Вопросы защиты прав ребенка

Права ребенка

Права ребенка – это свод принципов, которые закреплены российскими и международными правовыми актами. Как на мировом, так и на национальном уровне действует большое количество актов, которые определяют статус лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

[3]

Каждый из актов направлен на защиту прав и интересов детей, а также на сохранение гарантированных для них свобод. Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с тем, как регулируются такие правоотношения в России и каким образом обеспечиваются права несовершеннолетних граждан.

Законодательное регулирование вопроса в РФ

Права детей в РФ определяются рядом правовых законодательных актов. В частности можно выделить несколько основных, которые действуют на территории России. Прежде всего, речь идет о Конвенции прав ребенка.

Для российского права это документ выступает в качестве основополагающего и применяется для регулирования всех возникающих правовых вопросов. Помимо этого документа стоит выделить Семейный кодекс РФ и Декларацию прав ребенка.

Указ Президента, согласно которому, занимается деятельностью омбудсмен, также считается важным документом в РФ. И последнее, на территории государства действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959 году. В рамках указанных актов регулируются следующие вопросы:

  • касающиеся равенства всех малолетних граждан, без учета половой принадлежности, расовой принадлежности, языка, цвета кожи, а также, национальности и социального происхождения;
  • относительно обеспечения социальной поддержки детям;
  • по созданию полноценных условий для проживания, всестороннего развития;
  • обеспечение сохранности достоинства несовершеннолетних граждан, их прав и свобод, гарантированных государством;
  • касающиеся получения имени, фамилии и отчества.

На этом, перечисление прав ребенка, установленных законодательно, не заканчивается. Существуют и другие моменты, о которых обязательно стоит упомянуть. Рассмотрим основные права подробнее.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Заключение

Все перечисленные права ребенка защищаются действующим законодательством и строго соблюдаются всеми гражданами государства. В случае нарушения установленных положений, человек, совершивший такой поступок, наказывается определенным законом образом.

Защита прав ребенка

Уважаемые участники образовательного процесса!

Интернет-баннеры, плакаты и видеоролики «О принципах работы Детского телефона доверия»:

1. Видеоролик «Слова»

2. Видеоролик «Право на один звонок»

3. Видеоролик «Мальчик и девочка»

4. Интернет-баннер и плакаты «О принципах работы ДТД

Права несовершеннолетних детей

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (Статья 1 Конвенции о правах ребенка)

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение — ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, — которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, — ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, — это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

  • С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
    Жить и воспитываться в семье
    Общаться с родителями и другими родственниками
    Защищать свои права
    Выражать своё мнение
    Право на имя, отчество и фамилию
    Изменение фамилии и имени
    Право на имущество
    Право на медицинское обслуживание
    Право на образование и другие.
  • Данные права установлены и гарантированы:
    Конституцией РФ;
    Семейным кодексом РФ;
    Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • — Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Право детей на здравоохранение

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Право детей на образование

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

Как осуществляется защита прав ребенка?

Читайте так же:  Пособие матерям одиночкам на второго году

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

  • К первым относятся:
    Прокуратура,
    Органы внутренних дел.
  • Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
    предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
    предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
    непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
    внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
    опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона «О милиции», ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

  • Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:
    предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
    осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
    организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
    подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет–универсальна – единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта «защиты» в активного субъекта.

Читайте так же:  Усыновление ребенка за границей

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
статья

В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Ельниковского района»

Викторина по правам ребенка

Разработала: методист ДДТ

по работе со старшеклассниками Х.К..Федосова

1. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 20 ноября 1989года
б) 20 ноября 1990 года
в) 20 ноября 1991года

2. Согласно конвенции ребенком является каждый человек до достижения.
а) 16-летнего возраста
б) 14-летнего возраста
в) 18-летнего возраста

3.Неотъемлемое право, признанное всеми основными международными правозащитными документами и являющееся основой всех остальных аспектов развития детей:
а) право на жизнь
б) право на развитие
в) право на участие.

4. Ребенок обладает правами:

А) с момента рождения
б ) по достижению совершеннолетия
в) с 14 лет

5. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:
а) школа
б) дом
в) семья

6. Согласно Конвенции, ребенок:
а) как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека
б ) ограничен в своих правах, по сравнению со взрослым
в) имеет больше прав, чем взрослый

7. Кто главные защитники прав ребенка?

а) родители
б) усыновители (удочерители), опекуны, попечители, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка
в) Все выше перечисленные.

8. Право на защиту от вмешательства в личную, семейную и домашнюю жизнь детей, а также переписку, защиту от клеветы и оговора обеспечивается, согласно Конвенции:
а) правом на свободу мысли, совести и религии
б) правом на личную жизнь
в) правом на свободу выражения мнения.

9. Реализуя право детей на здоровье, страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка, обязуются:
а) сокращать детскую смертность,
б) бороться с болезнями и недоеданием детей,
обеспечивать дородовой и послеродовой уход за ребенком,
в) распространять санитарную информацию
г) все выше перечисленное.

10. Дискриминация в отношении детей – это:
а) отсутствие равных прав для детей
б) лишение ребенка прав
в) наделение правами детей по особенным признакам.

1. Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране;

б) если они родились в законном браке;

в) равного социального положения;

г) равного имущественного положения;

д) независимо от различных обстоятельств*.

2. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

г) сверстники ребенка.

3. Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:

б) никогда не вмешивается в него;

в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка*;

г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях.

4. Ребенок может определять свое отношение к религии:

а) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества*;

б) по требованию родителей;

в) учитывая религиозные традиции государства;

г) по совету друзей или взрослых людей.

5. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

в) если это не наносит вреда другим людям.

6. Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства;

б) не имеет права;

в) если это необходимо в интересах ребенка*.

7 .Ребенок может учиться:

а) в школе, которую он выбрал*;

б) в школе, куда его направили местные органы власти;

в) в школе, которая соответствует его умственным способностям.

8. С какого возраста подросток имеет право на самостоятельный труд:

б) с 16 лет, с согласия родителей (письменно)*;

в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку.

9. Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*;

б) не имеют этого права;

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя;

10. Ребенок, живущий с родителями в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах*;

б) только пока живет с родителями;

в) пока живы родители.

1.Фильмы, книги, передачи, имеющие признаки культа насилия и жестокости:

а) можно использовать для определенной аудитории детей при получении соответствующего разрешения;

Читайте так же:  Порядок выдачи сертификата на материнский капитал

б) можно использовать при любых обстоятельствах;

в) преследуются по закону*;

г) можно использовать для детей, если получено письменное согласие родителей.

2. Дети могут участвовать в военных действиях:

а) если этого требуют интересы Родины;

б) если есть согласие родителей;

3. Дети, у которых есть физические или умственные недостатки:

а) учатся в школе, которую выберут сами с помощью родителей*;

б) учатся в специальных учебных заведениях;

в) не учатся согласно медицинскому заключению.

4. Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;

б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;

в) по согласию с родственниками или опекунами.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. С какого возраста юноша становится на воинский учет?

6 . Конвенция о правах ребенка — это:

А) Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения.

Б) Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими

С) Распоряжение Генерального секретаря ООН,

7. Конвенция о правах ребенка ратифицирована РФ:

А) в 1990 г., (СССР)

8. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

А) от самого ребенка,

Б) от его родителей,

С ) от государства

9. Право на выбор занятий и объединений есть:

А) только у взрослых,

С) у учащихся школ.

10 .С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

Права ребенка. Викторина «Что мы знаем о правах детей?»

Галина Устьянцева
Права ребенка. Викторина «Что мы знаем о правах детей?»

Викторина «Что мы знаем о правах детей

Составитель: ст. воспитатель Г. Р. Устьянцева

Участники: заведующая ДОУ, ст. воспитатель, воспитатели групп, педагог – психолог

Девиз: «Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них заботимся, зависит завтрашний день всего общества».

Цель: пропаганда правого воспитания детей

1. оформление наглядно – информационного стенда «Ребенок и его права».

2. анкетирование педагогов по правовому воспитанию детей

выпуск памяток для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье

3. тест «Какой Вы родитель?»

4. выставка литературы по данной тематике

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня детей (Universal Children’s Day) как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным. 20 ноября знаменует день, в который Ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.

Обеспечение охраны прав детей это не только глобальная проблема мирового сообщества. По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать на дошкольном уровне. Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного пространства и дошкольного образовательного учреждения детей, педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном Кодексе РФ, Законе об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, в Законе «Об образовании».

Тема нашей встречи «Знаем ли мы права ребенка». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными участниками обсуждения.

Вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека. Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы.

Задание 1. Словарь понятий. Предлагается составить словарь терминов по теме «Права ребенка»

Декларация — объявление, не имеет обязательной силы. Это рекомендация.

Личность — человек как носитель ценностей.

[1]

Пакт — тоже конвенция, только неоднородного содержания.

Обязанность — круг действий, возложенных на кого-нибудь, безусловных для выполнения.

Конвенция — международное соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для всех государств.

Ребенок — каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Закон — общеобязательное и непреложное правило.

Право — то, что соответствует природе человека, что разрешено законом.

Задание 2. «Сказка ложь, да в ней намек.»

1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»? (лиса, петух)

2. Какое право нарушил Иван – царевич в сказке «Иван — царевич и Серый волк»? (Право на владение личным имуществом).

3. Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка – путешественница»? (Правом на свободное передвижение).

4. Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей)

Задание 3. «Волшебный сундучок» Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.

Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? праве на имя).

Сердечко. Какое право может обозначать сердце? праве на заботу и любовь)

Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? праве на имущество)

Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь. О каком праве напоминает эта книга? праве на образование).

Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? праве ребенка быть вместе с мамой)

В завершении я хочу процитировать слова писателя А.Лиханова: «Право ребенка на жизнь и право на родительство – это неотъемлемые права любого человека, а ребенок – поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы зрячие – родители, учителя, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос.»

Проект «Права ребёнка» Проект «Права ребёнка». Воспитатель: Музипова С. Р., РТ г. Лениногорск. Актуальность. Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается.

Проект «Ребёнок имеет право…» Проект «Ребенок имеет право…» (работа с родителями) Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект «Ребёнок имеет право. » Этот.

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Предварительный просмотр:

Нормативно правовые документы по защите прав ребенка

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 . Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Читайте так же:  Документы для смены фамилии после развода

Статья 26, 27 . Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 23 . Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31 . Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19 . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32 . Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30 . Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15 . Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56 . Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 . Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19 . Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29 . Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37 . Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38 . Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

[2]

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14 . Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статья 15 . Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Викторина по правам ребенка
методическая разработка по теме

В работе представлены три блока вопросов по правам ребенка. Эта викторина была проведена на уровне района среди команд учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ района. В день проведения состоялся районный круглый стол «Подари ребенку радость» с участием уполномоченного по правам ребенка при Главе Республики Мордовия Н.Е.Юткиной.

Скачать:

Вложение Размер
viktorina_po_pravam_rebenka.doc 51 КБ

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Права несовершеннолетнего гражданина в России

У несовершеннолетнего ребенка есть определенные права, соблюдение которых гарантирует государства. Каждое право защищается законодательно. В список прав ребенка входят следующие права на:

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.
Читайте так же:  Приостановить взыскание алиментов

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Скачать:

Вложение Размер
normativno-pravovye_dokumenty_po_zashchite_prav_detey.docx 19.5 КБ

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

В заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Источники

Литература


  1. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.

  2. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
Вопросы защиты прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here