Защита прав ребенка конспект

Занятие-игра «Права сказочных героев» для подготовительной группы с ИКТ по проекту ЮНЕСКО «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей — развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
  • продолжать формировать навыки работы с компьютером.

Предварительная работа:

чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование

: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок — я имею право”; ноутбуки, проектор.

Ход занятия

— Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.

— Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1

1 слайд

— Конвенция прав ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать — какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы — то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд — На

экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

— Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.

3 слайд

— Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. ”

— Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд — на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.

    Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)
  • 7 слайд — Право на имя.

    Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

    • А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
    • А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
    • Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

    — Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

    У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

    8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

    Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

    Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

    Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

    Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

    Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

    Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

    Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

    Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

    9 слайд

    — Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

    Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

    Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

    Три братца дружно строят дом,
    Тепло, уютно будет в нём.
    В работе братцы знают толк,
    Не сможет в дом пробраться волк.

    Читайте так же:  В какую организацию подавать заявление на развод

    — Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

    10 слайд

    Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”

    Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

    — Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

    Проводится подвижная игра “Три поросенка”.

    Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.

    Мы маленькие поросятки,
    На полянке мы гуляем, цветы собираем,
    песенки поем, волка в дом не ждем.

    Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

    Условие игры

    : когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

    Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

    — Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

    Проходите и снова внимание.

    11 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. .

    Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

    Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

    — Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

    12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

    Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

    — У Снегурочки появилась семья.

    • О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
    • Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

    Воспитатель

    : Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

    Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)

    У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

    — А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

    Птицы страшные летали,
    Братца милого украли.
    Ничего с ним не случится —
    Выручит его сестрица.

    — О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

    13 слайд — На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

    Воспитатель

    . Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

    — Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

    14 слайд

    — Право не разлучаться со своими родителями. Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

    А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

    Пальчиковая гимнастика “Семья”

    На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

    Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.

    [1]

    Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.

    Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве — праве общаться на своем родном языке.

    15 слайд

    — Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

    Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

    16 слайд — инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

    Маша.

    [3]

    Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

    Воспитатель. А что случилось?

    Медведь

    . Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

    Маша

    . Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.

    Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.

    17 слайд

    Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

    Воспитатель. Миша нарушил права Маши.

    — Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.

    — Снова прошу вашего внимания.

    18 слайд — отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

    Воспитатель:

    . Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

    . Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

    “Я буду умненьким и благоразумненьким”, — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

    19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

    В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

    “Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

    20 слайд — Каждый человек имеет Право на образование.

    Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

    Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

    Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей — детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

    Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

    Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”.

    Презентация 2

    Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.

    Индивидуальная работа с детьми.

    Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

    21 слайд — Я ребенок. Я имею право . (Дети перечисляют права детей)

    Всем спасибо, до свидания.

    Литература.

    1. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
    2. Доронова Т.Н.,Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.
    3. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014.
    4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
    Читайте так же:  Запрет на выезд ребенка за границу пмж

    Тема 6.10. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

    Ребёнок — каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

    Перечень прав, закреплённых в Конвенции о правах ребенка 1

    1 Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 20 ноября 1989 г.

    • право на жизнь;
    • право на имя и на приобретение гражданства;
    • право на сохранение своей индивидуальности;
    • право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;
    • право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка;
    • право на свободу мысли, совести, религии;
    • право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;
    • право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства или посягательства в личную жизнь ребёнка;
    • право на уровень жизни, необходимый для развития ребёнка;
    • право на отдых и досуг;
    • право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;
    • право на образование;
    • право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения плодов чужого труда).

    Основные принципы Декларации прав ребенка 1

    1 Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1959 г.

    • Равенство прав всех детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
    • Ребёнок нуждается в любви и понимании; он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.
    • Малолетний ребёнок (т. е. в возрасте до 14 лет) не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаемым со своей матерью.

    Образец задания

    (Б) Мать четырёхлетнего Антона умерла, когда ему не исполнилось и одного года. Мальчик проживал у отца, а в его воспитании принимали активное участие дедушка и бабушка со стороны матери. Они заботились о мальчике до достижения им трёх лет, пока отец ребёнка не женился. С этого времени он отказался от услуг бывших тёщи и тестя, запретил им встречаться с внуком, обосновывая своё решение тем, что Антон должен
    быстрее привыкнуть к «новой маме». Какое право ребёнка было нарушено в этой ситуации?

    1) на выражение собственного мнения
    2) на сохранение своей индивидуальности
    3) на общение с родственниками
    4) жить и воспитываться в семье

    Статья «Права ребенка и их защита»

    Права ребенка и их защита

    Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

    — какие права имеет ребенок, только родившись;
    — от кого нужно защищать ребенка;
    — какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
    — кто обязан защищать права ребенка;

    Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
    Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

    1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

    2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

    3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

    4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

    5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

    6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

    7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

    Читайте так же:  Причины отказа в путевке ребенку в лагерь

    8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

    9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

    10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

    11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

    Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

    От кого нужно защищать ребенка?

    В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

    К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

    Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
    Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

    Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
    Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
    Наиболее типичные нарушения прав таких детей — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме. В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

    Кто обязан защищать права ребенка?

    В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
    Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (е сли ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

    Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

    Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
    Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

    Читайте так же:  Алименты на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются

    —> Сайт МБОУ СОШ № 2 г. Бугуруслана Оренбургской области —>

    —>Приветствую Вас Гость

    —>

    —>
    —> —>Меню сайта —>
    —>

    —>

    Видео (кликните для воспроизведения).

    —> —> —> —>

    —> —>Категории раздела —>
    —>
    Конспекты внеклассных мероприятий [19]
    Статьи и доклады [13]
    Родительское собрание [1]
    О питании [2]
    —>

    —> —> —> —>

    —> —>Статистика —>

    Каталог файлов

    Открытый классный час.

    Тема: Права детей — детям!

    «Человечество обязано давать

    ребенку лучшее, что оно имеет»

    (Декларация прав ребенка)

    Цели:

    1.Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству.

    2.Учить детей отстаивать свои права.

    Задачи:

    1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

    2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.

    3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

    Песня на мотив «Чему учат в школе»

    Все права свои узнать,

    Их на деле применять,

    Учат в школе(3 раза)

    Применять и изучать, все законы соблюдать

    Учат в школе (3 раза)

    Чтоб друг друга уважать,

    Никогда не обижать

    Учат в школе (3 раза)

    И воспитанными быть,

    Права помнить все и чтить

    Учат в школе (3 раза)

    1 уч. Однажды люди со всех (стран) концов

    Земли решили собраться вместе.Кто-то

    приехал с запада, кто-то с востока,

    С севера и юга, из богатой страны

    И из бедной. Здесь были и мужчины

    И женщины. Они отличались друг

    от друга цветом кожи, говорили

    на разных языках, поклонялись разным богам.

    2 уч. Многие приехали из тех мест, где шла война, где

    гибли люди. Другие приехали из стран, где

    людей часто преследуют за их религию,

    за их политические взгляды.

    3 уч. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

    4 уч. Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребёнок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

    Учитель: Сегодня наше занятие мы посвятим теме «Права Детей». Все вы знаете, что 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа-Конвенции о правах ребёнка.

    — Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего условия, защитить ваши интересы и права?

    — Конечно, ваши родители,семья-важная часть общества.

    — Что такое право?

    (это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).

    [2]

    -Существует документ международного значения — «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.

    (Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

    Цель ООН — борьба за мир и сотрудничество между государствами.

    Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

    ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

    Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».

    (Принята 20 ноября 1989 г. ООН)

    -В ней говорится, что гос-ва,подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровьи,благополучии,образовании и всестороннем развитии.

    — А кто знает, сколько статей в Конвенции?

    В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них Право на жизнь

    — При рождении ребёнка родители дают ему имя.

    Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребёнка. Он говорит не только о факте появления ребёнка, но и о том, что этот новый человек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

    — Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь?

    Следовательно, о вас заботится правительство России.

    — А сейчас обратимся к сказкам. В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол.

    Задание 1. Каждой команде будет дана определённая сказка. Вам нужно подготовиться и ответить на вопросы:

    1 ком. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка »

    2 ком. «Лиса и заяц»

    3 ком. «Лягушка путешественнеца»

    Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:

    Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)

    Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)

    Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)

    Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)

    Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

    1) -К какой сказке относится эта иллюстрация?

    -Все ли герои сказки «Гадкий утёнок» относятся друг к другу по-братски?

    -Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

    -Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

    — Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка (он был совсем не похож на других).

    -Чья жизнь в опасности?

    -Кто посягает на жизнь?

    3)- Нарушение каких прав изобразил художник?

    -Назовите номер рисунка, где изображено

    а) право на владение личным имуществом.

    б) право на свободу

    в) право на неприкосновенность жилища

    г) право на жизнь.

    4) – Вспомните сказку «По щучьему велению» прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?

    — Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?

    — Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

    -Какое право нарушил Емеля в этом случае?

    5) – Кто написал эту сказку? Как она называется?

    — Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд?

    -За какое вознаграждение и на какой срок нанял работника?

    — Получил ли работник вознаграждение, что могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?

    Учитель: С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершив различные правонарушения. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

    Посмотрите сценки. Как бы вы разрешили ситуации, представленные в них?

    Мама: Сколько раз тебе говорила-после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

    Дочь: Но мама! Ты же всё равно в 10 ещё не спишь.

    (в данном случае поведение дочери ущемляет права родителей на отдых и является нарушением общественного порядка).

    Мама: Дочка, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

    Дочь: Мама у меня завтра контрольная. К тому же, Конвенцией я защищена от выполнения любой работы, которая служит препятствием в образовании.

    (самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции в ст. 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономическом.)

    Катя: А ты не пойдёшь на физкультуру?

    Яна: нет, я освобождена.

    Яна: ой, стёрки нет. У кого же взять? У Кати посмотрю.

    Катя: почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь моё письмо?

    Яна: а что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрю. Разве нельзя?

    Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

    Порча чужого имущества

    – Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

    – Не дам, он новый, только вчера купили.

    – Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

    (Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу .)

    Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

    Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

    Кто прав?

    Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)

    Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

    Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

    Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

    Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

    На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

    Анкета

    Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

    1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

    а) Отложу все дела и займусь оформлением
    б) Займусь, когда будет свободное время
    в) Перепоручу другому однокласснику

    2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

    а) Уступлю место
    б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
    в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

    3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

    а) Постараюсь защитить
    б) Попрошу вмешаться прохожих
    в) Пройду мимо

    4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

    а) Постараюсь вернуть владельцу
    б) Передам взрослому
    в) Возьму себе

    Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

    Если вы набрали от 15 – 20 баллов — вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

    Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.

    Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

    -Права есть, как у взрослых, так и у детей.

    Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

    Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

    Уважай чужие права!

    Рефлексия

    Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

    Памятка школьнику

    Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

    Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

    Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

    В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

    В-четвертых, школа — твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

    В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

    В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

    В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги. В следующий раз помогут тебе.

    В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

    В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

    В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

    Источники

    [ —>Скачать с сервера (56.5 Kb) ] 10.10.2011, 13:34
    Читайте так же:  Виды разделов земельных участков

    Литература


    1. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.

    2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.

    3. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
    4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
    Защита прав ребенка конспект
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here