Сообщить о жестоком обращении с ребенком

Сообщить о жестоком обращении с ребенком

Учителям о жестоком обращении с детьми в семье

Есть ли в каких-либо нормативных актах четко прописанные обязан­ности классного руководителя (учителя) изучать условия жизни ребенка, посещать семьи учащихся?

Сейчас не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанность классного руководителя посещать места жительства учащихся. Однако такая обязанность может быть возложена на классного руководителя должностной инструкцией, с которой он может в любой момент ознакомиться в администрации школы. Как правило, в инструкциях есть только общая фра­за о необходимости тесного взаимодействия с родителями.

Посещение места жительства несовершеннолетних отнесено к компетен­ции инспекторов ПДН (подразделений по делам несовершеннолетних), учас­тковых инспекторов, социальных педагогов.

Обязан ли классный руководитель, узнав о жестоком обращении с ре­бенком в семье, предпринимать какие-то шаги?

Классный руководитель обязан сообщить о жестоком обращении с ребен­ком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав ребенка.

Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель заметил у ученика какие-то следы физического или психического насилия, он должен обязатель­но поговорить с ребенком и его родными.

Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко об­ращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять. Однако иногда утверждения ребенка вызывают сомнения:

• ребенок рассказывает о насилии, однако соответствующие телесные пов­реждения у него отсутствуют;

• ребенок рассказывает о насилии, но при этом не проявляет страха перед родителями;

• ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение может свидетельство­вать и о страхе перед физическим наказанием).

Кроме того, о ложности обвинений родителей свидетельствуют чрезмерно общий характер утверждений («отец меня постоянно бьет, жить с ним невоз­можно»), отсутствие эмоциональной реакции при рассказе, невозможность описания какого-либо конкретного случая (времени, места и характера дейс­твий), сходство рассказа ребенка с рассказами взрослых или с сюжетами по­пулярных фильмов.

Следует обращать внимание на совпадение рассказа о событии ребенка и каждого из родителей. При выявлении противоречий необходимо установить их причину. Несовпадения в описании родителями обстоятельств события, которые они не могут объяснить, свидетельствуют о том, что травма была по­лучена ребенком в результате физического насилия.

Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные поврежде­ния являются следствием физического насилия. Однако не только родители-насильники склонны отрицать неслучайный характер травм. Нередко отри­цают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением пра­вильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью. Ложь может быть вызвана страхом перед супругом-насильником, полной зависимостью от него, стремлением сохранить семью или собственное материальное бла­гополучие.

Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.

Какие органы занимаются защитой ребенка от жестокого обращения в семье?

Таких органов множество. Существуют они на различных уровнях — от районного до федерального:

1) подразделения по делам несовершеннолетних ОВД;

2) социальные педагоги в школе;

3) отделы по охране прав детства или отделы по работе с трудными семья­ми в муниципальных, районных органах образования;

4) городские, районные органы опеки и попечительства;

5) городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних;

6) городские, районные органы социальной защиты (специалисты отдела по делам семьи и детей);

7) региональный уполномоченный по правам ребенка (или по правам человека) и уполномоченный по ЗПУОП.

Надзорным органом по отношению ко всем перечисленным службам и ор­ганизациям является прокуратура. Именно в прокуратуру следует обращаться при возникновении спорных вопросов, а также при ненадлежащем исполне­нии сотрудниками этих служб своих обязанностей.

Что могут сделать эти органы для защиты ребенка от жестокого обра­щения в семье?

Некоторые педагоги рассуждают так: «Никаких реальных механизмов за­щиты ребенка от жестокого обращения в семье нет. От обращений в милицию или комиссию по делам несовершеннолетних ребенку будет только хуже, по­тому что самый известный и широко применяемый способ — лишение роди­тельских прав. А что будет с ребенком? В детский дом пойдет?» Но на самом деле специалисты — социальные работники, психологи, юристы — обладают достаточно большим набором способов воздействия на ситуацию в семье.

Сразу после получения информации о случае физического насилия органы опеки и попечительства, другие социальные службы должны оценить ситуацию в семье и принять решение о возможности дальнейшего проживания в ней ребенка. В большинстве случаев дети, пострадавшие от жестокого обращения, остаются в семье. Оставление ребенка в семье предполагает проведение с ней социальной работы. Основными направлениями этой работы являются:

• воздействие на причину, создающую напряженную обстановку в семье;

• оказание необходимой материальной поддержки; повышение родитель­ской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;

• психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;

• обучение родителей ненасильственным приемам воспитания и поддержа­ния дисциплины;

• помещение ребенка в группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;

• содействие родителям в трудоустройстве, получении медицинской помощи;

• улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и про­живающими отдельно.

Все перечисленные направления работы должны осуществляться во взаи­мосвязи, для чего необходим план работы с семьей. Постановка семьи на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, органе внутренних дел, учрежде­нии социального обслуживания дает возможность их сотрудникам осущест­влять контроль ситуации в семье, что имеет особенно большое значение для случаев физического насилия. Содержание плана работы с семьей не должно ограничиваться только потребностями ребенка. Необходимо выяснить и по возможности полно удовлетворить потребности его родителей, только в этом случае родители могут изменить отношение к ребенку, отказаться от физичес­кого насилия и стать по-настоящему эффективными воспитателями.

Читайте так же:  Сайт база детей для усыновления

См.: Постановление Минтруда РФ от 17 августа 1995 г . № 46 (в обзоре законодательства).

Заявление в полицию на жестокое обращение с ребенком

Заявление в полицию на жестокое обращение с ребенком. Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном «законом» порядке.

При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются «законодательством» Российской Федерации о социальном обслуживании.

Признаки жестокого обращения с детьми

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно
проинформировать правоохранительные органы:
— следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
— запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
— отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение
обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
— систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка

По закону можно выделить несколько видов ответственности для родителей за плохое воспитание детей:

Ответственность Описание Закон
Семейно-правовая Ограничение родительских прав. Применяется по решению суда, если оставление несовершеннолетнего с родителями представляет для него опасность.

Лишение родительских прав:

  • уклонение от выполнения обязательств перед детьми;
  • хроническая наркомания или алкоголизм;
  • злоупотребление правами;
  • отказ от получения своего ребенка в роддоме или ином учреждении без уважительной причины;
  • жестокое обращение;
  • совершение умышленного преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
Ст. 69,73 СК РФ Административная Неисполнение родителями обязанностей по содержанию ребенка;

Злоупотребление своими правами, выражающееся в незаконном запрете на общение с другими родственниками, родителем, намеренном сокрытии ребенка от них против его воли;

Несоблюдение решения суда об определении места проживания несовершеннолетнего, о порядке осуществления родительских прав

Ст. 5.35 КоАП РФ Уголовная Неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка родителями, сотрудниками образовательных и медицинских учреждений, если это сопряжено с жестком обращением Ст. 156 УК РФ Гражданско-правовая В течение трех лет после вступления решения о лишении прав на ребенка суд вправе применять гражданскую ответственность к родителю, если будет выявлены последствия ненадлежащего воспитания, отразившиеся на психологическом или физиологическом здоровье несовершеннолетнего Ст. 1075 ГК РФ

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.docx 27.04 КБ

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ):
ст. 63-64 Семейного кодекса РФ;
ст. 18 и 52 Закона РФ от 10.07.1992 No 3266-1 «Об образовании»

Уголовная ответственность

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Примеры:
ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав);
ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав);
ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Основания для обращения в органы опеки

Обязанность по контролю семей и детей возлагается на органы опеки и попечительства ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ.

Неравнодушные граждане могут туда обращаться при наличии следующих оснований:

  • плохие условия проживания несовершеннолетних. Здесь подразумевается голодание детей, постоянное пребывание в неаккуратной одежде, голодание, систематические пропуски уроков в образовательном учреждении;
  • алкоголизм, наркомания и токсикомания. Если у родителей такие болезни, им тяжело сформировать у детей правильное видение мира. Малолетние находятся в крайне плохих условиях: испытывают психологическое и физическое насилие, не получают должного воспитания. Появляется много сопутствующих факторов: плохое питание, неуспеваемость в школе, и пр.;
  • оставление ребенка в опасности. Обращение в ООиП актуально, когда из-за неправомерных действий родителей жизни и здоровью детей грозит опасность;
  • злоупотребление родительскими правами: запрет на посещение школы и дополнительных секций, намеренное формирование вредных привычек;
  • жестокое обращение: применение к детям насилия в виде угроз, избиения, запугивания, иного психологического давления.
Читайте так же:  Материнский капитал в случае

Рассмотрим практические примеры:
№1. Неблагоприятные условия проживания ребенка.

№2. Оставление в опасности.

Родители найдены, дело передано в прокуратуру. Отца и мать привлекли к ответственности по ст. 125 УК РФ и обязали уплачивать штраф в размере 80 000 руб. Семью поставили на учет. Лишать родительских прав не стали: по опросам соседей и характеристикам с работ супругов, они считаются добропорядочными гражданами и бережно относились к своему ребенку до вышеуказанной ситуации.

№3. Алкоголизм родителей.

На Афанасьевых соседями подавалась жалоба в органы опеки. В первый раз их ограничили в родительских правах после проверки условий проживания детей. Во второй раз судом было принято решение о лишении прав на основании ст. 69 СК РФ, т.к. с момента первого разбирательства ситуация не изменилась – только ухудшилась.

Понятие ненадлежащего воспитания ребенка

Содержание (кликните, чтобы открыть)

Права и обязанности родителей регламентируются ст. 63 и 64 СК РФ.

Согласно ним, до совершеннолетнего ребенка они должны:

  • нести полную ответственность за их развитие и воспитание;
  • заботиться о психическом, физическом, нравственном и духовном развитии;
  • обеспечивать питанием, лечением, одеждой, получением общего образования;
  • защищать интересы несовершеннолетних перед государственными и коммерческими учреждениями.

Исходя из представленного выше, под ненадлежащим воспитанием детей подразумевается нарушение хотя бы одного пункта:

  • создание препятствий при получении образования,
  • аморальное поведение,
  • воспитание асоциального восприятия мира и окружающих.

Заявление в полицию на жестокое обращение с ребенком

Руководителю следственного отдела по Ленинскому району г. Москвы
следственного управления Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации по Московской области
Грозному Ивану Васильевичу
от Русинова Артема Александровича,
проживающего (адрес места жительства и телефон)

Заявление о возбуждении уголовного дела

Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ предупрежден(а).
______________
(подпись)
Описываются обстоятельства совершения преступления с указанием места, времени, способа совершения и лица его совершившего (если оно установлено), а также просьба возбудить по данному факту уголовное дело и привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее преступление.
______________
(подпись)
Если по моему заявлению будет возбуждено уголовное дело, прошу сообщить его номер, фамилию и телефон следователя, которому поручат расследование.
В случае отказа прошу направить мне копию соответствующего постановления и предоставить возможность ознакомления с отказным материалом для подготовки мотивировочной жалобы на такое решение.
______________
(подпись)

Памятка для родителей

— Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
— Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
— Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
— Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
— Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
— Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Знаете о жестоком обращении с ребенком? Позвоните по телефону 051

Если вы знаете, что:

— ребенок в опасности,

— надолго оставлен один в квартире без присмотра взрослых,

— есть угроза его жизни и здоровью: малыш на балконе, один на улице в темное время суток,

— родители проявляют агрессию по отношению к малышу: избивают, не кормят, подолгу оставляют одного, –

наберите с городского телефона номер экстренной социальной помощи 051 или 8 (495) 051 с мобильного. Мы поможем! Не будьте равнодушными и безучастными.

Поступивший сигнал специалисты будут отрабатывать по индивидуальной программе реагирования и сопровождения. Социальные работники выяснят, какая требуется помощь семье: экстренная, социальная, психологическая, юридическая, медицинская, материальная или иная.

Главная задача социальной службы Москвы – сохранить семью, помочь ей в сложной ситуации и устранить причины, по которым ребенку может угрожать опасность.

Служба «051» работает с февраля 2006 года. Это одно из структурных подразделений Московской психологической помощи населению. Каждый житель столицы может набрать номер 051 с городского телефона или 8 (495) 051 с мобильного и напрямую связаться с психологом. Пять смен по шесть специалистов круглосуточно, без выходных и праздников, оказывают бесплатную и конфиденциальную психологическую помощь.

Заявление в органы опеки о проведении проверки

Заявление о ненадлежащем воспитании ребенка может подаваться родственниками или соседями несовершеннолетнего, заметившие нарушения и неправомерное поведение со стороны родителей. Для обращения в органы опеки и попечительства (ООиП) важно знать основания, порядок действий и особенности составления жалобы. Рассмотрим, как все сделать правильно и что ожидает семью после обращения неравнодушных граждан.

Как подать жалобу: пошаговая инструкция

Заметив ненадлежащее исполнение родительских обязанностей перед детьми, граждане могут подать жалобу в ООиП следующим образом:

  1. Составить письменное заявление.
  2. Обратиться в ООиП по месту проживания несовершеннолетнего. При себе нужно иметь паспорт и собранные доказательства.
  3. Сотрудники опеки проведут проверку, по результатам которой примут решение.
  4. Ответ с отчетом о принятых мерах поступит заявителю в течение 30 дней.

« Особенности работы с сообщением о жестоком обращении с ребенком на Детском телефоне доверия».

Жестокое обращение с детьми – это умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому и психическому здоровью ребенка.

Читайте так же:  Раздел долей квартиры судебная практика

Предварительный просмотр:

Жестокое обращение с детьми – это умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому и психическому здоровью ребенка.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

[3]

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, так же лиц вернувшихся из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— низкий уровень культуры, образования;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

— физические наказания притупляют все лучшие качества в детях , способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

-когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они с танут притеснять своих собственных детей и родителей;

— дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы :
1. Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми:
«Дети как источник проблем» — родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается, что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии.
«Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.

2. Психическое (эмоциональное насилие) — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

3. Сексуальное насилие (или развращение) – использование ребенка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия детской проституцией, в том числе используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.д с целью извлечения прибыли;

4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность).
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых : младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить.

Самое обидное, что решение своих проблем дети — часто находят в криминальной, асоциальной среде , а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до полиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.

Насилие всегда несет эффект, направленный в будущее, когда выросшие дети будут продолжать насилие.

Из практики консультантов детского телефона доверия, ребенок ставшей жертвой физического, психологического или сексуального насилия можно узнать по следующим признакам:

1) Установить доверительный контакт.

На протяжении всего процесса консультирования психолог постоянно создает ощущение безопасности у ребенка тем, что обеспечивает собеседнику стабильность и постоянство во взаимоотношениях с ним. Разрешает говорить ребенку так, как ему удобно (темп, отсутствие последовательности в речи, громкость голоса и т.д.), занимает не директивную позицию по отношению к ребенку.

2) Активное слушание.

На этом этапе консультант, выслушивая ребенка, следует за ним. Позволяет ребенку говорить так, как ему удобно (например, шепотом), в том темпе, в каком у него получается (например, долго подходить к сути общения), перепрыгивать с одной темы на другую, рассказывать о посторонних вещах, не связанных с насилием.

Читайте так же:  Срок неуплаты алиментов для лишения родительских прав

3) Прояснение ситуации.

На данном уровне консультирования психолог должен быть заинтересованным слушателем, а не ведущим, то есть очень важно следовать за ребенком в том направлении, в котором он хочет рассказывать. Психологу необходимо быть последовательным в работе с ребенком – жертвой насилия. Если консультант договорился с ребенком, что он может вернуться к болезненной теме, когда ему будет удобно, то уже не должен торопить его или возвращать к теме различными вопросами.

4) Помочь ребенку выразить чувства, которые он испытывает в данной ситуации.

Ребенку в ситуации насилия очень сложно говорить о своих чувствах, поэтому психологу приходится называть их самому. Консультанту можно аккуратно проговорить о тех чувствах, которые откликаются у него. Или поведать о том, чтобы сам взрослый почувствовал в такой ситуации. Можно делать предположения, что это возможно похоже на такое-то чувство или же предложить выбрать из названных чувств то, которое больше всего подходит ребенку в данном случае.

5) Выяснить риски, которым ребенок может подвергаться в сложившейся ситуации.

На данном этапе консультирования необходимо понять, насколько жесток и опасен для жизни ребенка акт насилия. Есть ли у ребенка возможность спрятаться или каким-то образом уменьшить вред, который ему собираются причинить? Есть ли у него безопасное место, где он может находиться хоть какое-то время? Что будет, если обидчик узнает, что ребенок разговаривает с консультантом по телефону и т.п.

6) Поиск внешних и внутренних ресурсов для переживания травмы.

Внешними ресурсами для ребенка могут быть люди в семье, которым он доверяет и которые могут его защитить. Это могут быть, и дальние родственники, которые живут отдельно, и друзья, которые находятся рядом, и уважаемый учитель. Внутренние ресурсы – это все то личное и важное, которое помогает в трудные моменты жизни ребенка. Сюда можно отнести приятные воспоминания, увлечения, общение с животными, любимая игрушка и т.д.

На данном этапе психолог помогает ребенку почувствовать положительные эмоции, увидеть светлые моменты своей жизни. Тем самым помогая найти силы для переживания травмы, разглядеть смысл для продолжения жизни. Когда психолог помог увидеть ребенку многогранность его жизни, расширил его горизонты видения жизни, тогда ребенок начинает чувствовать себя ценным, важным для кого-то. У него появляется надежда на получение помощи и выход из ситуации, а самое главное, готовность эту помощь принять.

Если ребенок в результате консультирования пришел к решению принять дальнейшую помощь и согласился назвать свое имя и адрес, то дальше могут в работу включаться другие специалисты, работающие с детьми – жертвами насилия и жестокого обращения.

Передача информации о случаях жестокого обращения в соответствии с установленным порядком.

Во Владимирской области принят порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально трудном положении. Информация которая поступает на ДТД о случаях жестокого обращения с детьми незамедлительно передается в учреждения социального обслуживания семьи и детей, расположенный по месту жительства несовершеннолетнего и его семьи, которые осуществляют проверку по указанному факту.

Консультант делает запись о звонке в журнале статистического учета информации, поступившей по ДТД; также записывает в журнал учета случаев жестокого обращения с несовершеннолетними.

Консультант обращается к супервизору с целью разбора состоящего диалога, получает профессиональную поддержку, восстанавливает рабочую форму

Однако психологу – консультанту детского телефона доверия всегда надо помнить, что главным условием работы с жертвами насилия является безоговорочное принятие принципа невмешательства в ситуацию без согласия ребенка!

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения к ребенку

“Жестокое обращение с несовершеннолетними детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Белорусским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РБ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Уголовная ответственность. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

Читайте так же:  Заявление на взыскание алиментов вне брака

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

[1]

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если.

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

— длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

— длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,

• используют для запугивания свой рост, возраст,

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

использование силы общественных институтов –

• религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство,

• используют обидные прозвища,

• используют его в качестве доверенного лица,

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

• не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

• взрослыми растрачиваются семейные деньги.

• ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение),

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

[2]

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых — забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»).

о физическом наказании

Родителям о наказании

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Источники

Литература


  1. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  2. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  3. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
  4. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
Сообщить о жестоком обращении с ребенком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here