Социально педагогическая защита прав ребенка

СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья на тему

Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педагог осуществляет социальную защиту учащихся.Основным направление социально-педагогической службы — решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме. В рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей .

Скачать:

Вложение Размер
sotsialno-pedagogicheskaya_zashchita_prav_rebenka_v_ou.doc 168 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья .

1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня защищенности.

2. Защита прав и своевременное оказание социальной помощи и поддержки лицам в ней нуждающимся.

3. Профилактика асоциального поведения и правонарушения, охрана жизни и здоровья.

Социально-педагогическая защита прав ребенка в школе осуществляется в соответствии с «Конвенцией ООН» и нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и законодательством Российской Федерации в области семейной политики .

Основные «правозащитные» функции социального педагога.

  • Социально — информационная функция: информирование несовершеннолетних по вопросам их прав, а также социальной защиты, помощи, поддержки.
  • Социально-правовая функция: содействие соблюдению прав ребенка в ОУ и семье, в реализации правовых гарантий различных категорий детей и подростков, привлечение при необходимости, юристов для консультирования по вопросам жилищных, семейно-брачных, трудовых и гражданских правонарушений.
  • Социально-психологическая функция: содействие созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.
  • Социально-педагогическая функция: консультирование родителей по вопросам воспитания детей, преодоления педагогических ошибок и конфликтных ситуаций.

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

  • воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума;
  • просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
  • разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
  • организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
  • обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, суд и др.).

Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности); (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, СП)

Социальный педагог призван обеспечить:

  • оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
  • консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями.

. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

  • профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка; (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, родит. собр.)
  • защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами, отделом по вопросам семьи и детства, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики семейного неблагополучия социальной защиты населения «Эдельвейс»; (ФОТО- инд. беседы с уч-ся)
  • просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость. (ФОТО — кл. час)

. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

[1]

  • помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
  • помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
  • бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
  • помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.; (ФОТО –посещение)

. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

  • осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
  • защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
  • играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
  • играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
  • помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.

. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

  • привлечение детей к управлению школы;
  • организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
  • вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)

. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

  • привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
  • вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
  • организацию отдыха детей в летних лагерях;
  • содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
  • организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)
Читайте так же:  Как делится машина при разводе с детьми

. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь . Социальный педагог:

  • оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
  • содействует в оформлении опекунства;
  • осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей. (ФОТО – посещение, беседы)

. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

  • выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
  • укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
  • помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе. (ФОТО)

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

Рассмотрим мониторинг реализации профилактических мероприятий МБОУ СОШ №3 села Шедок, на котором прослеживается положительная динамика снижения количества семей и учащихся, состоящих на профилактическом учете (Рис. 1; Рис.2):

Эти данные подтверждают, что разработанные нами программы и этапы работы с семьями и учащимися, находящимися в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. А значит, работа социально- педагогической службы проводится в правильном направлении – это решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей об Уполномоченном по правам в образовательном учреждении.

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО.

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми .

Статья полезна социальным педагогам и классным руководителям.

Сценарий внеклассного занятия с презентацией к Всероссийскому дню защиты прав ребёнка«Права детей – забота государства» (классный час).

В статье рассказывается об особенностях организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей в сельской школе. Приводятся примеры различных форм образовательных маршрутов.

Классный час распространяет правовые знания, способствует повышению правовой культуры школьников.

Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья

Забота о здоровье подопечных — составляющая охранно-за-щитной функции социального педагога. Кроме того, защита здо­ровья может стать самостоятельным объектом специализации со­циального педагога-валеолога.

К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести:

• социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья;

• реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Кон­
венции о правах ребенка, в Федеральном законе Российской
Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (1998);

• повышение общего тонуса и щадящую корректировку инди­
видуальных отношений личности.

Основными требованиями к социально-педагогической дея­тельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:

• профессионально-этическая ответственность специалиста за профилактику и охрану физического, психологического, соци­ального здоровья личности;

• гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бе­режного отношения к страдающим и больным детям, учет осо­бенностей личности и индивидуальных черт характера, вариан­тов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;

• способность педагога сохранять собственное здоровье и обу­чать этому детей;

• умение предупреждать дидактогенные (школьные) неврозы и устранять социопсихолого-педагогическими средствами причи­ны, их вызывающие;

• позитивное отношение к личностному росту ребенка, целе­направленность, поощрение в ребенке чувства собственного дос­тоинства в деятельности и отношениях с людьми;

• учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;

• сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и се­мьи с активностью самого ребенка в становлении его физическо­го, психического, социального здоровья.

Социальному педагогу необходимо учитывать, что, согласно Закону Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (1993), каждый гражданин имеет право на бесплатные консульта­ции по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляю­щих опасность для окружающих, по медико-психологическим проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-ге­нетические, другие консультации и обследования с целью пред­упреждения возможных наследственных заболеваний у потомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здра­воохранения.

Согласно ст. 24 данного закона, определенные права имеют и несовершеннолетние, например: право на диспансерное наблю­дение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации; право на медико-социальную помощь и

Ьитание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней; шраво на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и [труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям |и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них небла­гоприятных факторов; право на бесплатную медицинскую кон­сультацию за счет средств бюджета всех уровней при определе­нии профессиональной пригодности; право на получение необ­ходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них ‘форме. Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют пра­во на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Отдельно закон рассматривает права инвалидов. В частности, ^согласно ст. 27, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, ‘обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедически­ми изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Для ухода за детьми-инвалидами с детства до достижения ими возра­ста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменя­ющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых ^выходных дня в месяц. Кроме того, эти дни могут быть поделены названными лицами по их усмотрению.

бод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспече­ния или специального обучения не допускается.

Читайте так же:  Раздел личного имущества супругов

Несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в пси­хиатрический стационар по просьбе или с согласия его родите­лей или иного законного представителя. В случае возражения од­ного из родителей либо, при отсутствии родителей, иного за­конного представителя помещение несовершеннолетнего в пси­хиатрический стационар проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суде. Осно­ваниями для госпитализации несовершеннолетнего в психиат­рический стационар в недобровольном порядке служат (ст. 29) случаи, когда его обследование или лечение возможно только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: его непосредственную опасность для себя или окружающих; его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребно­сти; существенный вред его здоровью вследствие ухудшения пси­хического состояния, если лицо будет оставлено без психиатри­ческой помощи.

Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, помещенные в пси­хиатрический стационар по просьбе или с согласия их законных представителей, подлежат обязательному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров этого учреждения. В течение пер­вых шести месяцев такие несовершеннолетние подлежат освиде­тельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в месяц для решения вопроса о продлении госпитализации. При продлении госпитализации свыше шести месяцев освидетельство­вания комиссией врачей-психиатров проводятся не реже одного раза в шесть месяцев.

Основанием для помещения несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет, страдающего психическим расстройством, в психонев­рологическое учреждение для специального обучения, являются заявления его родителей либо иного законного представителя и обязательное заключение комиссии, состоящей из психолога, педагога и врача-психиатра. В заключении должны указываться причины, которыми вызвана необходимость обучения несовер­шеннолетнего в специальной школе для детей с нарушениями интеллектуального развития.

После рассмотрения отдельных случаев перечислим основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

• вовлечение детей в деятельность по охране своего физиче­ского, эмоционального и социального здоровья;

• обучение культуре использования свободного и учебного вре-
ени с учетом возможностей и потребностей личности, количе-
тва часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима

• целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;

• формирование экокультуры детей;

• пропаганда, в том числе на личном примере учителей и ро­дителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спор­том;

• информирование о возможных негативных последствиях
вредных привычек, бездумного отношения к собственному здо-
овью;

• контроль и регулирование формирования и реализации валео-
огической культуры во внутришкольной жизни, соответствия

жимных и организационных приемов и средств требованиям храны здоровья несовершеннолетних.

Социальная педагогика

Понятие социализации. Возрастные периоды социализации. Характерные особенности социализации детства, юности, зрелости, старости. Управляемость и стихийность процесса социализации. Фазы социализации. Социализация с позиций социальной психологии, философии. Сущность педагогического аспекта социализации. Факторы и принципы социализации.

Семья как малая социальная группа, субъект социализации и воспитания. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Социально-педагогическая работа с семьей. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Общая характеристика педагогики социальной среды жизнедеятельности человека. Государственная система воспитания и институты ее реализации. Социокультурная среда школы и ее влияние на подрастающее поколение.

Характерные отличия деятельности социального педагога от деятельности учителя. Система ценностей социального педагога. Специальные способности социального педагога и его личностные качества. Должностные обязанности социального педагога, содержащиеся в квалификационной характеристике. Профессиональные знания и умения социального педагога. Основные сферы профессиональной деятельности социального педагога.

Социальная защита детства

Ситуации, диктующие необходимость социально-педагогического сопровождения, поддержки. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, поддержки. Технология реализации социально-педагогического сопровождения, поддержки.

Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье.

Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних. Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей. Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование. Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья. Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей. Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

Сущность понятий «опека» и «попечительство».

Основные причины для опеки над несовершеннолетними. Опека и попечительство как правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан. Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Социальная опека и попечительство как технологии социальной работы для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-педагогическая работа в детских оздоровительных лагерях

Особенности организации взаимодействия и социально-педагогической работы в детском оздоровительном лагере. Основные формы организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере. Специфика организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере. Особенности организации взаимодействия и работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Игровые технологии в деятельности социального педагога. Виды игр, используемые в детском оздоровительном лагере. Методика организации и проведения массовых шоу-мероприятий в детском оздоровительном лагере. Организация работы по подготовке детских массовых мероприятий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8752 —

| 7559 — или читать все.

Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования

Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей

В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка

Читайте так же:  Алименты детей оставшихся без попечения родителей

В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу.

Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон особо выделяет детей:

— оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— оставшихся без попечения родителей;

[2]

— инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

— жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

— из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— оказавшихся в экстремальных ситуациях;

— отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

— проживающих в малоимущих семьях;

— с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении

Социально — педагогическая служба школы — открытой воспитательной системы — ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.

Принципами деятельности социальной службы являются следующие.

Личностный подход к ребенку, реализуемый о формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа «сделай себя личностью сам».

Объективность подхода к ребенку — знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).

Коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

Неразглашение информации о ребенке и его семье.

Основные функции социальной службы образовательного учреждения.

Диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, особенности семьи, , позитивные силы и источники негативного влияния на детей и подростков.

Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности.

Консультативная функция: разработка советов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.

Профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов.

Защита прав ребенка — это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями». Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:

1) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;

2) контроль за соблюдением прав детей;

3) собственно защиту детей.

Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

— контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;

— условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);

— специализация деятельности социального;

— тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов).

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

— воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;

— разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;

— организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;

— обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;

— обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства и др.).

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации.

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.

Читайте так же:  Административное взыскание алиментов

Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:

— выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

— защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10507 —

| 7743 — или читать все.

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.
статья по теме

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

Скачать:

Вложение Размер
metody_zashchity_prav_detey.docx 30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 -летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.

Технологии социально — педагогической работы по защите прав детей

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных учреждениях.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:

1) профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;

2) контроль за соблюдением прав детей;

3) собственно защиту детей [8, с. 34].

Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

  • вид учреждения, в котором работает социальный педагог (образовательное, социальное, учреждения здравоохранения, культуры, правопорядка, общественная организация и др.);
  • контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;
  • условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);
  • специализация деятельности социального педагога (школьный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог-валеолог и др.);
  • тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; семейно-соседская среда; общественные детские и юношеские организация и объединения; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов) [9, с. 24].

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

  • воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
  • разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
  • организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей;
  • оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
  • обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства, обращение к депутату, Уполномоченному по правам ребенка и др.). [9, с. 25]

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);

Социальный педагог призван обеспечить:

  • оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
  • консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями [9, с. 25].

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

  • профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка;
  • защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);
  • просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ;
  • оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость [9, с. 26].

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

  • помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
  • помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
  • бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
  • помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.;
  • если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот [9, с. 27].
Читайте так же:  Бесплатная юридическая консультация беременным

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

[3]

  • осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
  • защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
  • играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
  • играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
  • помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми [9, с. 27].

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

  • привлечение детей к управлению школы;
  • организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
  • вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов [9, с. 28].

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

  • привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
  • вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
  • организацию отдыха детей в летних лагерях;
  • содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
  • организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь .

  • оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
  • содействует в оформлении опекунства;
  • осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей [9, с. 28].

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

  • выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
  • укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
  • помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе [9, с. 28].

Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:

— выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

— защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

1. Декларация прав ребенка // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 16 — 28.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 29 — 46.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).

5. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.10.2010).

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.).

7. Волков В.В. Правовые аспекты защиты прав ребенка: российский и американский опыт / В.В. Волков — Н.Новгород: НГЦ, 2003.

8. Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / Общая редакция, составление: О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. — Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2007. — 170 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Колтовская М.Е. Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей // Социальная педагогика в развитии. — М.: ИСПС РАО, 2004. — С. 23-28.

Источники

Литература


  1. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  4. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
Социально педагогическая защита прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here