Семья и детство без жестокости и насилия

Классный час » Семья и детство без жестокости и насилия»
классный час (4 класс) на тему

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди свестников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравственные качества и ценности.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_semya_i_detstvo_bez_zhestokosti_i_nasiliya.docx 23.15 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный классный час проводился в рамках районных классных часов по теме «Истоки нравственности».

В статье рассматриваются проблемы насилия в семье.

Профилактика жестокости и насилия в семье (советы родителям).

Классный час Жестокое обращение с детьми.

Обратить внимание родителей правильно они воспитывают своих детей.

Презентация подготовлена к занятию в «Школе здоровья» во 2 классе по рабочей тетради для учащихся Школы здорового образа жизни ЦДОиПО СГМУ, а также для психологов и социальных педагогов обще.

Воспитательная беседа на тему» Доброта и жестокость&quot.

СЕМЬЯ И ШКОЛА: ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ Родительское собрание. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемbichevaya.edu.27.ru

Похожие презентации

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Варваровская основная общеобразовательная школа»

«Семья и детство без жестокости и насилия»

Задачи : раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», «конфликт», воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.

Оборудование: схема «Что такое конфликт», рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», «Правила Дружбы», видео запись притчи «Все оставляет свой след».

Ход классного часа

1 . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы затронуть очень трудную тему «Жизнь без насилия», а конкретнее хотелось бы узнать, как вы понимаете такие слова: «насилие», «жестокость», «конфликт».

Но для начала я предлагаю нам всем еще раз поздороваться, но не просто сказать друг другу «Здравствуйте!», а немного поиграть.

2 Игра «Привет другу».

Сейчас мы все вместе два раза хлопаем в ладоши, затем два раза хлопаем по своим коленям. После этого я вытягиваю правую руку с поднятым большим пальцем вперед и называю свое имя, потом вытягиваю левую руку и называю имя того, кому передаю привет. Этот человек вытягивает правую руку и называет свое имя, левую – имя другого человека. Итак, пока не будут подняты все руки. (Дети играют)

3. Работа по теме « Семья и детство без насилия и жестокости»

— Покажите, как выглядит счастливый ребёнок.

— Покажите , как выглядит ребёнок, которого обидели.

— Каким ребёнком хочется быть всегда?

-Как вы понимаете название нашего классного часа?

Беседа о значении друзей ,об отношениях между детьми, о жестокости и насилии (ситуациях , когда они проявляют жестокость и насилие по отношению друг к другу в школе и вне её и не подозревая об этом. Дети высказывают своё отношение.)

— Смеётесь над товарищем, заставляете делать свою работу другого, физическое насилие, психологическое насилие, насилие со стороны ровесников, старших.

Что же такое конфликт?

Итак, давайте вместе разберемся, что же такое конфликт.

КОНФЛИКТ

ССОРА СПОР СТОЛКНОВЕНИЕ

Есть ли конфликтам место в нашей жизни? (Ответы детей)

Какие конфликты случаются в вашей жизни? (Ответы детей)

А сейчас небольшой вопрос для раздумий: конфликты – это хорошо или плохо? (Ответы детей; обобщенные варианты записываются на доске)

  • Плохое настроение
  • Вред общению (люди не могут разговаривать друг с другом)
  • Вред совместному труду и т.д.
  • У каждого человека должно быть свое мнение и не бывает, чтобы у людей было мнение одинаковым, поэтому начинаются споры. То есть конфликты позволяют людям найти новое решение.

Итак, каждый человек сам для себя решает конфликт – это хорошо или плохо.

А что же делать, если у вас с кем-то произошел конфликт. (Ответы детей) . Можно:

  • бурно ругаться,
  • молча злиться,
  • можно обратиться к другому человеку за помощью (воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог),
  • договориться самим,
  • уступить.

Ребята, как вы считаете, что необходимо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? (подвести к выводу о том, что надо научиться прощать)

[1]

А каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет (слишком велика может быть обида). Всегда ли нужно прощать? Всегда! Если человека любишь по-настоящему и собираешься продолжить с ним отношения — постарайся поставить себя на его место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся — найди ему оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой? Носить в себе, а тем более «холить и лелеять» обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет «разъедать» вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом. Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать

( дети в группе разрабатывают правила и защищают )

-быть заботливым, справедливым

-уважать мнение друга

-не оставлять в беде

-не спорить по пустякам

-не выдавать чужие секреты

-уступать, делиться всем

-радоваться успехам друга

-не смеяться над недостатками других

г) Чтение и анализ рассказа «Самое страшное» Е. Пермяка

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Читайте так же:  Перечисление материнского капитала

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!

-Что можете сказать о Вове?

— Почему он остался один? Можно ли его назвать жестоким ?

— По отношению к кому он проявил насилие ?

— Есть ли такие ребята среди вас?

-Что бы вы посоветовали Вове?

д) А сейчас я вам предлагаю послушать притчу «Все оставляет свой след» одного старого человека, и подумать какой смысл имеют сказанные им слова. ( видео запись)

Учащиеся дали советы как жить в мире без насилия и жестокости

1.Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2.Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

3.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

4.Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

5.Если ребенок растет терпимости, он учится принимать других.

6.Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

7.Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

8.Если ребенок растет в честности, он учится верить в людей.

9.Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

10.Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

11.Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

(Читают советы дети)

Закончить наш разговор я хочу просьбой:

  1. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай родителей, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  2. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

[2]

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Презентация на тему: » СЕМЬЯ И ШКОЛА: ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ Родительское собрание.» — Транскрипт:

1 СЕМЬЯ И ШКОЛА: ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ Родительское собрание

2 ЦЕЛЬ: -Формирование ответственного отношения к воспитанию детей. -Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками. — Формирование представлений об истинном родительском авторитете и потребности его проявления в отношениях с детьми.

3 ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплочённых общими интересами. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

4 Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов

5 Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

6 Направленности насилия в семье: -Со стороны мужа по отношению к жене; -Со стороны жены по отношению к мужу; -Со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; -Со стороны старших детей по отношению к младшим; -Со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; — Со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

7 Результаты анкетирования среди учащихся: Вопрос: Наказывали ли тебя дома? (число опрошенных 61 чел.) -Да — 32 чел. 52 % -Нет — 29 чел. 48 %

8 Вопрос: Наблюдал ли ты насилие в семье? (ЧИСЛО ОПРОШЕННЫХ — 58 ЧЕЛ.) -Да — 16 чел. 28 % — Нет 42 чел. 72 %

9 Вопрос: По отношению к кому было направлено жестокое обращение? -К матери — 3 чел. 5 % -К отцу — 2 чел. 3 % -К бабушке — 3 чел. 5 % -К дедушке — 2 чел. 3 % -К братьям — 2 чел. 3 % -К сёстрам — 0 чел. -К себе — 2 чел. 3 % — К животным — 12 чел. 21 % — Нет ответа — 32 чел. 55 %

[3]

10 Результаты анкетирования среди родителей Вопрос: Как вы считаете, существует ли проблема насилия в семьях? (число опрошенных 50 чел. ) -Да – 33 чел. 66 % -Нет – 9 чел. 18 % — Затрудняюсь ответить 3 чел. 6 % — Не задумывался над этим 5 чел. 10 %

11 Вопрос: Как Вы считаете, кто является жертвой насилия в семье? -Мужчина – 4 чел. 8 % -Женщина – 17 чел. 34 % -Ребёнок – 31 чел. 62 % -Престарелый – 12 чел. 24 % — Инвалид 7 чел. 14 %

12 Вопрос: Кто, по Вашему мнению, применяет насилие в семье? -Мужчина – 32 чел. 64 % — Женщина 14 чел. 28 %

13 В отношении детей выделяют следующие виды насилия: 1)пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка; 2) физическое насилие; 3) психологическое (эмоциональное) насилие; 4) сексуальное насилие и растление; 5) экономическое

14 -Недостаточное обеспечение необходимой медицинской помощью, когда он болен. -Недостаточное удовлетворение его потребности в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании. — Причинение умышленного вреда ребёнку. — Отсутствие должного обеспечения опёкой и надзором. — Воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. — Эксплуатация непосильным трудом. — Алкоголизм родителей, употребление наркотиков. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка

15 Психологическое насилие: оскорбления; шантаж, акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнёром; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам; эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих её действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

16 Психологическое насилие наиболее распространено, присутствует практически во всех семьях. Результатом данного вида насилия могут стать обострение хронических заболеваний, посттравматический стресс, депрессия, постоянное чувство страха, попытки самоубийства. Специалисты считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьёзнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, нападения хулигана на улице.

17 Экономическое насилие: отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это может проявляться, например в том, что при покупке продуктов не учитывается потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками и т.п.

18 Сексуальное –это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Инцест – сексуальные отношения между кровными родственниками.

Читайте так же:  Подать на алименты удаленно

19 Физическое – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей от заботы об уходе, здоровье, безопасности детей.

20 Результаты анкетирования: -Вопрос: Как Вы считаете, какие формы насилия в семье встречаются чаще? (кол-во опрошенных 50 чел.) — Физическое – 28 чел. 56 % -Психическое – 24 чел. 48 % -Экономическое – 1 чел. 2 % — Сексуальное — 6 чел. 12 %

21 Как проявляется насилие? 1. Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др. 2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др. 3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др. 4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

22 Результаты анкетирования: (кол-во опрошенных 61 чел.) Вопрос: Как тебя наказывают дома? -Ставили в угол — 3 чел. 6 % -Били – 2 чел. 4 % -Лишали любимого занятия – 17 чел. 34 % -Ругали – 30 чел. 60 % -Оскорбляли – 3 чел. 6 % -Выгоняли из дома – 0 чел. -Ограничивали в покупках – 1 чел. 2 % -Обижали при посторонних – 3 чел. 6 % -Читали нотации – 9 чел. 18 % -Прекращали общаться длительное время – 0 чел. -Ограничивали свободу – 5 чел. 10 %

23 Внешние причины насилия: — распространение в обществе алкоголизма, наркомании; — кризис морали; — кризис культуры; — влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

24 Причины возникновения насилия: — материальные трудности; — наличие в семье безработного; — нерешенная жилищная проблема; — алкоголизм и пьянство среди членов семьи; — наличие наркоманов в семье; — неполная семья; — отчим или мачеха в семье; — ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; — нежеланный ребенок; — трудный ребенок; — снятие многих моральных запретов; — семейные конфликты; — самоутверждение за счет слабых; — культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

25 Результаты анкетирования: Вопрос: Каковы на Ваш взгляд, основные причины насилия в семье ? (опрошено 10 чел) — пьянство 10 чел. 100% — бытовая неустроенность 5 чел. 50 % — личная неприязнь 3 чел. 30 % — низкий образовательный и культурный уровень 6 чел. 60 %

26 Последствия семейного насилия ребенок учится насилию; ребенок становится тревожным; ребенок не уверен, что его в семье любят;

27 Результаты анкетирования: (кол-во опрошенных 58 чел.) -Вопрос: Какие чувства Вы испытываете, наблюдая жестокое обращение? -Страха – 13 чел. 22 % — Ненависти – 7 чел. 12 % -Злобы – 9 чел. 15 % -Незащищённости – 1 чел. 2 % -Ужаса – 10 чел. 17 % -Вины – 3 чел. 5% -Стыда – 3 чел. 5 % -Подавленности 1 чел. 2 % -Безразличия – 1 чел. 2 % -Сострадания – 3 чел. 5 % -Жалости — 6 чел. 10 %

28 Вопрос: Какого рода насилие Вы применяли по отношению к другим людям? -Физическое – 5 чел. 10 % -Психологическое – 18 чел. 36 % — Сексуальное 0 чел. — Нет ответа 35 чел. 70 %

29 Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.

30 Виды школьного насилия Эмоциональное насилие – вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. -насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей. — отторжение, изоляция, отказ от общения (с ребёнком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения)

31 Физическое насилие – применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. -избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей — вовлечение ребёнка в употребление наркотиков, алкоголя.

32 Результаты анкетирования: Вопрос: Какого рода насилие Вы испытывали по отношению к Вам в школе? (кол-во опрошенных 58 чел.) -Физическое – 5 чел. 8 % -Эмоциональное – 15 чел. 26 % -Никакого – 24 чел. 41 %

33 Вопрос: Допускал ли кто насилие по отношению к вам в школе? -Да – 10 чел. 17 % -Нет – 48 чел. 82 %

34 Вопрос: Испытывали ли Вы жестокое обращение со стороны друзей, одноклассников, сверстников, взрослых? -Да – 15 чел. 26 % — Нет – 43 чел. 74%

Классный час «Семья и детство без жестокости и насилия»

«Семья и детство без жестокости и насилия»

в рамках акции: «Скажи детству без

Цель: донесение информации о конфликтах и

возможных способах их разрешения.

умения отстаивать свою позицию;

«Что такое конфликт»

со словами «ХОРОШО» и «ПЛОХО»

бумаги А4, имитирующие парашюты

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы затронуть очень

трудную тему «Жизнь без насилия», а конкретнее хотелось бы остановиться на

Но для начала я предлагаю нам всем еще раз поздороваться, но не

просто сказать друг другу «Здравствуйте!», а немного поиграть.

2 Игра «Привет другу».

Сейчас мы все вместе два раза хлопаем в ладоши, затем два раза

хлопаем по своим коленям. После этого я вытягиваю правую руку с поднятым

большим пальцем вперед и называю свое имя, потом вытягиваю левую руку и называю

имя того, кому передаю привет. Этот человек вытягивает правую руку и называет

свое имя, левую – имя другого человека. Итак, пока не будут подняты все руки.

Что же мы поздоровались. Теперь можно продолжить наш разговор.

3. Что же такое конфликт?

Итак, давайте вместе разберемся, что же такое конфликт.

ССОРА СПОР СТОЛКНОВЕНИЕ

Есть ли конфликтам место в нашей жизни? (Ответы детей)

Какие конфликты случаются в вашей жизни? (Ответы детей)

А сейчас небольшой вопрос для раздумий: конфликты – это хорошо или

плохо? (Ответы детей;

обобщенные варианты записываются на доске)

общению (люди не могут разговаривать друг с

совместному труду и т.д.

каждого человека должно быть свое мнение и не бывает чтобы у людей было мнение

одинаковым, поэтому начинаются споры. То есть конфликты позволяют людям найти

Читайте так же:  Госпошлина на замену прав при смене фамилии

Итак, каждый человек сам для себя решает конфликт – это хорошо или

Видео (кликните для воспроизведения).

А что же делать, если у вас с кем-то произошел конфликт. (Ответы детей). Можно:

обратиться к другому человеку за помощью (воспитатель, классный руководитель,

психолог, социальный педагог),

Учащиеся прослушали информацию о разных видах насилия, способах

защиты от жестокости.

4. Игра «Катастрофа».

Представьте себе, что самолет, на котором вы летите, потерял

управление, и через несколько минут произойдет катастрофа. Но у вас есть шанс

спастись. Вам будут выданы парашюты (в это время раскладываю в центре круга

листы бумаги, имитирующие парашюты). Одна беда, парашютов не хватает на всех

пассажиров. По моему сигналу вы должны взять парашюты.

А теперь прошу высказаться всех, почему вы взяли парашюты? Те,

кому их не хватило, обоснуйте необходимость предоставления парашюта именно вам.

(После обсуждения выдаются недостающие парашюты).

5. Игра «Ванька-встанька».

В конце нашего занятия я хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни

было как можно меньше конфликтов. А для этого необходимо ориентироваться в намерениях,

состояниях других людей. И сейчас я предлагаю узнать, как же вы чувствуете друг

Я буду называть числа. После того, как число названо, должны

встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше, не меньше).

Выполнять задание, нужно молча.

Учащиеся дали советы как жить в мире без насилия и жестокости

1.Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2.Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

3.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

4.Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

5.Если ребенок растет терпимости, он учится принимать других.

6.Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

7.Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

8.Если ребенок растет в честности, он учится верить в людей.

9.Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

10.Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

11.Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить

любовь в этом мире.

1.Если ребенка постоянно критикуют, он

2.Если ребенок живет во вражде, он

3.Если ребенка высмеивают, он

4.Если ребенок растет в упреках, он

6.Если ребенка подбадривают, он

7.Если ребенка хвалят, он

8.Если ребенок растет в честности, он

9.Если ребенок живет в безопасности, он

10.Если ребенка поддерживают, он

11.Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он

консультация «Детство без насилия и жестокости»

Консультация для родителей

«Детство без насилия и жестокости»

Декабрь, 2017 Педагог-психолог: Енко И. Г.

Жестокость — это порождение злого

ума u часто трусливого сердца.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Физическое насилие нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

Психическое (эмоциональное) насилие отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка.

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений. Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна, кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука сама поднимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь.

Жестокость порождает жестокость. Сила приучает к мысли, что считаться можно только силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребенка, вы получите в будущем либо непримиримого врага, либо безвольного раба. Помните, об этом пожалуйста. В воспитании насилие – это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. Воспитание насилием наносит вред и физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжкие социальные последствия, самое главное из которых – воспроизводство жестокости. При таком воспитании у ребенка накапливается отрицательный опыт – со временем ребенок перестает бояться угроз и наказаний, считает, что быть наказанным не стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается.

Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно также. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколение в поколение: от отцов – к детям, от детей – к внукам.

Самый распространенный метод воспитания – ремень. Этот помощник воспитания портит характер на всю жизнь, калечит детскую психику с гарантией, убивает радость качественно. Нужна ли нам, родителям, такая помощь.

Привыкая к насилию, дети начинают считать его нормой. Даже однократное насилие оставляет неизгладимый след в жизни ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

— обиду, чувство оскорбленности, жажду мести и компенсации;

— разрушение «нравственных тормозов»;

— стремление к обману, изворотливость;

— потерю способности к здравому рассуждению;

Читайте так же:  Жена пошла подавать на развод

— ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жесткое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Чувства, которые мы проявляем во время похвалы или критики детей не всегда соответствуют моменту. Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажите ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше. Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем белее телесных повреждений. Пусть детство ваших детей будет без жестокости и насилия, и ваш ребенок пронесет память о родительском доме на всю жизнь.

Акция «Синяя лента апреля. Детство без жестокости и насилия»

В период с 10.04.2019 по 22.05.2019 проводится акция «Синяя лента апреля. Детство без жестокости и насилия». По инициативе учреждения образования «Гродненский государственный городской социально-педагогический центр» 10 апреля 2019 года состоялось открытие акции. Проблему жестоко обращения и насилия над детьми, а также меры по их профилактики озвучили директор социально-педагогического центра Рутковская Г.И., оперуполномоченный ОНиПТЛ криминальной милиции Ленинского РОВД г.Гродно Соболевский А.М., психолог УЗ «Детская поликлиника № 1 г.Гродно» Новожилов Е.В. В рамках акции, которая проводится до 22 мая 2019 г., состоятся родительские собрания, консультации с педагогами, встречи с детьми, направленные на профилактику насилия.

В рамках акции «Синяя лента апреля» организуются социально-значимые мероприятия с вручением памяток, синих ленточек, номеров Телефона доверия; проводятся «круглые столы», тренинги, флэш – моб «Завяжи синею ленту», мероприятия: «Мир без жестокости», «Мир, без насилия» и т.д. Распространяются листовки «Синяя лента апреля» и буклеты «Детство без жестокости и слез!» среди жителей города; проводится анкетирование среди учащихся школ «Выбери правильную ситуацию»; с детьми проводятся беседы о счастливом детстве, семье и доброте и др. Особое внимание во время проведения акции «Синяя лента апреля» уделено работе с детьми.

Основная цель мероприятий: привлечение внимания к проблеме жестокости в отношении детей, формирование активной гражданской позиции у родителей к проблеме жестокости в отношении несовершеннолетних, повышение информированности родителей об ответственности за противоправные действия в отношении детей, предупреждения случаев насилия над детьми.

Профилактика жестокого обращения

с детьми в семье.

К сожалению, эта тема не теряет своей актуальности. И невольно задумаешься – неужели в мире так много «ЗЛЫХ» родителей? И как отличить обыденные наказания от жестокого обращения?

К формам жестокого обращения с детьми относится: физическое, сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка и психологическое подавление личности. Последнее происходит практически в каждой семье.

Психологическое насилие – это поведение взрослых, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, завышенные требования, без учета возрастных, индивидуальных особенностей, отвержение ребенка, совершение в его присутствии насилия по отношению к супругу или другим детям.

Отсутствие любви у женщины к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности, уже расценивается как жестокое обращение. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желаемой беременности, они часто имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Что же значит ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?

Любить ребенка – это значит уделять ему время. Важно не количество, а качество, ни сколько часов вы проведете рядом с ребенком, а как. Порой 10 минутная доверительная беседа, одна игра или общее дело запоминаются ребенком на всю жизнь.

Жестокость – это не только когда бьют или ругают, но и Равнодушие, когда имя ребенка «НИКТО», когда его просто не замечают, не интересуются его делами, интересами, чувствами. И если родители говорят, что им некогда заниматься своим ребенком, много работы и не хватает времени поговорить с ним, то они должны быть готовы к тому, что когда ребенок вырастет, у него может не хватить времени позвонить, приехать, помочь своим пристарелым родителям…»

Любить – значит видеть в ребенке больше (+++) , чем (—). Часто взрослый начинает легко перечислять недостатки ребенка, а о его достоинствах вспоминает с трудом или вообще ничего не может отметить. Вот так и в жизни – замечаний много, а похвалить вроде бы не за что, отсюда появляются и проблемы поведения, развития ребенка.

Детям не нужны назойливые поцелуи, неискренние комплименты, но для них очень важно слышать: «Ты мне дорог!», «Как хорошо, что ты есть!», «Я люблю тебя таким, какой ты есть!». Эти слова бесценны, они вселяют веру, помогают пережить любой стресс. А вот оценка отдельных поступков должна быть справедливо критичной.

Любим значит дарим подарки. Их дети очень ждут. Но подарок не должен заменять общение с ребенком, не должен быть средством контроля (если будешь себя хорошо вести…

Я же тебе купил, а ты….). Дарим, просто так, чтобы порадовать.

Любить – значит передавать свои знания, умения, жизненный опыт.

Подумайте, чему вы научили своего ребенка? Назовите 3 вещи, 3 урока, которые ребенок может пронести через всю жизнь…

Почему родители порой жестоко обращаются с детьми?

— Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов.

-Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить.

— В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми

Воспитание детей – процесс сложный, требующий душевных сил, терпения. Часто родитель эмоционально «выгорает». Чтобы спокойно реагировать на детские шалости, держать себя в руках при конфликте, показывать ребенку пример достойного выхода из стрессовой ситуации, взрослые должны сами помогать себе, восстанавливать свои силы. Часто родитель говорит: «Я сгоряча!», «У меня не хватает терпения», «Мне самому нужен психолог». Это проблема родителя, а не ребенка. Изменят родители стиль общения, станут эмоционально уравновешенными, и проблема поведения ребенка исчезнет сама собой.

Лучше уйти и сделать передышку, чем воспитывать «сгоряча».

Только в уравновешенном состоянии получится определить: разговор ребенку, а ремень – брюкам, вспомнить, что ребенок – это часть родителя, его отражение.

Читайте так же:  Подать на банкротство после развода

Давайте, мы взрослые, сделаем так, чтобы наши дети чаще улыбались и радовали нас!

Общешкольное родительское собрание «Семья и школа:детство без жестокости и насилия»

Очень серьёзная тема – насилие. Как уберечь наших детей от него? Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим.

Содержимое разработки

Познакомить родителей с различными видами насилия.

Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования жестокости и насилия.

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзной темы – насилие и как уберечь наших детей от него. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим.

СЕМЬЯ И ШКОЛА: ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ

Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплочённых общими интересам. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира.

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики

Слайд 3 читать со слайда

Насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвертой российской семье;

ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;

более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

в 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Что же такое насилие?

Под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям.

А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных.

Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Насилие совершается и в подростковой среде.

Виды школьного насилия

Кто чаще всего становится жертвой школьного насилия?

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других

Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

1. Физические недостатки.

Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;

2. Особенности поведения.

Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;

3. Особенности внешности.

Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

4. Плохие социальные навыки.

Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы.

5. Страх перед школой.

Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;

6. Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети).

Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников.

Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведению как варианту компенсации. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником

Действует телефон доверия, по которому дети могут позвонить и рассказать о своих проблемах (изображение на слайде 19).

Видео (кликните для воспроизведения).

Уважаемые родители, хотелось бы сказать следующее: чтобы не случилось, сделайте все возможное, чтобы на глазах вашего ребенка не было… (открывается 20 слайд) слез.

Источники

Литература


  1. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  3. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.
  4. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
Семья и детство без жестокости и насилия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here