исследования свидетельствуют, что очень многим детям причины развода не объяснялись вообще, или объяснение давалось на языке, недоступном для их понимания.

Читайте так же:  Раздел квартиры с маткапиталом

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает трудная задача – нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Помощи больше всего он ждет от родителей. Психологическая помощь родителям и детям, переживающим развод. индивидуальное консультирование. семейное консультирование. групповая работа (для детей). Примерные этапы работы. 1. Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д. 2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации. 3. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта. 4. Поиск внутренних ресурсов и построение планов на будущее.

Педагог-психолог детского сада, Трушечкина Татьяна Владимировна, приглашает Вас на консультацию, где мы вместе постараемся найти выход из сложившейся ситуации и поддержать нашего малыша. Основные направления психологической помощи детям в ситуации развода родителей: Игровая терапия – игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки.. Ребенок обращается к самому себе, заново постигает и принимает свои чувства. Характерная особенность игры – ее двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний , способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. Сказкотерапия –Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из 9 занятий. Занятия проводятся в виде тренинга. Цель каждого занятия — коррекция эмоциональных нарушений (негативных проявлений психики): страх, гнев. В основу разработки сказкотерапевтических занятий, легли работы Л. Коротковой и Д.Бретт

Сказки для детей, чьи родители разводятся.. . Расставание (Анна Смирнова) Принцесса двух королевств История про Энни (Жила-была девочка, похожая на тебя. ) (Дорис Бретт) Совместное творчество: . Деловая игра для родителей. Тема: «Роль отца в формировании личности ребенка»

Песочная терапия: Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии). Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Е.В.Ратникова, А.В.Гаврик Блок «Моя семья». Тема: «Семейный портрет». Развитие навыков семейных отношений, открытой и конструктивной коммуникации, укрепление позитивного отношения к себе и другим. Песочница делится на 2 равные части:на одной работает-родитель, на второй-ребенок. Строим мир семьи при помощи миниатюрных фигурок. Отработка упражнений: «Признательность», «Комплимент», «Ладошки»( мама и папа ), «Подарок моей семье». Притча «Алмазные россыпи»

То, что работает. Вариации игри «Я люблю» и «Интервью» (социо-игровая педагогика Е.Е.Шулешко) Способствует развитию у ребенка умения встать на место другого, разумно мыслить, преодолеть эгоцентризм. Проявляет положительное отношение к себе и окружающим людям: «Я люблю. » Ребенок по очереди садится на один из двух стульев и пытается себе представить:«Если я девочка-. я люблю..» «Если я мальчик-. я люблю..» «Если я мама-. я люблю..» «Если я папа-. я люблю..» «Интервью»: Чем взрослый отличается от детей?(Ростом) Ребенок встает на стульчик и пытается побыть взрослым, входит в роль, представляется, сообщает, где работает, что любит. и т.п. Игра-беседа : « Папа уехал в командировку . » как подготовка к разводу родителей. Проводится совместно с матерью ребенка. Обыгрываем и обсуждаем вопросы: Представь, что папе нужно уехать в срочную командировку. Мы остались с тобой..Давай вместе подумаем: Как мы постараемся обойтись без его присутствия? Что же мы можем делать вместе? Чем заниматься? А что мы уже умеем делать?Чем бы ты хотел(а) мне помочь по дому?

7 ошибок, которые я сделала во время развода. За них поплатились мои дети

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook

и ВКонтакте

Мы с мужем были вместе 20 лет. Жили как все: любовь, скандалы, примирения, сюрпризы, снова любовь. Нам уж точно было не скучно, а заодно не было скучно и нашим двум дочерям. Мы никогда не умели ссориться тихо, чтобы дети не слышали. И точно так же не смогли спокойно разойтись.

Меня зовут Ольга, и я хочу рассказать AdMe.ru о том, как сделать жизнь своих детей тяжелее во время и после развода их родителей.

Психологи говорят, что родители должны быть для ребенка надежной скалой во все времена. Мы с бывшим мужем такой стеной если и являлись, то недолго. Наши дети были желанными и любимыми, но брак не должен держаться только на детях. С годами наши пустячные споры стали превращаться в громкие скандалы, понимания становилось все меньше. Я все надеялась: вдруг что-то изменится, вдруг удастся сберечь то, что у нас было. Но мы стремительно отдалялись друг от друга.

Мысль о разводе зрела несколько лет. И однажды я все-таки сделала шаг, на который так долго решалась. Развод был нелегким, но мало кто может похвастаться этим. Мне казалось, что теперь все закончилось и у нас с детьми начнется новая жизнь: без криков, скандалов, в безмятежном счастье. Однако все получилось не совсем так.

Читайте так же:  Банк детей сирот на усыновление и опеку

Сейчас, спустя время, я могу перечислить все ошибки, которые допустила в отношениях со своими детьми после того, как развелась с их отцом. Нет, я не заставляла их выбирать кого-то одного из нас и не учила ненавидеть папу. Однако я делала много ошибок, тем самым еще больше усложняя жизнь своих девочек.

Как сказать ребенку о разводе

Развод – трагедия для любой семьи. Взрослые чувствуют разочарование и опустошенность, ведь в сложившейся ситуации виноваты всегда оба. Совершить ошибку в выборе спутника жизни, а затем неправильно построить отношения может каждый.

Для маленького человека, только начинающего жить, эти новые стремительно развивающиеся события становятся катастрофой и только от родителей зависит, какой след они наложат на неокрепшую детскую психику. Сказать ребенку о разводе будет непросто и, по рекомендациям психологов, важно следовать следующим правилам.

С кем жить ребёнку после бракоразводного процесса

В России чаще всего (80% случаев) несовершеннолетние дети после расставания родителей остаются жить с мамой. Так повелось, что многие убеждены в большей ответственности женщин в вопросах воспитания детей, нежели мужчин. В редких случаях по обоюдному согласию несовершеннолетние остаются на попечении отцов.

Также могут быть конкретные обстоятельства, которые способствуют решению проживанию ребёнка с папой:

  • алкогольная или наркотическая зависимость матери;
  • недееспособность мамы;
  • психические отклонения у женщины.

Сохранить тесные отношения ребёнка с обоими родителями помогает совместное воспитание. Качество отношений между супругами после развода может сильно повлиять на психическое и эмоциональное состояние детей. Правильное поведение мамы и папы после расторжения брака поможет снизить тревожность у воспитанника и позволит избежать депрессии. Зрелые и ответственные родители всегда будут действовать в интересах ребёнка и ставить потребности своих детей выше собственных.

График встреч с ребенком при разводе можно оговорить ещё в начале бракоразводного процесса. Так у воспитанника будет возможность общаться с обоими родителями в равной мере и в этот сложный для всех период детская психика меньше пострадает.

Предисловие

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

Человек существо социальное, он не может жить один. Во всяком случае, длительное время. Не случайно в человеческом сообществе существует СЕМЬЯ. Семь «Я», семя, сеять, — это емкое слово многозначно.

[1]

А что за ним? Муж и жена, отец и мать, дочка и сын, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы и многочисленные близкие и дальние родственники — все это многообразие ролей и образов появляется в жизни человека, когда он вступает в брак. Два «чужих»* человека становятся единым целым — новой семьей. У каждого за плечами множество поколений родственников, свои привычные устои, секреты, обычаи, правила и др.

Время идет, семья живет, растет, изменяется, взрослеет. Через какое-то время в ней появляется малыш, а вместе с ним появляются и новые отношения, новые проблемы, новые заботы, новые радости и неожиданности.

Безусловно, в каждой семье есть общие объединяющие цели, общая история радостей и счастья, но есть и свои подводные камни, внутренние конфликты, разногласия.

И иногда так происходит, что в какой-то час «Х» семья прекращает свое существование. И больше он не муж, а она не жена. Теперь они бывшие. Но дети — они бывшими быть не могут. Папа и мама всегда остаются родителями для ребенка, где бы и с кем бы они ни жили. Это относится и к бабушкам и дедушкам. И именно об этом пойдет речь в нашей книге.

Развод как социальная реальность появился в истории не так давно — в ХХ веке. Если раньше разводы и случались, то чаще всего они были связаны с тем, что женщина не могла дать мужу наследника. В конце XIX века развод стал возможен также при уличении одной из сторон в прелюбодеянии, но так как каждый брак заключался в церкви, то на расторжение брака требовалось дозволение Священного синода.

В XX веке в жизнь российского общества пришел гражданский брак, регистрируемый только органами власти, без участия церкви. Расторжение брака стало проще, а поводов для разводов больше.

В городской психологический центр «Детство», в котором мы работаем, регулярно поступают судебные определения, инициированные судьями или адвокатами сторон по делам, касающимся определения места жительства детей после развода и порядка их взаимодействия с одним из родителей. Работа с семьями, пережившими развод и не сумевшими мирно урегулировать взаимоотношения, показывает, что в таких случаях психологические проблемы существуют как у детей, так и у взрослых. В нашей книге рассматриваются содержание и формы работы с подобными проблемами. Первая часть содержит информацию, которая будет полезна не только специалистам-психологам, работающим с разводящимися семьями, но и мамам, папам, бабушкам, дедушкам, да и вообще — всем взрослым. Она касается психологических последствий развода для разных членов семьи. Вторая часть содержит описание практических материалов для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Надеемся, что наши находки помогут вам в работе!

* в данном контексте чужой — пришедший из другого рода, не родственник.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Источники

Литература


  1. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.

  2. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.

  3. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
  4. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
Работа с детьми после развода
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here