Защита прав и интересов детей оставшихся

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 121 СК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ пункт 2 статьи 121 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 121 СК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ пункт 2 статьи 121 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Нужен ли при разводе раздел имущества

Права детей без попечения родителей и находящихся в организациях

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства.

Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

Нематериальные права

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также заключается в получении иных преимуществ. Предоставляемые государством возможности не выражаются в денежном или ином осязаемом понимании, но они не менее важны, чем описанные выше. Согласно нормам СК РФ, статусные дети наравне с другими могут:

  • Получать бесплатное образование в средних, профессионально-технических и высших учебных заведениях. Студенты ПТУ и ВУЗов имеют достаточное для жизни, приобретения одежды, литературы, а также для формирования накоплений материальное обеспечение из федерального бюджета (нормы из ФЗ №159).
  • Пользоваться возможностью бесплатного медицинского обслуживания. В структуру этого права входит гарантия срочной госпитализации при необходимости, обязанность опекунов дважды в год приводить детей на плановый осмотр, а также реальное оздоровление в детских спортивных лагерях каждое лето.
  • Иметь льготы при трудоустройстве. Сироты после окончания учебного заведения получают выходное пособие в размере двух прожиточных минимумов. Если выпускник не находит работу, он становится клиентом центра занятости и оформляет выплату по безработице на 6 месяцев. Кроме этого, особа осваивает порядок составления резюме, ищет варианты трудоустройства. В случае ликвидации (реорганизации) предприятия особа из числа сирот может воспользоваться право пройти бесплатное переобучение.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Важнейшей функцией семейного права является регулирование отношений по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статьи 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые обладают исключительным правом по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведению учета таких детей, выбору формы их устройства, а также по осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Статья 123 Семейного кодекса РФ, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяет их на семейные: усыновление (удочерение); опека (попечительство); приемная семья; а также внесемейные, связанные с передачей детей в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Законодатель делает акцент на то, что к внесемейным формам устройства можно прибегнуть лишь при отсутствии возможности использования семейных форм.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представляющей собой установление между усыновителем и усыновленным правоотношений, близких по своей юридической природе к родительским.

Усыновление, согласно пункту 2 статьи 124 Семейного кодекса РФ, допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Процессуальные особенности усыновления определены в статье 125 Семейного кодекса РФ, которая устанавливает, что усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Усыновителями в силу статьи 127 Семейного кодекса РФ могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Законом установлено, что для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

Правовые последствия усыновления (ст. 137 Семейного кодекса РФ) выражаются в том, что, с одной стороны, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению, а с другой — усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Исходя из этого можно сделать вывод о том, что усыновленные дети в правах приравнены к родным детям и могут быть наследниками по закону после своих усыновителей.

Усыновление в силу правил статей 140-143 Семейного кодекса РФ может быть отменено в судебном порядке (например, при ненадлежащем исполнении усыновителями своих обязанностей по отношению к усыновленным), но лишь до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, за исключением случая, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

Читайте так же:  Прописка в паспорте при смене фамилии

Опека и попечительство, согласно статье 145 Семейного кодекса РФ, устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в административном порядке по решению органов опеки и попечительства.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно статье 148 Семейного кодекса РФ, имеют право:

  • на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
  • на обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  • на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

Опекуны (попечители) ребенка имеют право и обязаны воспитывать

ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством).

В соответствии с пунктом 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, однако при этом на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

Приемная семья (гл. 21 Семейного кодекса РФ) представляет собой форму устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, основанную на договоре между органами опеки и попечительства и приемными родителями, который должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

В отличие от усыновителей, опекунов (попечителей), приемные родители осуществляют свои функции возмездно, причем размер оплаты их труда и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Приемным родителям на содержание каждого ребенка ежемесячно также выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Однако, в отличие от усыновленного, он не приобретает права, которые связывают последнего с усыновителями, поскольку отношения приемного ребенка и приемных родителей носят срочный характер и прекращаются по достижении ребенком 18 лет, по истечении срока договора и по иным, указанным в Семейном кодексе РФ основаниям.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство – крайне актуальная проблема современного российского социума. С каждым годом количество сирот в нашей стране увеличивается, потому что социальные вопросы не решаются. Еще один важный вопрос касается соблюдения прав детей, лишенных родительской опеки – очень часто воспитанники в приемных семьях не счастливы. Какие возможности имеют сироты?

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Здравствуйте мне 22 мать лишена родительских прав отец умер жила в дет доме какие льготы и выплаты мне положены ?

Здравствуйте мне 22 была комната от матери я ее продала. Имею ли я право получить жильё ?

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законодательные нормы

Права детей-сирот в РФ разъясняются нормами статьи 148 СК РФ. Обездоленные особы очень часто предоставлены сами себе и не защищены. Законодательное закрепление прав является способом защиты несовершеннолетних и обеспечением их безопасности. Основные юридические гарантии для детей, которые потеряли своих родителей по причине смерти либо из-за асоциального поведения матери, отца, можно поделить на такие группы:


Права ребенка как особы необходимо разъяснить более детально. Основные возможности сирот и подопечных регламентированы нормами ст.148 СК РФ. Одна из наиболее важных гарантий – уважение собственного достоинства сироты. Даже если ребенок еще маленький и не достиг еще какого-то социального статуса в обществе, нельзя его притеснять или обижать, а также организовывать воспитательный процесс в жесткой форме. Кроме этого, к основным субъектным правам малолетнего можно отнести:
  • Противодействие преступному поведению опекунов. Репортажи новостных телеканалов пестрят сообщениями о насилии в чужих семьях. Дети очень часто тяжело работают на огородах, их плохо кормят.
  • Получать воспитание и жизненные уроки в семье опекуна, проживать с ним. По сути, такая возможность является реализацией права особы на жизнь вместе с родителями (ст. 54 СК РФ). Сирота обеспечивается гарантированным жильем до 16 лет, а в последующие 2 года (до достижения совершеннолетия) место жительства лишенного родительской опеки согласовывается сторонами. Человек может остаться и дальше вместе с приемной семьей.
  • Возможность общаться с биологическими родственниками. Никто не может ограничить свободу общения с мамой, папой и другими близкими, особенно в подростковый период. Каждый человек должен знать свою родословную и имеет право лично решать с кем поддерживать отношения после выхода из приемной семьи.
  • Выражать собственное мнение в вопросах, которые касаются личности ребенка и любых моментах быта, развития (нормы ст.57 СК РФ).
  • Обеспеченность основными условиями для проживания, воспитания и формирования навыков.
Читайте так же:  Квартира в ипотеку при разводе кому достанется


Прокуратура и органы по опекунству обязаны следить за материальной обеспеченностью, думать про формирование финансовой основы его жизни после совершеннолетия. Нормы ст.148 СК РФ гарантируют реализацию и соблюдение основных имущественных прав сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в плане сохранности жилья включает систему норм:

Полномочия специальных органов по защите прав и интересов

Видео (кликните для воспроизведения).

Реальная гарантия соблюдения равных стартовых условий в жизни для сирот и лиц, которые воспитывались в обычной семье, невозможна без реализации системной государственной политики. Задача органов состоит в соблюдении баланса прав между сиротами и лицами, которые воспитывались в семьях. Согласно нормам ст.121 СК РФ, их функции следующие:

  • защита прав статусных лиц;
  • выявление попавших в сложные жизненные обстоятельства;
  • поддержка постоянного контакта с руководителями органов самоорганизации населения, педагогическими коллективами и другими группами людей, которые могут владеть информацией о неблагополучных семьях;
  • устройство в различные формы воспитания, которые функционируют в РФ;
  • проверка соблюдения всех прав и обеспечения жилищных условий сирот;
  • подготовка проекта и отправка обращения в прокуратуру.


Пункты ст.123 СК РФ предусматривают, что муниципальные органы устраивают детей как в семейные виды (ПС, удочерение, опекунство), так и в образовательные учреждения (интернаты). Безусловно, сегодня в приоритете усыновление, потому что у детей есть возможность обрести новых родителей, которые покажут достойный жизненный пример. Другие семейные образования также развиваются. Службы по делам несовершеннолетних стараются ограничить устройство малолетних в интернаты, потому что несовершеннолетние должны оставаться в семьях. Прокуратура также занимается мероприятиями по охране прав несовершеннолетних детей. Основные задачи органа таковы:
  • представительство интересов в суде;
  • судебное решение вопроса о лишении родительских прав по отношению к их неполнолетним детям;
  • проверка соблюдения законов на территории государства.

Комментарий к ст. 121 СК РФ

1. Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.

Они также осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, см. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы.

При этом следует учитывать, что отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество.

Несовершеннолетние дети могут лишиться родительского попечения в силу различных причин. Примерный перечень этих причин дан в комментируемой статье.

§ 24. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Положение ребёнка в обществе отличается от положения взрослого. Ребёнок не обладает самостоятельностью, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы.

Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребёнка принимают взрослые. Дети нуждаются в защите или опеке старших. Но не у всех детей есть родители, и не все дети воспитываются в родной семье.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети-сироты, у которых умерли родители. А также социальные сироты — дети, воспитанием которых их родители не занимаются по разным причинам (лишены родительских прав, отбывают наказание в местах лишения свободы, находятся в лечебных учреждениях, уклоняются от воспитания детей или оказания им помощи, оставили своих детей).

Читайте так же:  Закон о домашнем насилии митрошина

Советуем запомнить!
Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители или они не занимаются их воспитанием и содержанием.

Во всех случаях заботу о детях берут на себя общество и государство.

[3]

Дополнительное чтение
В древности общество не заботилось о сиротах. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких растили за счёт государства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афиняне: законами Солона и Писистрата (VI век до н.э.) предписывалось заботиться о сиротах. Император Траян (I век н.э.) впервые стал учреждать особые дома для покинутых детей.
В конце XIX века в России сложилась система помощи детям-сиротам. В одной только Москве действовало около 200 благотворительных заведений для детей, из них более 40 составляли детские приюты.

Что вам известно из курса истории о деятельности Солона и Траяна, которые ещё в Древнем мире на государственном уровне проявляли заботу о сиротах? (При необходимости воспользуйтесь учебником истории 5 класса.)

В наши дни в России детей-сирот насчитывается, по разным данным, от 100 тыс. до 700 тыс. человек.

Сирот сегодня много во всём мире. Современные исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

На помощь сиротам приходят общество и государство. В России существуют многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приёмная семья, детский дом семейного типа, дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.

Помогают детям, оставшимся без попечения родителей, и конкретные люди. Наиболее распространённым среди россиян способом помощи является пожертвование одежды, игрушек, продуктов, денег интернатам и детским домам. Такая помощь очень важна. Но разве она может заменить ребёнку семью?

Наиболее желательным видом помощи является устройство сироты в семью, при этом усыновление (удочерение) — наилучший способ. На втором месте — помещение ребёнка в семью опекунов или попечителей. На третьем — семейный детский дом.

Советуем запомнить!
Усыновление (удочерение) — принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного.

Ребёнок после усыновления (удочерения) получает все права родного — со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей — и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Семья усыновителей становится новой семьёй ребёнка, в которой он обретает статус родного. Ребёнок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновлённого ребёнка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Самыми распространёнными формами устройства ребёнка на воспитание в семью остаются опека и попечительство.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Традиционно в России сложилось так, что под опеку брали ребёнка его родственники (около 80%), из них свыше 40% — бабушки и дедушки. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем. За последнее время увеличивается число опекунов, желающих взять ребёнка, не состоящих с ним в родственных отношениях. Чужие люди берут под опеку с целью дальнейшего усыновления.

На основе семьи может быть создан детский дом семейного типа. Супруги по взаимному согласию берут на воспитание 5-10 детей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть устроены в приёмную семью.

Взрослые в такой приёмной семье получают заработную плату. На содержание каждого ребёнка им выплачиваются средства на питание, одежду, обувь и другие нужды. Ребёнок, переданный в приёмную семью, сохраняет право на льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста. Приёмная семья пользуется преимущественным правом на получение путёвок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха.

[2]

За защитой своих прав дети, оставшиеся без попечения родителей, могут обратиться в суд или к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка.

Его главная задача — обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребёнка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют определённые льготы. Например, достигнув возраста 18 лет, право на получение бесплатного жилья.

Во многих регионах России сиротам предоставляются дополнительные льготы: бесплатный проезд в общественном транспорте, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и др.

Органами государственной власти России приняты специальные программы, направленные на предупреждение социального сиротства, на помощь таким детям.

Подведём итоги
Дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты — это дети, которые никогда не воспитывались в семье либо жили в семье какую-то часть своей жизни. Они лишены внимания родителей, а поэтому нуждаются в особой заботе общества и государства.

Основные термины и понятия
Дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение).

Правоведение

Российское законодательство

Созданная в нашем государстве система нормативно-правовых актов позволяет реально защитить права сирот. В список главных законов и норм для статусных детей входят:

  • Конституция РФ (ст.7);
  • СК РФ (ст. 54, 56, 60, 121 — 123, 148, главы 19 — 22, 13);
  • ГК РФ (статьи 36 и 37);
  • ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях»;
  • ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • Приказ Минобразования РФ от 16 февраля 1993г «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)»;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 45).

Права детей-сирот в РФ защищены должным образом. Основная общественная функция органов власти состоит в минимизации негативного влияния окружающей асоциальной среды на развитие ребенка. Органы опеки и попечительства успешно справляются с этим заданием. Конечно, уровень выполнения законов не всегда соответствует ожиданиям, потому что организовать контроль в сельской местности сложно из-за значительной удаленности некоторых населенных пунктов от районных центров, но в целом ситуация с защитой сиротских прав в стране контролируема.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Читайте так же:  Как подать заявление на развод без жены

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, можно отнести к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин заключается в обилии социально-оценочных норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов, содержания которых выступают психологические элементы. Особый социальный резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами о праве на воспитание детей. К числу таких дел можно отнести следующие:

— о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;

— о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

— об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

— об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу;

— о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;

— о лишении родительских прав;

— о восстановлении в родительских правах;

— об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав);

— об отмене ограничения родительских прав;

— об усыновлении ребенка;

— об отмене усыновления.

Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, где законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет интересы детей.

Интерес ребенка — главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка. По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая, во-первых, отражала бы определенные факты действительности, во-вторых, была бы получена из процессуально нейтрального (незаинтересованного в исходе дела) источника. Такая информация, с одной стороны, могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, с другой — служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств. Именно этим объясняется в целом доказательственная значимость выводов, содержащихся в заключении эксперта-психолога.

Родители, будучи законными представителями своих несовершеннолетних детей, вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных на то правомочий.

По Семейному кодексу РФ, при решении вопроса о месте проживания учитывается желание самого ребенка, если он достиг 10-летнего возраста (хотя преимущественного значения этому не придается: суд может не учитывать желания ребенка, если придет к выводу, что оно противоречит его действительным интересам). При выявлении мнения ребенка о месте его проживания перед судом встают вопросы, которые ему необходимо предварительно разрешить.

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве.

Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Информация о грубом нарушении прав ребенка идет к прокурору, в необходимых случаях им может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.). Такое устройство вменено в обязанность органов опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение 7 дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

Источники

Литература


  1. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  2. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

  3. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
  4. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
Защита прав и интересов детей оставшихся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here