Учет детей подлежащих усыновлению

Содержание

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 126 СК РФ

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

>
Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
Содержание
Семейный кодекс (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 126 СК РФ

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

>
Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
Содержание
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 126 СК РФ

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

>
Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
Содержание
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 126 СК РФ. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей (действующая редакция)

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 126 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи сделана ссылка на п. 3 ст. 122 СК (см. комментарий к нему), установивший порядок учета детей, подлежащих усыновлению.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок учета кандидатов в усыновители определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок первичного учета лиц, желающих усыновить детей, не может определяться на уровне федерального законодательства, поскольку такой учет осуществляют органы опеки и попечительства. В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов РФ.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка документов для устройства их на воспитание в семьи осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Для учета детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, образуется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Под последним понимается совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Кроме того, следует учитывать Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217).

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В п. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости учета иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Такой учет должен осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти. При этом сделана ссылка на п. 3 ст. 122 СК (см. комментарий к нему). Однако в последнем речь идет только о банках данных о детях, оставшихся без попечения родителей, но не о лицах, желающих стать усыновителями.

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Под посреднической деятельностью в комментируемой статье понимается любая деятельность, осуществляемая в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами.

2. Не относится к посреднической деятельности при усыновлении: 1) деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по подбору и передаче детей на усыновление; 2) деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по оказанию помощи в усыновлении детей.

Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».

Наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд. Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собрать и представить необходимые доказательства, при подготовке дела к судебному разбирательству давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.п.

При решении вопроса о допустимости участия в деле переводчика суду следует выяснить место его работы, жительства, обстоятельства знакомства с заявителями, а также не является ли он бывшим либо действующим работником органа опеки и попечительства или учреждений, в которых воспитываются дети, подлежащие усыновлению. Установление данных обстоятельств необходимо для того, чтобы не допустить фактов незаконной посреднической деятельности лиц в процедуре усыновления детей (ст. 126.1 СК РФ). В случае установления указанных фактов, а также при наличии иных оснований для отвода суд может по своей инициативе решить вопрос об отводе переводчика (ст. 16, 18, 19 ГПК РФ) (Постановление Пленума ВС РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»).

Читайте так же:  Усыновлении ребенка родственниками

Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями

Комментируемая статья определяет общее требование к усыновителям (совершеннолетие) и приводит перечень обстоятельств, исключающих возможность усыновления.

Путем установления ряда запретов закон закрепляет перечень условий, предъявляемых к личности усыновителя, обусловленных задачей обеспечить усыновляемому ребенку условия, наиболее отвечающие его интересам. Таким образом, возможность усыновить ребенка выступает в качестве одного из элементов правоспособности физической личности. Все эти требования можно объединить в несколько групп: — требования, связанные с наличием у усыновителя достаточного объема правоспособности. Установление этих запретов связано с поведением лиц в прошлом, которые допускали ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей; — требования, связанные с наличием у усыновителя достаточного объема дееспособности. Запрет осуществлять усыновление лицу, не обладающему дееспособностью в полном объеме, вызван необходимостью предоставить ребенку новых законных представителей (усыновителей), которые, в свою очередь, должны быть полностью дееспособны; — требования, относящиеся к состоянию здоровья усыновителя.

Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью».

Усыновитель должен иметь не менее тридцати лет от роду, быть старше усыновляемого по крайней мере восемнадцатью годами и иметь общую гражданскую правоспособность.

Свод законов гражданских Российской Империи

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

1. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 (в ред. от 4 ноября 2006 г.) Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей*(329).

Структурным подразделением Минобрнауки России, непосредственно исполняющим государственную функцию федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдающим предварительные разрешения на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей*(330).

Датой постановки ребенка на учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) — оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории Российской Федерации.

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории Российской Федерации ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 124 СК РФ).

2. Определение порядка учета российских граждан (независимо от места их проживания — на территории Российской Федерации или за ее пределами), желающих усыновить детей, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Об учете иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей — граждан Российской Федерации, см. комментарий к ст. 122 СК РФ.

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

Комментарии к ст. 126 СК РФ

1. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 (в ред. от 4 ноября 2006 г.) Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Структурным подразделением Минобрнауки России, непосредственно исполняющим государственную функцию федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдающим предварительные разрешения на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей.

Датой постановки ребенка на учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) — оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории Российской Федерации.

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории Российской Федерации ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 124 СК РФ).

2. Определение порядка учета российских граждан (независимо от места их проживания — на территории Российской Федерации или за ее пределами), желающих усыновить детей, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Об учете иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей — граждан Российской Федерации, см. комментарий к ст. 122 СК РФ.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Семейный кодекс Российской Федерации. Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

Семейное право России

Комментарий к ст. 126 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи сделана ссылка на п. 3 ст. 122 СК (см. комментарий к нему), установивший порядок учета детей, подлежащих усыновлению.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок учета кандидатов в усыновители определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок первичного учета лиц, желающих усыновить детей, не может определяться на уровне федерального законодательства, поскольку такой учет осуществляют органы опеки и попечительства. В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов РФ.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка документов для устройства их на воспитание в семьи осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Для учета детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, образуется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Под последним понимается совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Читайте так же:  Как отказаться от алиментов на ребенка матери

Кроме того, следует учитывать Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217).

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В п. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости учета иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Такой учет должен осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти. При этом сделана ссылка на п. 3 ст. 122 СК (см. комментарий к нему). Однако в последнем речь идет только о банках данных о детях, оставшихся без попечения родителей, но не о лицах, желающих стать усыновителями.

Статья 126. Семейного кодекса РФ. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

Комментарий к Ст. 126 СК РФ

1. Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а также в Законе о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Выше упоминалось принятое в соответствии с данным Законом Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217, которым были утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. В свою очередь, Министерство образования и науки РФ своим Приказом от 12 ноября 2008 г. N 347 определило порядок работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. Дети, подлежащие усыновлению, учитываются в общем порядке, предусмотренном для учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 122 СК).

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок учета кандидатов в усыновители определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок первичного учета лиц, желающих усыновить детей, не может определяться на уровне федерального законодательства, поскольку такой учет осуществляют органы опеки и попечительства. В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 34 ГК, ст. 121 СК), за исключением тех случаев, когда полномочия органов опеки и попечительства переданы органам местного самоуправления. Согласно ст. 6 Закона об опеке органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Законом, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.

К сожалению, не во всех субъектах Федерации порядок учета кандидатов в усыновители в данный момент нормативно определен. Однако есть и такие субъекты Федерации, которые приняли соответствующие нормативные правовые акты. Так, например, в соответствии с Постановлением правительства Мурманской области от 24 мая 2002 г. N 168-ПП/6 (в ред. от 5 ноября 2002 г.) «Об утверждении Положения о порядке учета в Мурманской области кандидатов в усыновители — граждан Российской Федерации» учет кандидатов в усыновители, постоянно проживающих на территории Мурманской области и желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, осуществляется муниципальными органами управления образованием по месту постоянного проживания граждан. Для осуществления учета кандидатов в усыновители в муниципальных органах управления образованием Мурманской области ведется журнал учета кандидатов. В тех случаях, когда кандидатам в усыновители не удается подобрать для усыновления ребенка по месту своего постоянного проживания, указанное Постановление предлагает им встать на учет в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, при комитете по образованию Мурманской области.

Аналогичные нормативные акты приняты и действуют в Омской, Оренбургской, Тамбовской областях.

4. Учет кандидатов в усыновители не на уровне органов местного самоуправления, а в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со ст. 7 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Кандидаты в усыновители могут предоставить о себе документированную информацию в государственный банк данных. Как установлено в ст. 11 названного Закона, это необходимо в целях получения ими доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей). Вместе с тем указанный Закон не требует, чтобы до постановки на учет в региональные или федеральный банк данных о детях кандидат в усыновители обязательно встал на учет в органах опеки и попечительства по месту своего жительства. Требуется лишь предварительно получить в органах опеки заключение о возможности быть усыновителем.

В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, являющихся гражданами РФ, подлежат постановке на учет только в региональных или федеральном банке данных о детях в порядке, установленном разд. IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением документов, перечисленных в п. 20 указанных Правил.

Статья 126 СК РФ. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

Сделано в Санкт-Петербурге

Видео (кликните для воспроизведения).

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

Как установлено п. 1 ст. 126 СК, учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения. Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» такой учет осуществляется путем формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который состоит из регионального и федерального банков данных.

В формировании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и соответственно в осуществлении централизованного учета таких детей (первичный, региональный и федеральный) участвуют органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ (региональный оператор), Министерство образования РФ (федеральный оператор). В государственном банке данных содержится документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, с указанием на возможные формы их устройства на воспитание в семью, в том числе на такую из них, как передача на усыновление.

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне, поскольку согласно п. 2 ст. 126 СК должен определяться органами исполнительной власти субъектов РФ. Во многих субъектах РФ такой порядок уже определен. Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления образованием или созданными на их основе специализированными центрами по усыновлению.

Читайте так же:  Улучшение жилищных условий материнский капитал что входит

Отдельные нормы о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, содержатся в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение), что в целях обеспечения единства государственной политики в области усыновления детей должно быть принято во внимание органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке (внесении изменений) нормативных правовых актов по данному вопросу.

Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разд. II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства о их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст. 127, 128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

К данному заявлению прилагаются следующие документы:

  1. краткая автобиография;
  2. справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
  3. копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  4. справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  5. медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ;
  6. копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

[2]

Приведенный перечень документов во многом совпадает со списком документов, которые необходимо представлять в суд гражданам для решения вопроса об усыновлении конкретного ребенка (ст. 271 ГПК). Кроме того, лицо, обращающееся в орган опеки и попечительства с просьбой об усыновлении ребенка, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, другой документ, удостоверяющий

Орган опеки и попечительства не только изучает представленные заявителем документы, но и проводит детальное обследование условий его жизни. Предварительное обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, направлено на соблюдение прав и интересов ребенка в результате предстоящего усыновления, что включает и выявление возможных препятствий к усыновлению, а также ознакомление с личностью кандидатов в усыновители.

Однако при этом должны быть соблюдены требования ст. 23 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки и т.п. Акт о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение как на первоначальной стадии (при решении вопроса о постановке на учет лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и последующем. Не случайно, что он включен законом в число документов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об усыновлении.

При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

Типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители утверждены приказами Министерства образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2750 (приложение № 9) и от 28 июня 2002 г. № 2482 (приложение № 10). Документ о постановке гражданина на учет в качестве кандидата в усыновители в последующем обязательно прилагается к подаваемому в суд заявлению об усыновлении.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд.

После постановки на учет кандидаты в усыновители имеют право: получить подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования РФ и Министерством здравоохранения РФ. Кандидаты в усыновители обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт, а также подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в орган исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи, или в Министерство образования РФ.

Таким гражданам обеспечивается доступ к документированной информации о детях, нуждающихся в усыновлении, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании письменного заявления гражданина, признанного органом опеки и попечительства кандидатом в усыновители, документированная информация о нем помещается в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным или федеральным оператором в целях учета сведений о таких гражданах.

В некоторых случаях предварительная постановка на учет граждан в качестве кандидата в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению. Понятно, что в таких случаях предварительная постановка на учет просто не нужна, а ее наличие или отсутствие не может иметь какого-либо значения для последующего принятия судом решения об усыновлении.

Другое дело, когда речь идет о гражданах, которые желают стать усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся для них ранее совершенно посторонними, и не выдвигают требований об усыновлении конкретного ребенка. В подобной ситуации регистрация граждан в качестве кандидатов в усыновители необходима, после нее и будет осуществляться подбор ребенка для усыновления.

Имеет некоторые особенности учет граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ. Согласно п. 2 ст. 126 СК и разд. IV Правил передачи детей на усыновление (удочерение) учет иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти (т.е. Министерством образования РФ).

Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами РФ, и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства. Так, в Москве учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей — граждан РФ, ведется Департаментом образования.

Для получения сведений о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направления на посещение ребенка по месту его жительства (нахождения) кандидат в усыновители (гражданин РФ, постоянно проживающий за пределами РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства) представляет следующие документы:

  1. заявление с просьбой о подборе ребенка на усыновление с указанием фамилии, имени и адреса кандидатов в усыновители, а также пола, возраста и иных сведений о ребенке, которого они хотели бы усыновить;
  2. письменное обязательство кандидатов в усыновители о постановке на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке усыновляемого ими ребенка;
  3. письменное обязательство кандидатов в усыновители о предоставлении возможности обследования условий жизни и воспитания усыновляемого ребенка;
  4. копия паспортов или иных документов, удостоверяющих личность;
  5. заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, или лицами без гражданства — компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями. К заключению прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители;
  6. письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке.
Читайте так же:  Перечисление материнского капитала

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ, переведены на русский язык, и перевод должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве РФ в государстве места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на территории РФ.

Иностранные граждане, лица без гражданства и граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, желающие усыновить детей, являющихся гражданами РФ, имеют право на доступ в государственном банке данных к конфиденциальной информации о детях только при наличии в анкете детей информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (оказанию содействия в устройстве), в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ.

Учет граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, ведется и Министерством образования РФ, если они не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ и обратились непосредственно в указанное министерство.

Если усыновление производится иностранными гражданами или лицами без гражданства — родственниками ребенка или супругом его родителя (отчимом, мачехой), то постановка на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется.

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

Комментарий к статье 126

1. В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ (Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г.).

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ (за исключением родственников ребенка), по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет (см. комментарий к ст. 124 СК РФ).

За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки, предусмотренные п. 3 ст. 122 СК РФ, должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность (ст. 193.1 КоАП РФ).

2. Определение порядка учета российских граждан (независимо от места их проживания — на территории РФ или за ее пределами), желающих усыновить детей, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Об учете иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей — граждан РФ см. ст. 122 СК РФ и комментарий к ней.

bilety / 64. Дети, подлежащие усыновлению. Лица, могущие быть усыновителями

Дети, подлежащие усыновлению. Лица, могущие быть усыновителями

Дети, в отношении которых допускается усыновление

Как установлено п. 2 ст. 124 СК, усыновление допускается

а) только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение

б) и только в их интересах.

Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них полноценных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении). Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение; принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124 СК).

Именно в интересах детей п. 3 ст. 124 СК закреплено правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального характера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания усыновленного ребенка.

Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка (п. 3 ч. 2 ст. 26У ГПК). По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

Семейным кодексом (п. 4 ст. 124) отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории России, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями — иностранными гражданами.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории России, не являющимся родственниками детей, только истечении трех месяцев со дня поступления сведения о таких детях в государственный банк данных о детях, евшихся без попечения родителей. В этой связи сведения о детях, которые могут быть переданы на усыновление, предоставляются данной категории лиц соответствующем органом исполнительной власти субъекта Федерации не ранее упомянутого срока.

Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. Как установлено п. 1 ст. 126 СК, т детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения.

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне, поскольку согласно п. 2 ст. 126 СК должен определяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такой порядок уже определен (Владимирская, Новгородская, Липецкая, Тверская, Ярославская области, г. Москва . и др.). Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления образованием или созданными на их основе специализированными центрами по усыновлению.

Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разд. II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства о их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст. 127—128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

Кандидаты в усыновители имеют право:

получить подлинную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников;

обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок.

лично изучить в документы усыновляемого ребенка,

Читайте так же:  Не подает исполнительный лист по алиментам

познакомиться и установить с ним контакт,

подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

В некоторых случаях предварительная постановка граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению.

Имеет некоторые особенности учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами России.

Согласно п. 2 ст. 126 СК и разделу VII Правил передачи детей на усыновление (удочерение) учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной влаги субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (то есть Министерством Образования РФ). Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории России, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами или лицами без гражданства.

[3]

Сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направление на посещение ребенка по месту его жительства (нахождения) предоставляются названным выше кандидатам в усыновители лично на основании ряда документов. Среди них заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской федерации, или лицами без гражданства — компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями. К заключению прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители; письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданств желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, ведется и Министерством образования РФ, если они не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Федерации и обратились непосредственно в указанное министерство.

Лица, имеющие право быть усыновителями

В соответствии с п. 1 ст.127 СК усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в силу приобретения ими полной дееспособности, поскольку п. 1 ст.127 СК установлен возрастной ценз приобретения права быть усыновителем.

Усыновителями могут быть как супруги, так и одно лицо, причем как состоящее в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющееся совершенно посторонним для усыновляемого ребенка. Закон разрешает также усыновление ребенка одним из супругов (ст. 133 СК), одинокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе родственниками ребенка. Однако Семейным кодексом не допускается совместное усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке (п. 2 ст. 127 СК).

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения названных в законе требований к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка (п. 3 ст. 127 СК).

Семейный кодекс требует, чтобы разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет (п. 1 ст. 128 СК). Вместе с тем по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком может быть сокращена (п. 1 ст. 128 СК). Перечень подобных причин, даже примерный, в Семейном кодексе не приводится. Поэтому данный вопрос будет решаться судом в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся до усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым ребенком (например, если ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т. п.).

В соответствии с п. 2 ст. 128 СК наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком не требуется в случае усыновления гражданами детей своего супруга. То есть для отчима (мачехи), желающих усыновить ребенка своей жены (мужа), сделано исключение Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п. 1 ст. 128 СК, разница в возрасте между ними и ребенком не имеет значения.

Помимо этого усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители (ст. 126 ГК), так и непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении ребенка. Усыновление производится в интересах ребенка, а потому предполагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным качествам и условиям жизни должен обладать соответствующими возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка.

В связи с этим закон (ст. 127 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица:

а) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

в) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели, а именно:

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах);

д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542. Это следующие заболевания:

[1]

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, определен Министерством РФ. 1996. № 19. Ст. 2304. здравоохранения РФ. Медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя должно представляться им как при постановке на учет в качестве кандидата в усыновители, так и при обращении в суд с заявлением об установлении усыновления ребенка.

е) лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).

Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, то есть минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы;

ж) лица, не имеющие постоянного места жительства а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Пригодность жилого помещения (квартира, жилой дом, часть квартиры ил; жилого дома на праве собственности или на праве найма для проживания определяется в порядке, предусмотрено жилищным законодательством;

Видео (кликните для воспроизведения).

з) лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленно преступление против жизни или здоровья граждан.

Источники

Литература


  1. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  2. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

  3. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
  4. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
Учет детей подлежащих усыновлению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here